ПЕЧАТЬ

Многофункциональные устройства (МФУ) представляют собой один из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка печатающих аппаратов (который включает также принтеры и копировальную технику). По данным аналитического агентства IDC, в 2004 г. российский рынок МФУ вырос более чем в три раза в штучном выражении, а благодаря активной миграции пользователей (как корпоративных, так и домашних) на многофункциональные аппараты совокупный оборот российского рынка печатающих устройств в 2004-м впервые превысил отметку в 1 млрд. долл., продемонстрировав 22,4%-ный прирост (в натуральном исчислении).

К основным факторам роста сегмента МФУ безусловно следует отнести постоянно снижающуюся цену на данную категорию продукции. Так, по информации IDC, цены на струйные и лазерные (монохромные) многофункциональные аппараты опустились ниже 100 и 200 долл. соответственно. Стремительное снижение стоимости МФУ оказывает негативное влияние на другие сегменты рынка печатающих устройств, замедляя, в частности, темпы роста рынка принтеров. Правда, на долю последних (в штучном выражении) по итогам 2004-го приходилось почти 83%, а в 2005-м, по-видимому, эта доля составит не менее трех четвертей от общего объема поставок печатающих устройств (окончательные итоги минувшего года еще не подведены).

По предварительным оценкам IDC, в прошлом году объем продаж МФУ мог достигнуть 870 тыс. аппаратов, что более чем на 80% превышает показатель 2004-го. Наиболее популярными среди многофункциональных устройств остаются струйные комбайны: в количественном выражении их продается в два раза больше, чем лазерных аппаратов, что объясняется прежде всего их большей ценовой привлекательностью для потребителя. Тем не менее, как ожидается, в ближайшие пять лет объем поставок лазерных МФУ на российский рынок будет увеличиваться в среднем на 21% в год.

Редакция PC Week/RE обратилась к ведущим поставщикам МФУ с просьбой высказать свое мнение о развитии рынка многофункциональных аппаратов в минувшем году, охарактеризовать наметившиеся на нем тенденции, оценить перспективы его развития в нынешнем году. К сожалению, не все откликнулись на нашу просьбу. Ниже приведены комментарии представителей трех компаний - Hewlett-Packard, Epson и Xerox, входящих в число лидеров российского рынка.

Константин Макаренков, менеджер по продвижению корпоративных устройств печати российского представительства Hewlett-Packard: Для российского рынка в целом III квартал прошлого года ознаменовался очень высоким приростом продаж во всех категориях многофункциональных устройств: по сравнению с аналогичным периодом 2004-го в штучном выражении этот рост составил 180%, а в денежном - 75%. Основным источником роста стали недорогие струйные и лазерные устройства. Если детализировать картину, то максимальное увеличение (в натуральном исчислении) продемонстрировали недорогие струйные устройства, поставки которых по сравнению с III кварталом 2004-го выросли втрое; прирост объема продаж черно-белых лазерных МФУ достиг 180%, цветных аппаратов - 190%.

HP является бесспорным лидером по поставкам МФУ на российский рынок: доля нашей компании в III квартале 2005-го превысила 50% (в штучном выражении). Это произошло прежде всего благодаря росту продаж струйных многофункциональных аппаратов (за тот же период на долю HP в сегменте струйных МФУ также приходилось более 50% рынка).

В сегменте монохромных лазерных МФУ львиную долю продаж на российском рынке занимают недорогие устройства со скоростью печати до 20 стр./мин (они составляют 98% объема продаж в штучном выражении и 80% - в денежном). Если же рассматривать позицию HP во всем сегменте черно-белых лазерных многофункциональных аппаратов (без детализации по скоростным категориям), то доля нашей компании достигает 13% в натуральном исчислении и 14,5% - в стоимостном.

В области цветных лазерных МФУ мы делим первенство с Xerox по количеству продаваемых аппаратов - и у них, и у нас примерно по 33% совокупного объема продаж в данном сегменте. Если же говорить о доле рынка в денежном выражении, то здесь показатели существенно разнятся: у Xerox 60%, а у HP только 8%, поскольку мы продаем в основном недорогие модели. Но при этом у нашей компании наблюдается фантастический рост продаж по сравнению с 2004 г. - в десятки раз! (Все приведенные выше оценки по российскому рынку и положению на нем компании HP даны Константином Макаренковым со ссылкой на аналитическое агентство IDC. - Прим. ред.)

Что касается ближайших перспектив, то мы прогнозируем, что рост продаж - в денежном выражении - настольных лазерных МФУ (устройства класса All-In-One) в наступившем году будет по сравнению с предыдущим двукратным, а в категории так называемых многофункциональных принтеров (MFP; к ним относится, к примеру, модель HP LaserJet 4345) - 30-40%-ным.

Ира Корзун, менеджер по продукции московского представительства компании Epson: В 2005 г. мы наблюдали значительный и очень быстрый рост рынка МФУ, причем как лазерных, так и струйных. По нашим данным, в минувшем году лазерные и струйные устройства равномерно распределились на рынке, заняв примерно по половине его объема. Однако, по нашим прогнозам, в последнем квартале 2005-го и в I квартале 2006-го струйные МФУ имеют все шансы вырваться вперед. Отчасти это связано с сезонностью продаж (люди покупают подарки к праздникам), отчасти с тем, что меняется отношение пользователей (в частности, домашних) к устройствам типа "все-в-одном".

Раньше среди пользователей было довольно широко распространено представление о том, что каждая из функций в МФУ реализована хуже, чем в отдельных устройствах. Однако это совсем не так и, к счастью, сейчас такой ошибочный стереотип рушится. Многие пользователи осознают преимущества применения одного устройства вместо трех. И рост продаж МФУ - явное тому доказательство. Ведь в прошлом году развитие этого сегмента рынка проходило заметно быстрее, чем рост рынков отдельных устройств (принтеров и сканеров).

Что касается тенденций развития МФУ, то для нас безусловно важным стало появление недорогих лазерных МФУ формата А4 - у Epson это аппараты AcuLaser CX11N, CX11NF и CX11NFC. Эти модели являются одними из первых наиболее доступных (в ценовом плане) на рынке цветных многофункциональных устройств формата А4, а функциональность и технические параметры делают их идеальным выбором для малых и средних рабочих групп или небольших офисов. Несмотря на то что они появились только летом 2005-го, их популярность среди пользователей уже очень высока.

Если говорить о тенденциях на рынке струйных МФУ, то наши фотоцентры (модель Stylus Photo RX700) стали печатать на поверхности CD/DVD-дисков, что является принципиально важной функцией для многих домашних пользователей (использующих эту возможность для оформления архивов фотографий, фильмов и музыки). Кроме того, в устройстве Stylus Photo RX700 был достигнут минимальный среди струйных МФУ размер капли - 1,5 пиколитра.

Следует отметить, что расширяется линейка универсальных МФУ для дома и офиса. Наша задача - дать потребителю выбор и предоставить дополнительные возможности при работе с подобными устройствами, в частности в области автономной печати. В более дорогих аппаратах максимум внимания уделяется качеству печати и расширенному набору функций.

Оценивая перспективы развития МФУ в наступающем году, можно с уверенностью сказать, что рынок безусловно будет расти. Хотя вряд ли можно ожидать заметных технологических прорывов, так как уже на сегодняшний день качество печати и другие параметры являются просто великолепными. Однако в соответствии со спросом будет расширяться не только линейка представленных устройств, но и, возможно, их функциональность.

В прошлом году компания Epson показала очень хорошие результаты работы на рынке как лазерных, так и струйных МФУ. Что касается последних, то здесь доля компании в ценовом сегменте выше 250 долл. составила в III квартале 2005-го более 70% (по данным аналитического агентства ITResearch). Эту лидирующую позицию мы удерживаем уже шесть кварталов подряд. В целом же по рынку МФУ доля Epson в III квартале 2005-го достигала 30% в штучном выражении и 34% - в денежном (оценка ITResearch). А в сегменте цветных лазерных МФУ компания лидирует в категории стандартных устройств (наделенных функциями печати, копирования и сканирования) с долей 52% в шту чном выражении и 48% - в денежном (оценка ITResearch). В наступившем году мы планируем расширить и укрепить наше присутствие в данных сегментах рынка.

Анатолий Скляревский, руководитель отдела маркетинга продукции компании "Ксерокс Россия": Прежде всего хотелось бы уточнить, что под МФУ мы понимаем устройства, обладающие не менее чем тремя функциями - это печать, копирование и сканирование.

В настоящее время рынок многофункциональных устройств находится на стадии активного роста. Это обусловлено и большим количеством запусков новых продуктов (компания Xerox, например, запустила в 2005 г. 14 моделей МФУ в персональном и офисном сегментах), и ростом общего количества партнеров, продающих многофункциональные аппараты. Если в 2004 г. у нашей компании в России было 920 реселлеров, регулярно закупающих (не менее двух раз в год) и продающих МФУ, то в 2005-м их число выросло до 1236. Многофункциональные аппараты уже заняли достойное место на российском рынке печати, и объем их продаж будет продолжать увеличиваться более стремительно по отношению к устройствам, обладающим одной-единственной функцией.

Общепризнанным является тот факт, что современный офис не может обойтись без использования цветных документов. По нашему мнению, в прошлом году окончательно сформировался новый сегмент офисного оборудования - полноцветные сетевые МФУ для офиса. Эти аппараты дают возможность пользователям локальной офисной сети получать выгоду по сравнению с применением отдельных устройств - принтеров или копиров - как при печати в черно-белом, так и в полноцветном режимах.

Если говорить о развитии российского рынка МФУ, то в первую очередь следует отметить, что запуски новых продуктов и активные маркетинговые действия ведущих производителей привели к значительному росту продаж таких аппаратов. В массовом сегменте устройств с быстродействием до 20 стр./мин, к примеру, мы отмечаем существенное увеличение доли продаж МФУ через розничные сети, поскольку стоимость персонального МФУ приближается к стоимости отдельных устройств - принтеров и копиров.

В 2005-м у нас существенно выросли продажи сетевых МФУ для рабочих групп и многофункциональных аппаратов высокой производительности (диапазон скоростей печати - от 23 до 90 стр./мин). Я это связываю с тем, что после многолетних маркетинговых усилий ведущих производителей (Xerox, например, запустил первые МФУ в России еще в 1996 г.) ИТ-менеджеры наконец-то признали МФУ как эффективное устройство для сетевой печати и все чаще предпочитают данный аппарат сетевому принтеру. В том числе и благодаря этому факту продажи многофункциональных устройств развивались в минувшем году более высокими темпами: они в пять раз превышали прирост продаж принтеров (в штучном исчислении).

Теперь - о перспективах развития рынка МФУ в нынешнем году. Мы прогнозируем его существенный рост во всех сегментах. Вполне вероятно, что в 2006-м в России будет продано в два раза больше МФУ по сравнению с предшествующим годом.

В нынешнем году цена персональных лазерных МФУ начального уровня преодолеет психологический барьер в 200 долл. и вплотную приблизится к ценам на персональные лазерные принтеры. Естественно, все больше покупателей при выборе техники предпочтут заплатить немного дороже, но получить несколько функций по цене одного устройства. В этом году на рынке появится также новая категория - персональное полноцветное лазерное МФУ. Речь идет о начале продаж лазерных многофункциональных аппаратов стоимостью около 500 долл. Одно из ключевых преимуществ таких устройств перед аналогичными струйными - низкая стоимость отпечатка.

Хочу подчеркнуть, что, поскольку цвет все активнее проникает в современный офис и замещает черно-белую печать, в 2006-м в офисном сегменте мы ожидаем дальнейшего роста продаж полноцветных МФУ для рабочих групп.