ИТОГИ

2005 г. ознаменовался на российском рынке ERP-систем заметным повышением конкурентной борьбы, в первую очередь в сегменте продуктов для средних предприятий, для которых почти все ключевые поставщики представили новые продукты и решения. На их фоне деятельность российского отделения корпорации Epicor Software (www.scala.ru) была не столь заметной, что объясняется несколько затянувшейся реорганизацией бизнеса после приобретения в 2004 г. компании Scala. Но, как считает региональный директор Epicor-Scala*1 Russia/CIS Деймон О’Нилл, бизнес корпорации в нашей стране развивался в прошлом году достаточно успешно и есть все предпосылки для его дальнейшего роста.

_____

*1 В Европе компания работает именно под таким двойным названием.

Epicor работает на мировом рынке автоматизации предприятий уже более 20 лет, и все это время развитие ее бизнеса сопровождалось приобретением других поставщиков ERP-решений. За последние два года главными покупками стали компании Scala (2004 г.) и CRS (2005 г.).

Технологической основой для объединения приобретаемых продуктов служат базовая платформа Microsoft (.NET Framework, SQL Server) и технологии Web Services. Однако еще важнее то, что Epicor делает акцент на прямую работу с заказчиками. В объеме ее доходов собственно продажи лицензий составляют лишь около 25%, остальное - оказание услуг по внедрению и сопровождению решений.

Деймон О’Нилл:

“В 2006-м мы выведем на российский рынок

несколько наших продуктов нового поколения”

Что касается России и СНГ, то как раз здесь очень хорошо видны маркетинговые и технологические проблемы развития бизнеса, возникающие в результате слияния примерно равновеликих поставщиков. Объявленное в конце 2003 г. слияние компаний Epicor Software и Scala Business Solutions поначалу не предвещало особых трудностей для российских заказчиков, тем более что перед глазами был свежий пример довольно успешного объединения двух других известных ERP-игроков - Navision и Damgaard. Ситуация для Epicor и Scala выглядела даже проще, учитывая то, что их сферы бизнеса в глобальном масштабе в общем-то не сильно пересекались (США и Европа соответственно). Но в России все оказалось гораздо сложнее.

В нашей стране интересы Scala представляло отделение, в котором трудилось около 40% всего ее персонала. При этом подавляющее большинство российских сотрудников компании работали в ведущем центре разработки Scala, расположенном в Москве. Интересы же собственно Epicor в России уже много лет на эксклюзивных правах представляла отечественная компания “ЭпикРус”, которая в свое время начала поставлять в Россию решения Epicor ERA Financials. Как будет обеспечено слияние этих двух ветвей бизнеса, оставалось неясным довольно долгое время, и лишь в августе 2004 г. было объявлено: в России Epicor-Scala будет делать акцент на продвижение лишь продуктовой линейки iScala

Такое решение трудно было назвать неожиданным: по данным Epicor-Scala, по состоянию на лето 2004 г. в России насчитывалось около 600 предприятий, использующих решения Scala, и примерно 300 - Epicor (в основном предыдущее поколение продуктов - Platimun SQL). Совершенно очевидно, что для активной работы по продвижению новых и поддержки унаследованных Epicor-решений требовалась мощная команда специалистов, которая была в тот момент только в “ЭпикРусе” (эта компания работает по принципу предоставления прямых комплексных услуг заказчикам). Скорее всего, в момент реорганизации в первой половине 2004 г. российского офиса Epicor-Scala договориться о покупке “ЭпикРуса” не удалось, а наличие независимого дистрибьютора-интегратора никак не укладывалось в глобальную бизнес-модель Epicor.

В результате полтора года назад сложилась ситуация, когда в России появились фактически две параллельные ветви бизнеса Epicor-Scala - в лице ее местного представительства и компании “ЭпикРус” (которая работает напрямую с головным американским офисом Epicor по соглашению, действующему до 2008 г.). Более того, они вступили в прямую конкуренцию между собой за пользователей унаследованных продуктов Platinum SQL, предлагая тем переходить соответственно на iScala и ERA Financials.

Вот, собственно, на этом фоне и нужно оценивать данные об итогах работы Epicor-Scala в России в 2005 г.*1. Как сообщил г-н О’Нил, за прошедший год доходы Epicor-Scala здесь выросли на 10% (в том числе продажи лицензий на 15%), появилось 35 новых заказчиков. Структура доходов компании в России и СНГ выглядит так: продажа лицензий - 22%, консалтинг - 38%, обслуживание - 40%. В настоящее время компания имеет в нашей стране более 600 инсталляций своих продуктов, с которыми работают свыше 8000 конечных пользователей. В силу вполне понятных причин основу местной клиентской базы составляют представительства и дочерние компании зарубежных предприятий, но в последние годы список заказчиков пополняется и российскими фирмами. В общем-то на этом официальные данные о российском бизнесе Epicor-iScala заканчиваются, но к ним можно дать несколько комментариев.

_____

*1 Весьма характерно и то, что свои пресс-конференции по итогам года Epicor-Scala и “ЭпикРус” (см. PC Week/RE, № 48/2005, с. 6) провели в Москве в один день, примерно в одно и то же время. Впрочем, возможно, это простое совпадение...

Прежде всего отметим, что показатели роста компании в этом регионе заметно отстают от темпов развития местного ERP-рынка (по данным IDC, он увеличился в 2004 г. более чем на 50% и есть все основания полагать, что завершившийся год был не менее успешным). Бросается в глаза и то, что общее число пользователей Scala за последние полтора года не сильно увеличилось, а это позволяет предположить, что наряду с появлением новых клиентов были и некоторые потери. Судя по всему, борьба за пользователей Platinum SQL идет с явным перевесом в пользу “ЭпикРуса” (по данным российской компании, 80% предприятий, купивших у нее ранее Platinum SQL, уже перешли на ERA Financials).

Другими словами, проблемы развития бизнеса Epicor-Scala вполне понятны, но тут нужно выделить два момента. Первый заключается в том, что компании приходится на ходу менять бизнес-модель работы на российском рынке. Ведь Scala ориентировалась на развитие партнерской сети, а Epicor занимается прямыми поставками продуктов и услуг заказчикам. Так, если ранее у Scala в России было более 20 партнеров-внедренцев, то сегодня их лишь 15, причем большинство - региональные (почти половина - на Украине). Региональный директор Epicor-Scala подчеркнул в этой связи, что компания будет делать ставку на увеличение доли предоставляемых собственных услуг по внедрению и сопровождению своих решений.

Вторая проблема, по-видимому, заключается в обновлении модельного ряда Scala. Еще осенью 2003 г. компания представила обновленный вариант своего ERP-пакета iScala 2.2 - он до сих пор является ключевым продуктом для России. Но тогда же было объявлено, что дальнейшие перспективы развития ПО Scala связаны с сотрудничеством с Microsoft в рамках создания ERP-платформы нового поколения Microsoft Business Framework (MBF), появление которой было обещано уже к концу 2004 г. Однако примерно год назад Редмонд (широко не афишируя это) существенно скорректировал стратегию обновления своих бизнес-решений, в том числе отодвинув сроки выпуска MBF еще на два-три года (см. PC Week/RE, N 44/2005, с. 38). Безусловно, это был очень неприятный сюрприз для всех участников программы MBF Technologies Adoption Program (в том числе для Epicor-Scala), так как они вели активные разработки в этом направлении и им пришлось срочно корректировать свою политику выпуска новых версий.

Как бы то ни было, трудный период реформирования бизнеса после слияния двух фирм, видимо, остался позади, и теперь можно ожидать более динамичного развития Epicor-Scala в России. В нынешнем году обещано представление новой версии платформы iScala SR2. Но самое главное, будет расширен спектр поставляемых решений за счет новых разработок корпорации. В первую очередь это Epicor for Services Enterprise (ESE) - комплексное решение для автоматизации средних предприятий сферы обслуживания (ESA). Данный продукт реализован на платформе Epicor Internet Component Environment (ICE), построенной, в свою очередь, на базе Microsoft .NET. Важно отметить, что ICE лежит в основе всех новых Web-сервисов корпоративного класса и является фундаментом для следующего поколения ERP-решений от Epicor. Сам продукт ESE включает ряд законченных функциональных блоков - CRM (работа с клиентами), Project (планирование и управление проектами), Commerce (управление запасами и покупками), Financials (управление финансами и учетными операциями), Business Intelligence (поддержка принятия решений на основе бизнес-аналитики) и Portal (единый настраиваемый портал доступа к функциональным и информационным ресурсам системы).

Из пояснений Деймона О’Нила можно было понять, что ESE - еще не окончательный вариант объединения продуктов Epicor и Scala, но довольно решительный шаг именно в этом направлении (впрочем, говорить о полном завершении процесса объединения ПО вообще не приходится, учитывая приобретение компанией все новых фирм). Из слов регионального директора следовало также, что решать задачу локализации и вывода новых продуктов на рынок компания будет самостоятельно, без привлечения российских партнеров (что вполне естественно при наличии собственного центра разработки в Москве).

В этой ситуации компания “ЭпикРус” вряд ли получит какие-то особые права (или даже просто права) на внедрение новых продуктов Epicor. Что же касается нынешних пользователей ERA Financials, то им со стороны Epicor-Scala наверняка будет предложена программа миграции на ESE. Позиция руководства “ЭпикРуса” по этому вопросу была недавно представлена на наших страницах (см. PC Week/RE, N 48/2005, с. 6).