БИЗНЕС-АНАЛИТИКА
В конце 2005 г. компания Business Objects выпустила новую версию интегрированного набора средств построения корпоративных информационно-аналитических систем - BusinessObjects XI Release 2, подведя тем самым черту под почти двухлетним процессом объединения своих продуктов с технологиями приобретенной в декабре 2003 г. фирмы Crystal Decisions. Задача эта была непростой, поскольку по своим характеристикам продукты Crystal (Crystal Reports, Crystal Enterprise и Crystal Analysis) в значительной мере конкурировали с линейкой Business Objects. Однако в целом они довольно удачно дополняли ее при создании полнофункциональной платформы, предназначенной для решения задач Business Intelligence (BI).
Объявленная в начале 2004 г. программа интеграции различных ветвей ПО подразумевала выпуск 11-й (промежуточная интеграция) и 12-й (окончательная) версий пакета BusinessObjects. Реализуя эти планы, компания через год представила пакет BusinessObjects eXtream Insight (BOXI), который и стал той самой 11-й версией. (Новое название означает расширение границ областей применения аналитических средств.) Нынешний BOXI R2 - это, следовательно, версия 12. Его первая публичная демонстрация в России была проведена компанией “Терн” (www.tern.ru) в декабре минувшего года.
Здесь следует отметить, что, поскольку BOXI представляет собой развитие приобретенного ПО Crystal, в новой линейке продуктов продолжается нумерация версий Crystal. По этой причине во избежание путаницы в ряде зарубежных публикаций данный продукт обозначался старым названием Crystal Suite 11.
Главным архитектурным новшеством BOXI R2 стало объединение на технологическом уровне платформенных служб Crystal Enterprise и семантического слоя BusinessObjects. В этом продукте завершено подключение к новой платформе всех функциональных модулей BusinessObjects, ранее реализованных в версии 6.5. Теперь BOXI R2 содержит следующие основные компоненты:
- инструменты создания корпоративной и встраиваемой в оперативные системы отчетности;
- ориентированные на бизнес-пользователей средства формирования запросов к источникам данных и получения аналитической отчетности по реляционным, многомерным и другим источникам;
- инструменты разработки управленческих информационных панелей, карт стратегий и показателей, систем управления на основе мониторинга KPI;
- единую BI-платформу, лежащую в основе всех средств анализа и создания отчетности;
- средства интеграции корпоративных данных.
Для решения задач подготовки стандартной, аналитической и управленческой отчетности, предоставления возможности формирования запросов к данным с использованием бизнес-терминологии, а также анализа информации, включая OLAP, предлагаются традиционные средства Desktop Intelligence, Web Intelligence и новое средство OLAP Intelligence.
Desktop Intelligence - переименованный “толстый” клиент, знакомый пользователям предыдущих версий под именем BusinessObjects. Это ориентированное на бизнес-пользователей средство позволяет создавать различные отчеты и анализировать данные, включая возможности детализации и обобщения, а также вращения “микрокуба” данных на клиентской машине. В новой версии Desktop Intelligence доступно несколько режимов работы: трехуровневый, режим клиент-сервер и режим работы при отсутствии соединения с сервером.
И все же основное развитие ПО Business Objects идет по пути наращивания функциональности тонкого клиента. Поэтому возможности Web Intelligence не уступают функционалу Desktop Intelligence. Для реализации пользовательских запросов в обоих модулях применяются инструменты, выполненные в двух вариантах - на основе Java и .NET. Для работы с простым интернет-браузером (без загрузки дополнительных аплетов) предусмотрена DHTML-версия Web Intelligence.
Кроме того, для тех категорий пользователей, которым не нужно создавать собственные отчеты, но уже недостаточно возможности просто просматривать готовые документы, в рамках системы появилось средство Web Intelligence Interactive Viewing. Оно позволяет осуществлять такие базовые модификации отчета, как добавление столбцов, сортировка, создание новых формул, изменение типов представления информации, диаграмм и графиков.
Для работы с многомерными серверами БД с использованием метаданных создано новое средство - OLAP Intelligence. В его основу положено средство Crystal Analysis, а также взяты элементы работы с OLAP-серверами из классического Business Objects. Клиент работы с многомерными серверами OLAP Intelligence реализован в нескольких версиях: как настольное приложение, Web-ориентированный инструмент или надстройка к Excel.
Рис.1. Представление информации руководству в виде дерева ключевых показателей
OLAP Intelligence обеспечивает работу пользователей с помощью native-соединения с такими серверами, как Microsoft SQL Server Analysis Services, Hyperion Essbase, IBM DB2 OLAP Server и SAP Business Information Warehouse (BW). Для взаимодействия с Oracle OLAP существует специализированное решение - Oracle OLAP Universe Builder, которое позволяет строить юниверсы (словари бизнес-терминов) на основе реляционного представления Oracle Analytic Workspaces.
Business Objects сохранила марку Crystal Reports и активно расширяет этот популярный генератор отчетов. В его новой версии появилась поддержка функциональности динамических и каскадных пользовательских вводов, а также ряд возможностей для упрощения процесса разработки отчетов. С помощью браузера репозитория можно производить обновление, управление и настройку безопасности отчетов, хранящихся в репозитории BusinessObjects Enterprise, непосредственно из модуля Crystal Reports Designer. Еще одно нововведение - появление версии Crystal Reports Server, которая представляет собой пакетное решение для компаний малого и среднего бизнеса (до 20 пользователей и возможность установки только на один сервер).
При этом следует отметить, что Crystal Reports по-прежнему остается продуктом, ориентированным на ИТ-специалистов, поскольку предполагает наличие технических знаний и навыков работы с языками программирования. В то же время такие средства, как Business Views, позволяют формировать некоторый комплект объектов, на основе которых пользователи могут самостоятельно создавать отчеты Crystal непосредственно в рамках портала BusinessObjects InfoView. В этот комплект входят определенные соединения, наборы таблиц и столбцов, а также бизнес-объекты.
Средства управления эффективностью деятельности организации представлены в BOXI R2 двумя инструментами. Dashboard Manager предназначен для построения метрик (срез ключевого показателя эффективности деятельности за определенный период времени) и их визуализации в рамках корпоративных или персональных информационных панелей в виде набора аналитик (рис. 1). Второй продукт, Performance Manager, используется для создания целей, т. е. связывания метрик (фактических показателей) и плановых значений, составления карт показателей и стратегий, например, в соответствии с концепцией построения системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard).
Для расширения аналитических функций систем управленческих информационных панелей предлагается использовать так называемые аналитические механизмы (analytic engines). Первый из них - это Set analysis, механизм анализа на основе операций с множествами, второй - Predictive analysis, средство прогнозирования и моделирования, в котором используются элементы математики (регрессия и временные ряды) ядра программных средств компании KXEN, специализирующейся на разработке инструментов моделирования и прогнозирования.
Для бизнес-пользователей единой точкой входа в систему, т. е. единым интерфейсом, выступает информационный портал BusinessObjects InfoView (рис. 2), который предоставляет возможности просмотра и работы с содержимым следующих типов:
- отчеты Crystal Reports;
- отчеты Desktop Intelligence и Web Intelligence;
- отчеты OLAP Intelligence;
- аналитические и информационные панели;
- документы MS Office, Adobe Acrobat, ссылки, служебные программы и пр.
К дополнительным возможностям портала, которые обеспечивают взаимодействие и обмен информацией, а также делают работу пользователей в системе более удобной и интуитивно понятной, относятся Энциклопедия (Encyclopedia), Тематические обсуждения (Discussions) и Process Tracker (средство связи аналитического содержимого с бизнес-процессами компании).
Рис. 2. Возможности работы с различным типом содержимого в рамках портала InfoView
BI-платформа BusinessObjects Enterprise представляет собой набор Web-служб и компонентов, которые объединяются при помощи интегрированной среды взаимодействия (communication framework), связывающей воедино все эти компоненты и службы. За основу нынешней версии была взята платформа Crystal Enterprise в силу сервисно-ориентированной природы ее архитектуры. Единое администрирование выполняется с использованием центральной консоли управления (CMC), которая представляет собой Web-ориентированную среду для общего управления инфраструктурой, ее внедрения и настройки. Консоль CMC реализована на основе платформ .NET или Java.
В 2002 г. компания Business Objects приобрела фирму Acta Technologies, разрабатывающую средства извлечения, преобразования и загрузки данных (ETL) Data Integrator, а также пакетные витрины данных Rapid Marts, которые внедряются поверх корпоративных приложений SAP, Oracle, PeopleSoft и Siebel. C этого момента средства интеграции были значительно модернизированы и объединены с ПО для бизнес-анализа.
Среди элементов интеграции можно выделить возможность создания и обновления юниверсов Business Objects из Data Integrator, а также построения динамических витрин данных по историческим экземплярам отчетов Crystal Reports. Интеграция с платформой BusinessObjects Enterprise на уровне метаданных позволяет осуществлять анализ влияния изменений, происходящих в источниках, на хранилище данных, разрабатывать юниверсы и отчеты, анализировать происхождение данных (из какого источника данные поступили в отчет, каким преобразованиям они подверглись в процессе передачи и т. п.).