ДОСТУП
Кабельные трассы локальных сетей, разведенные по многоквартирным домам современных российских городов, - стандартное явление времени. Проникая в квартиры, где есть персональные компьютеры, они предоставляют пользователям ПК возможность не только загружать свою электронную почту и заниматься веб-серфингом, но и смотреть живое видео в режиме реального времени, играть в онлайновые игры.
Цифры и факты
Рынок широкополосного доступа в России внушает осторожный оптимизм (см. рис. 1). Судите сами: к концу 2005 г., по оценкам аналитического агентства J’son&Partners, в нашей стране ожидается 1270 тыс. "домашних" широкополосных подключений (на середину года зафиксировано 870 тыс.), причем более половины из них - за пределами Москвы. Всего лишь за полгода доля регионов должна вырасти с 44 до 52%. Весь рынок оценивается в 220 млн. долл.
Рис. 1. Динамика количества подключений (в %) за первое полугодие 2005 г.
При этом средний чек абонентов (этот показатель называют ARPU) широкополосного Интернета составляет примерно 20 долл. в месяц, причем он существенно не различается в разных регионах. Дело в том, что отличия идут в скорости: как отмечает Борис Овчинников, руководитель аналитического направления компании J’son & Partners, в Москве нормой является 2 Мбит/с (для доступа к интернет-ресурсам), но при этом значительная часть абонентов сидит на безлимитных тарифах со скоростями 128-300 кбит/c. В регионах нередко речь идет о десятках мегабит только во внутренней сети и о мегабитах для локальных городских ресурсов, а вот доступ во "внешний Интернет", особенно к зарубежным ресурсам, может быть ненамного быстрее коммутируемого соединения - "толщина" внешних каналов очень часто недостаточна из-за дорогой аренды и монополизма местных "Электросвязей". То есть за те же 20 долл. в месяц региональный абонент получает гораздо меньше ресурсов и скорости, чем столичный. К сожалению, эта ситуация пока не улучшается - в регионах недостаточен уровень конкуренции и абонентам приходиться выбирать не между провайдерами, а между технологиями - широкополосный доступ по выделенному каналу, коммутируемое подключение по телефонной линии или беспроводное подключение к оператору сотовой связи по GPRS.
Основной технологией для подключения пока остается Ethernet - на ее долю приходятся доминирующие 68%, тогда как на ADSL - всего 25%, а кабельное телевидение глобально отстает с 7% (рис. 2). При этом ADSL-сегмент лидирует по подключениям: если посмотреть срез данных за 6 месяцев 2005 г. (более свежих, к сожалению, нет - обычно аналитики делают подсчет не чаще двух раз в год), то можно отметить, что в регионах его рост превышает 270%, а в Москве и области - 162% (рис. 1). Конечно, столь фантастические цифры для регионов можно объяснить небольшим начальным уровнем проникновения, однако в общей динамике по России ADSL тоже стремительно отрывается от "преследователей" с показателем 179%. Для сравнения: Ethernet имеет 162% прироста.
Рис. 2. Распределение новых подключений по технологиям
Ситуация в регионах
С широкополосным доступом повторяется та же самая история, что была и с сотовой связью пять-шесть лет назад, - Москва существенно опережает регионы. В настоящее время в столице можно насчитать 4,4 условных широкополосных подключения на 100 жителей, что соответствует уровню таких стран Восточной Европы, как Венгрия или Польша, а также южноамериканскому Чили. Крупнейшими провайдерами, по оценке J’son&Partners, в Москве можно считать (в порядке убывания) "МТУ-Интел", "Комкор-ТВ", "Центел", "Корвет Телеком", "Корбина Телеком".
В регионах же плотность пока на целый порядок ниже - 0,4 условного широкополосного подключения на 100 жителей, что сравнимо с проникновением на Таиланде или Ямайке. В число крупнейших провайдеров здесь входят ЮТК (Южный федеральный округ), "КабInet" (Екатеринбург), "Дейтаком" (Великий Новгород), "Марк-ИТТ" (Ижевск), "Дальсвязь" (Дальневосточный ФО). В тот же самый момент более высокое интернет-проникновение (примерно в 4 раза выше среднего и в 1,5 раза выше, чем в Санкт-Петербурге и Владивостоке) в Москве сочетается с более быстрым переходом на широкую полосу: в столице около половины домашних подключений - широкополосные, а в регионах - не больше 20%. Связано это, конечно, с более высоким уровнем концентрации операторских компаний и большим количеством цифровых коммуникаций, включая опорные магистрали для российского сегмента сети Интернет.
Кстати, по проникновению широкополосного доступа даже регионы-лидеры находятся ниже уровня полутора подключений на 100 жителей. А вот по доле широкополосных подключений (среди всех домашних подключений) некоторые регионы сопоставимы с Москвой: к примеру, в Великом Новгороде широкополосный доступ преобладает над коммутируемым, в Удмуртии, Красноярском крае, Свердловской области доля широкополосных подключений около 30%, а в Новосибирской, Челябинской, Ростовской областях и в Приморье - порядка 20%. Есть и регионы-аутсайдеры: так, доля широкополосного доступа менее 5% наблюдается в таких областях, как Волгоградская, Саратовская, Оренбургская, в Алтайском крае и Республике Коми.
Как показывает практика, основными факторами, сдерживающими рост широкополосного доступа, являются, во-первых, слабая осведомленность пользователей о новой услуге, а во-вторых, отсутствие у многих из них технической возможности подключения, зачастую провода просто "не дотягиваются" до нужного многоквартирного дома или частного домохозяйства. Но есть еще и такой дополнительный фактор, как отсутствие потребности в высоких скоростях и больших объемах трафика. Это опять-таки связано с невключенностью многих субъектов экономической деятельности в глобальную информационную систему. К примеру, до сих пор буксуют программы по представлению органов государственной власти в Интернете, слабо развиты всевозможные базы данных по услугам и продукции коммерческих компаний в открытом доступе, недостаточно мультимедийного контента. Сказывается и высокая стоимость подключения: если в Москве пользователям уже удалось приучить компании-операторы не брать 50 или даже 100 долл. за мифическую "организацию условий подключения к ресурсам и сервисам", то в регионах такие цены, к сожалению, все еще реальность. Да и ARPU для регионов высоковат - по данным J’son& Partners, 74% пользователей "диалапа" (основное средство выхода в Интернет в регионах) платят до 20 долл. в месяц за такое удовольствие.
Чтобы увеличить число абонентов, операторы постепенно начинают грамотно использовать выработанные еще полтора года назад рецепты успеха. Во-первых, предложение должно опережать спрос, а стало быть, нужно "ковровое" покрытие по целым городским кварталам и районам. Во-вторых, для высокого охвата пользователей необходима как минимум общегородская рекламная кампания, что позволяет использовать "вирусный маркетинг", когда пользователи готовы подключаться к кабельному провайдеру не поодиночке, а целыми, уже сформированными, группами. В-третьих, система тарифных планов должна начинаться с 10 долл. в месяц, а плата за подключение - не более 30 долл., чтобы "пересесть" на новую технологию было психологически комфортно.
Кстати, вполне успешные новации с домашними локальными сетями позволяют повысить прибыльность не только за счет прокладки каналов для пользователей, но и благодаря сотрудничеству с органами власти. Речь о том, что домовые сети не просто являются инструментом частного бизнеса, они приобретают важное социальное значение, становясь опорными элементами структуры районных и городских транспортных сетей, которые используются муниципальными органами власти, организациями и предприятиями.
Для таких клиентов с их помощью можно организовать виртуальные корпоративные сети, а владельцам домовых сетей это приносит регулярный фиксированный доход. Город же, пользуясь услугами домовых сетей, экономит средства на создание сетевой инфраструктуры. В качестве примеров можно привести пока фрагментарно функционирующую московскую систему тотального видеонаблюдения за местами массовых скоплений людей - стадионами, выходами из метро, рынками. Аналоговые видеокамеры имеют ограничения по количеству подключаемых устройств на один видеосервер (до 32 камер), сетевые же камеры подключаются к уже размещенному в доме коммутатору и связываются с видеосервером всего района.
Разрабатываются также программы охраны объектов, в том числе и частного жилья. С развитием домовых сетей увязывается решение многих внутригородских задач, таких, например, как обеспечение общественной безопасности, инфо-телекоммуникационное обслуживание работы коммунальных служб, противопожарная охрана, поддержка образовательной системы. Помогают подобные технологии и учебным заведениям, которые сертифицировали использование в своей работе технологии дистанционного обучения. А компании кабельного телевидения при переходе на телевидение поверх Ethernet-технологии, предоставляемой домашними сетями, смогут получить полную пользовательскую статистику для составления рейтингов передач, определения прайм-тайм и т. д. В общем, возможностей - море.
Именно благодаря этим возможностям к 2010 г. "клиентами" домашнего широкополосного доступа станут, как ожидается, более 15 млн. пользователей, а 80% новых домашних подключений тоже будут организованы по выделенным каналам. Причем в своем большинстве просмотр мультимедийного контента будет происходить на мобильных ПК. ARPU планируется в районе 15 долл., в том числе за счет дополнительных услуг (triple play), а объем рынка вырастет в 10 раз и достигнет 2,5 млрд. долл. (по данным J’son&Partners).
Без проводов
Совершенно отдельный вопрос - сочетание Wi-Fi и широкополосного доступа в частных квартирах. Дело в том, что идея избавления от проводов могущественна и особенно доминирует там, где в наличии есть несколько компьютеров или доминанта в компьютерной технике приходится на мобильные компьютеры с технологией Intel Centrino, в которой беспроводной интерфейс интегрирован по умолчанию. Как показывает практика, использование беспроводных точек доступа вполне возможно - их уже два-три года как устанавливают в современных офисных зданиях и примерно год-полтора - в частных домовладениях. Помимо удобства подобные технологии стимулируют к использованию дополнительных сервисов, в частности, приобретению специальных гибридных трубок DECT/Wi-Fi для звонков по VoIP в другие страны и города за сравнительно небольшие деньги - даже при стоимости таких трубок в 200 долл., они "отбиваются" за полгода активных разговоров, ведь стоимость минуты редко превышает 0,02 долл.
"Технология Wi-Fi (подключение по беспроводному радиоканалу к сети Интернет) в домашних сетях может использоваться исключительно как технология "последней мили", - отмечает Татьяна Толмачева, консультант аналитического агентства IKS-Consulting. - Хотя, учитывая тот факт, что дальность распространения сигнала у хот-спотов составляет всего 30-100 м, эту технологию можно считать скорее технологическим решением "последнего дюйма" - т. е. до квартиры или лестничной площадки идет кабельное подключение, а внутри - подключение уже беспроводное, что, безусловно, удобно для пользователей. Однако зарабатывать на этом будут не операторы беспроводного доступа, а скорее провайдеры доступа широкополосного, которые предложат монтаж такой точки за дополнительную плату, - уже сейчас подобные решения предлагают некоторые компании, к примеру "Вэб Плас"".
Борис Овчинников, директор аналитического агентства J’son & Partners, придерживается сходного мнения. Он считает, что охватить городской квартал или отдельный многоквартирный дом проводами пока проще и дешевле, а что касается Wi-Fi, то будет целесообразнее, чтобы эта технология использовалась внутри зданий каждым клиентом в отдельности. Вместе с тем Wi-Fi несет существенно больше проблем с безопасностью и контролем доступа, что может серьезно затруднить работу для пользователей с невысокой технической квалификацией.
С автором можно связаться по адресу: mb@viem.ru.