Э-ГОСУДАРСТВО
Планы построения электронного правительства в ЕС на период до 2015 г.
Владимир Дрожжинов,
Александр Штрик
Подготовка планов дальнейшего развития информационного общества в ЕС, развернутая с начала 2005 г. в специальных рабочих группах союза, создала благоприятные условия для того, чтобы сформулировать рекомендации органам, принимающим решения, а также уточнить цели построения электронного правительства в странах ЕС на период 2006-2010 и последующие годы*1: программа “э-Европа” успешно завершилась и началось выполнение новой - “i2010” (см. PC Week/RE, N 35/2005, с. 48). Если коротко, то эти цели сводятся к следующему:
_____
*1 CoBrA Recommendations to the eEurope Advisory Group: eGovernment Beyond 2005 - Modern and Innovative Public Administrations in the 2010 Horizon. - 3-rd eEurope eGovernment Subgroup Meeting, Amsterdam, 27-28 September 2004, CoBrA Museum of Modern Art 25.10.2004;
eGovernment in the EU in the Next Decade: the Vision and Key Challenges. - European Commission Directorate-General, Joint Research Centre, Institute for Prospective Technological Studies. Technical Report EUR 21376 EN, August 2004. -40 p.
- сократить на 25% административное бремя взаимодействия с государством граждан и бизнеса;
- достичь полной и реальной интероперабельности всех информационных государственных систем стран ЕС;
- создать и внедрить управление идентичностью граждан*1 для системы предоставления панъевропейских электронных услуг;
_____
*1 Управление идентичностью (Identity Ma-nagement, IM) - интегрированная система бизнес-процессов, регламентов и технологий, позволяющая организациям упорядочить и контролировать оперативный доступ своих пользователей к критически важным приложениям и информационным ресурсам, оберегая при этом конфиденциальность персональной и коммерческой информации от неавторизованных пользователей (источник - http://en.wikipedia.org/wiki/Identity_ management).
- достичь 100%-ной “безбумажности” документооборота всех госорганов;
- добиться доверия граждан к ключевым услугам электронного правительства.
Что же рекомендуют эксперты в сфере продвижения технологий и систем э-правительств в странах ЕС? Граждане и бизнес должны быть в центре внимания любого правительства, считают они. При этом ключевая цель каждой отдельно взятой услуги состоит в том, чтобы удовлетворять потребности граждан, возникающие в быту, на работе и при ведении бизнеса, причем сами граждане могут играть роль простых пользователей административных услуг, налогоплательщиков и активных участников демократических процессов (например, голосования).
Эффективные, высококачественные государственные услуги для всех граждан и компаний являются фундаментом экономического роста, повышения качества рабочих мест в Европе. Государственные органы, подвергшиеся инновационной модернизации, достигают большей результативности за счет внедрения в своей работе передового опыта выполнения административных процессов. “Клиенты” таких органов от бизнеса получают возможность снизить затраты на взаимодействие с госорганами и повысить собственную конкурентоспособность. Они сами возбуждают инновационные процессы в экономике путем активного распространения и поставки более высококачественных новых услуг и таким образом повышают свой вес в ВНП.
Общество ожидает, что электронное правительство будет катализатором инноваций, и теперь оно должно оправдать эти ожидания. Данная технология ясно продемонстрировала, что она представляет собой многообещающее средство повышения качества деятельности правительства. Кроме того, с ее помощью инициируются изменения в структуре организаций, в рабочих процессах, в рабочих отношениях и инновационных процессах в госуправлении. Однако электронные правительства должны наконец реально повысить эффективность своей деятельности, результативность обслуживания пользователей, открытость, демократичность принятия решений и т. д. Нужно, чтобы массовая модернизация и внедрение инноваций в сфере государственного управления стали действительностью.
До настоящего времени главным центром внимания европейских электронных правительств была эффективность онлайновых услуг (сегодня по всей Европе доступно 20 основных сервисов - восемь для граждан и двенадцать для бизнеса). Однако теперь акцент должен смещаться: значение приобретает не просто доступность услуги, а то, какое она оказывает воздействие на своих потребителей и насколько расширяет их возможности; а для этого необходимо проводить развернутые исследования по сравнительному анализу качества предоставляемых электронных услуг.
Организационные инновации включают улучшение качества кадровых ресурсов в госсекторе и повышение их квалификации. Этот “человеческий” фактор является существенным не только для того, чтобы добиться успехов при проведении организационных инноваций; гораздо важнее, что эти ресурсы должны быть движущей силой, способной превратить организационные инновации в непрерывно протекающий процесс. Кроме того, в ходе анализа очередной инновации надо четко представлять, в состоянии ли соответствующие институты реально ее внедрить и использовать. Одновременно следует иметь в виду, что быстрые темпы изменения природы ИКТ содержат в себе как новые возможности, так и новые опасности для инновационных процессов. Поэтому перед электронизацией совместной деятельности нескольких администраций нужно проводить организационные исследования, например, по определению роли правительства в развитии демократических процессов и возможности изменений, предоставляемых новыми информационно-коммуникационными технологиями.
Необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность Европы и сделать ее привлекательной в качестве места для жизни, работы и вкладывания капиталов. Этот аспект должен стать ключевым элементом при определении стратегий действия на каждом правительственном уровне.
Европа имеет хорошие предпосылки для того, чтобы сформировать государственные органы мирового класса. Уже сегодня ряд европейских стран входит в число лидеров соответствующего рейтинга (см. PC Week/RE, N 45/2005, с. 65). Эффективные и высококачественные государственные органы являются ключевым ресурсом для создания устойчивой конкурентоспособности и инновационности ЕС в глобальной экономике.