КОНФЕРЕНЦИИ
Владимир Дрожжинов,
В ноябре 2005 г. в Тунисе прошел второй этап Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО, www.itu.int/wsis/indexru.html, www.russia-gateway.ru/content/NEWS/NewsItem_3143762/, www.iis.ru/content/ view/136/91/, www.un. org/russian/conferen/wsis/). Это грандиозное мероприятие включало в себя восемь пленарных сессий, два круглых стола и 33 пресс-конференции, а также 308 параллельных мероприятий, организованных 264 организациями. Саммит собрал 19 401 участника, среди которых - главы государств и правительств, министры и заместители министров, представители Европейского сообщества, международных и неправительственных организаций, организаций торгово-промышленного сектора, а также журналисты и другие работники телевидения, радио, печатных и сетевых изданий из всех стран мира.
Основная цель встречи заключалась в обсуждении вопросов, связанных с решением проблемы цифрового неравенства и обеспечением содействия максимальному использованию потенциала информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для всестороннего социально-экономического развития и борьбы с бедностью (далее - просто развития) в различных странах мира. Участники саммита отметили его безусловный успех. К сожалению, в российской общественно-политической прессе это событие не нашло заметного отражения.
Напомним, что первый этап встречи состоялся в 2003 г. в Женеве. Большинство специалистов критиковали женевские документы за их слишком общий и откровенно декларативный характер, чего нельзя сказать о документах, принятых в Тунисе (www.riocenter.ru/documents_101.htm). Среди последних наибольшего внимания российского читателя заслуживают два - "Тунисское обязательство" (WSIS-05/TUNIS/DOC/7-R от 15.11.2005) и "Тунисская программа для информационного общества" (WSIS-05/TUNIS/DOC/6 (Rev.1)-R от 15.11.2005). Именно они призваны определить пути развития глобального информационного общества в духе принципов двух этапов Всемирной встречи 2003 и 2005 гг.
"Тунисское обязательство"
Этот документ содержит принципы, которым обязались следовать страны, принимавшие участие во встрече. Ниже будут рассмотрены его наиболее важные, с точки зрения авторов, положения.
Очевидно, что главным из этих принципов является подтвержденное "стремление и решимость построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество на основе целей и принципов Устава ООН, международного права и принципа многосторонних отношений, соблюдая в полном объеме и поддерживая Всеобщую декларацию прав человека, с тем чтобы люди во всем мире могли создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими, что позволит в полной мере раскрыть человеческий потенциал и реализовать согласованные на международном уровне цели и задачи в области развития, включая цели, сформулированные в Декларации тысячелетия".
Важнейшим фактором развития информационного общества является обеспечение доступа к ИКТ, к информации и знаниям, а также повышение доверия и безопасности при применении ИКТ, поскольку совместное использование и формирование знаний существенным образом способствуют усилению экономического, социального и культурного развития. ИКТ дают возможность гораздо большему, чем когда-либо в прошлом, числу людей работать с информацией и принимать участие в расширении базы человеческих знаний, а также содействовать их дальнейшему накоплению во всех сферах деятельности. ИКТ обладают огромным потенциалом для предоставления доступа к качественному образованию, повышения уровня грамотности и обеспечения всеобщего начального образования.
Кроме того, применение ИКТ в области производства играет основополагающую роль в экономическом росте и повышении производительности труда, что, в свою очередь, усиливает возможности для оптимального вложения инвестиций в сферу ИКТ, может привести к увеличению объемов торговли и созданию более широких и более выгодных условий для роста трудовой занятости.
Особо важное значение для построения информационного общества имеют формирование партнерств государственных организаций с частным сектором на основе открытых и функционально совместимых стандартов сетей ИКТ и разработка приложений, которые были бы приемлемы в ценовом отношении и доступны для всех в любом месте, в любое время и с использованием любых устройств, что должно привести к созданию повсеместно распределенной сети.
"Тунисская программа для информационного общества"
В процессе подготовки к Тунисскому саммиту доминировали три ключевых вопроса: 1) финансовые стратегии, 2) управление Интернетом, 3) механизмы реализации плана действий, принятого на первом этапе ВВУИО в 2003 г. в Женеве.
Финансовые механизмы для решения задач в области ИКТ в целях развития
Материалы данного раздела подготовлены на основе отчета Целевой группы по финансовым механизмам (ЦГФМ), которая была создана усилиями Генерального секретаря ООН. Приоритетная задача ЦГФМ заключалась в анализе адекватности существующих финансовых механизмов для использования ИКТ в целях развития в развивающихся странах, как это понимается в структурах ООН (см., например, http://www.eldis.org/ict/ ).
ЦГФМ считает, что финансирование ИКТ следует рассматривать в контексте растущего значения роли ИКТ не только как средства коммуникаций, но и как фактора, способствующего развитию, а также как инструмента достижения согласованных на международном уровне целей и задач в этой области, в том числе сформулированных в Декларации тысячелетия. Здесь важно отметить, что в отличие от прошлых лет, когда финансирование инфраструктуры ИКТ в большинстве развивающихся стран было основано на государственных инвестициях, в последнее время в тех из них , где на основе надежной правовой базы поощряется участие частного сектора и осуществляется государственная политика, направленная на преодоление цифрового неравенства, отмечается ощутимый приток частных инвестиций.
Важнейшим фактором развития информационного общества является обеспечение доступа к ИКТ, информации и знаниям, а также повышение доверия и безопасности при применении ИКТ, поскольку совместное использование и формирование знаний существенным образом способствуют усилению экономического, социального и культурного развития. |
Одновременно следует иметь в виду, что рыночные механизмы сами по себе не могут гарантировать полномасштабное участие развивающихся стран на глобальном рынке услуг на базе ИКТ. В связи с этим необходимо расширение и усиление международного сотрудничества и партнерства, направленных на содействие всем странам в развитии таких национальных инфраструктур ИКТ и услуг на базе этих технологий, которые были бы рентабельными и конкурентоспособными на международном уровне.
Эксперты ЦГФМ считают, что правительствам в своих национальных стратегиях развития надлежит уделять должное внимание ИКТ, в том числе таким традиционным технологиям, как радио- и телевещание. Более того, эксперты полагают, что многосторонние учреждения, а также различные двусторонние государственные доноры должны рассмотреть вопрос об увеличении объема финансовой помощи для проектов по созданию региональных и крупномасштабных национальных инфраструктур ИКТ. Государственное финансирование может сыграть решающую роль в обеспечении доступа к ИКТ и услугам на их базе в сельских районах, а также для граждан, находящихся в неблагоприятных условиях, в том числе для населения малых островных государств и развивающихся стран.
Исходя из того, что органы госуправления по-прежнему несут основную ответственность за координацию программ государственного финансирования и государственных инициатив в сфере ИКТ, было бы целесообразно, чтобы многосторонние банки и учреждения адаптировали имеющиеся, а при необходимости разработали новые механизмы обеспечения национальных и региональных потребностей в развитии ИКТ.
К числу первоочередных мероприятий по совершенствованию и обновлению действующих механизмов финансирования, по мнению экспертов ЦГФМ, следует отнести:
- усиление регионального сотрудничества и создание многосторонних партнерских отношений между заинтересованными сторонами;
- обеспечение приемлемого в ценовом отношении доступа к ИКТ;
- координация программ между правительствами и крупными финансовыми органами;
- содействие ускорению разработки внутренних финансовых инструментов, в том числе поддержка бизнес-инкубаторов в области ИКТ, государственных кредитных инструментов, механизмов проведения обратных аукционов и других инноваций;
- создание виртуального форума для обмена информацией о потенциальных проектах, источниках финансирования и институциональных финансовых механизмах;
- содействие развивающимся странам в создании фондов для ИКТ и разработке финансовых инструментов;
- стимулирование сотрудничества на уровне многосторонних, региональных и двусторонних организаций в области развития;
- содействие увеличению объема добровольных взносов частных лиц и корпораций в фонды внедрения ИКТ;
- обеспечение эффективного использования механизмов облегчения бремени финансовой задолженности стран по кредитам, включая аннулирование долгов и обмен долговых обязательств.
Большие надежды эксперты ЦГФМ возлагают на создание в Женеве Фонда цифровой солидарности в качестве инновационного финансового механизма добровольного характера, открытого для участия заинтересованных сторон. Цель фонда состоит в превращении цифрового неравенства в цифровые возможности для развивающихся стран. Этот фонд дополнит нынешние механизмы финансирования информационного общества, которые следует и впредь использовать в полной мере для развития новой инфраструктуры ИКТ и предоставления услуг на базе этих технологий.
Управление Интернетом
Доклад по управлению Интернетом готовился к обсуждению на Всемирной встрече Рабочей группой по управлению Интернетом. Его основные положения были освещены нами ранее (см. PC Week/RE, N 43/2005, с. 42), поэтому ниже, главным образом, представлены результаты обсуждения доклада на Всемирной встрече.
Одной из важнейших задач на сегодня является повышение доверия и безопасности при использовании ИКТ. Необходимо дальнейшее стимулирование, развитие и внедрение в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами глобальной культуры кибернетической безопасности в соответствии с тем, как это изложено в резолюции N 57/239 Генеральной Ассамблеи ООН и других соответствующих региональных рамочных документах. Для создания такой культуры требуются действия на национальном уровне и активизация международного сотрудничества с целью обеспечения соответствующего уровня защиты информации личного характера, неприкосновенности частной жизни и персональных данных. Это может быть достигнуто путем принятия законодательства, реализации совместных рамочных программ, использования передового опыта и применения саморегулируемых и технических мер торгово-промышленным сектором и пользователями.
Одним из результатов этих мероприятий станет увеличение физического и стоимостного объема электронного бизнеса в целом как внутри национальных границ, так и за их пределами. Для этого необходима также активизация международного сотрудничества в целях содействия дальнейшему росту э-бизнеса и повышения доверия к нему со стороны потребителей. Другим фактором, содействующим росту электронного бизнеса, станет расширение использования ИКТ правительствами для оказания услуг гражданам и бизнесу, и поэтому тем странам, которые еще этого не сделали, необходимо срочно разработать национальные программы и стратегии формирования электронного правительства.
Наконец, исключительно важное значение для ускорения развития глобального бизнеса, особенно в развивающихся странах, имеет расширение доступа во Всемирную паутину на основе лучшей сбалансированности оплаты за международные интернет-соединения. Для этого необходима разработка стратегий по предоставлению приемлемых в ценовом отношении глобальных соединений.
Серьезным моментом в этой области является поддержка многоязычности Интернета, которая, в частности, поддерживается разработкой ПО, легко локализуемого под требования конкретной страны или корпорации и позволяющего пользователю делать выбор из различных моделей программного обеспечения, включая ПО с открытым кодом. Поэтому исключительно важными представляются разработка локального контента и перевод на национальные языки существующих материалов, цифровых архивов и иных форм цифровых и традиционных средств массовой информации.
Эксперты ЦГФМ обратились с предложением к Генеральному секретарю ООН в рамках открытого и всестороннего процесса сформировать новый орган для ведения политического диалога с участием многих заинтересованных сторон под названием Форум по вопросам управления Интернетом и провести его собрание. Основная задача форума будет состоять в том, чтобы сделать управление использованием Интернета многосторонним, предусматривающим участие всех заинтересованных сторон, демократичным и прозрачным. При этом важно, чтобы этот форум не выполнял надзорные функции и не подменял собой существующие структуры, механизмы, институты или организации. Он должен представлять собой нейтральный, исключающий дублирование неформальный орган, и в его задачи не должно входить вмешательство в вопросы повседневной эксплуатации или технического обслуживания Интернета.
Необходимо расширение и усиление международного сотрудничества и партнерства, направленных на содействие всем странам в развитии таких национальных инфраструктур ИКТ и услуг на базе этих технологий, которые были бы рентабельными и конкурентоспособными на международном уровне. |
В то же время на этой Тунисской встрече было принято решение не изменять сложившуюся систему управления доменными именами, которая находится под эгидой американской некоммерческой организации Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN), созданной при участии правительства США. Согласно принятым решениям, эта ситуация сохранится еще на протяжении неопределенного времени, несмотря на то что развивающиеся страны в течение нескольких последних лет оспаривают у США и ICANN право определять политику развития Интернета.
На Всемирной встрече исследование проблем управления Интернетом в основном было ограничено вопросами политики распределения доменных имен и других ресурсов (например, диапазонов IP-адресов) и оказалось отделенным от другой важной темы - регулирования содержимого сайтов в отдельных странах (среди стран, придерживающихся жесткого регулирования, - Китай, Египет, Тунис и ряд других). Позиция России в вопросе контроля распространяемой в Интернете информации состоит в том, что регулировать следует отношения между поставщиками и потребителями данных, а не ту среду, в которой эти данные распространяются.
Из других конкретных решений Всемирной встречи следует выделить намерение обеспечить к 2015 г. доступ в Интернет для всех граждан государств, представленных на встрече. В настоящее время только 14 человек из 100 в среднем имеют доступ к Сети, при этом, например, в США доступ в Интернет имеет 62% населения. В России, по разным оценкам, Интернет регулярно используют 10-15% граждан.
Выполнение решений Всемирной встречи и последующие шаги
Всемирная встреча в Тунисе - это лишь начало долгого пути. Будучи "саммитом решений", тунисская встреча признает, что наступило время претворить принципы в конкретные действия. Несмотря на то, что между первым и вторым этапами ВВУИО было реализовано более 2500 проектов, направленных на преодоление цифрового неравенства, в итоговом документе саммита подчеркивается, что многое еще предстоит сделать, причем немедленно. Международный союз электросвязи (МСЭ) уже начал процесс "инвентаризации" предпринимаемых усилий через специально разработанную базу данных. Для тунисского этапа ВВУИО он создал так называемую Золотую книгу проектов, упомянутых на саммите. В нее вошло более 200 проектов, многие из которых оперировали суммами в несколько миллионов долларов.
Согласно принятым на тунисской встрече решениям, для построения открытого для всех и ориентированного на глобальное развитие информационного общества национальные правительства и другие заинтересованные стороны должны определить те области, в которых требуются дополнительные усилия и ресурсы, а также совместно разработать стратегии, механизмы и процессы выполнения решений встречи на международном, региональном, национальном и местном уровнях, уделяя особое внимание людям и группам населения, которые все еще имеют недостаточный доступ к ИКТ. Это потребует значительных усилий по региональной и международной интеграции, направленных на поддержку совместного использования накапливаемых знаний. Региональное сотрудничество должно содействовать обмену мнениями и совместному применению эффективных практических методов и ресурсов.
В процессе создания глобального информационного общества необходимо самым полным образом в рамках действия международных механизмов использовать опыт деятельности таких учреждений ООН, как МСЭ, ЮНЕСКО, ПРООН и др. Эти учреждения должны играть ведущую посредническую роль в осуществлении Плана действий и организовывать проведение форумов и встреч по всем основным проблемам.
Кроме того, необходимо организовать проведение периодических оценок осуществления Плана действий с использованием согласованной методики. Такая методика должна содержать надлежащие показатели и ориентиры, в том числе показатели коллективного подключения, позволяющие объективно отражать величину цифрового неравенства как в национальном, так и в международном масштабе. Это позволит анализировать и контролировать деятельность, направленную на сокращение цифрового неравенства, принимая во внимание различные уровни развития стран, а также оценивать эффективность инвестиций и усилий по международному сотрудничеству в области построения информационного общества, выявлять пробелы в финансировании и недостатки в разработке стратегий по их решению. С этой точки зрения участники Всемирной встречи позитивно оценили создание в июне 2004 г. Партнерства по количественной оценке ИКТ в целях развития, а также предпринятые им усилия.
Участники встречи призывают все заинтересованные стороны продолжать предоставление информации о своей деятельности на национальном уровне в открытую аналитическую базу данных ВВУИО, которую ведет МСЭ. Не менее важно повышать уровень информированности об использовании Интернета, с тем чтобы сделать его глобальным инструментом, действительно доступным для общественности. В рамках этого предложения было принято обращение к Генеральной Ассамблее ООН с призывом объявить 17 мая Всемирным днем информационного общества.
Участие России во втором этапе Всемирной встречи в Тунисе
Россия на Всемирной встрече была представлена делегацией во главе с Министром информационных технологий и связи Леонидом Рейманом. В нее вошли представители ведомств, активно участвующих в работе по созданию национального информационного общества, а также ведущих российских компаний в сфере ИКТ и неправительственных организаций.
Глава российской делегации выступил на пленарном заседании саммита, где рассказал об успехах России в построении информационного общества. Леонид Рейман сообщил, что в этой работе участвуют все ветви государственной власти, деловые круги и гражданское общество. Постоянное внимание этим вопросам уделяет Президент Российской Федерации В. В. Путин. В своем выступлении г-н Рейман отметил, что в первую очередь началось развитие инфраструктуры, что потребовало создания благоприятной правовой среды. Он также сказал, что, по имеющимся оценкам, за последние пять лет темпы роста сектора ИКТ в России составляют около 40% в год.
Леонид Рейман высоко оценил вклад международных организаций системы ООН в решение задач построения информационного общества и указал на необходимость реализации решений саммита на базе ООН. Особо отметив роль Международного союза электросвязи, министр подчеркнул, что следует реформировать эту организацию, с тем чтобы задачи по реализации принятых саммитом решений стали основным приоритетом ее деятельности.
Отметив важность нахождения компромисса в ходе международного диалога по вопросу управления Интернетом, Леонид Рейман заявил, что Россия удовлетворена ходом саммита и решениями, которые планируется принять. "Завершение саммита на самом деле означает начало большого пути, который нам предстоит пройти, чтобы построить информационное общество", - сказал он.
В итоговых мероприятиях саммита участвовали Юрий Хохлов и Татьяна Ершова, руководители Института развития информационного общества (ИРИО, www.iis.ru/index.html) - первой в России неправительственной организации, занимающейся широким кругом проблем информационного общества.
ИРИО организовал Региональную рабочую встречу "Информационное общество в Восточной Европе и Центральной Азии" (www.iis.ru/en/wsis/), которая прошла от имени Глобального партнерства во имя знания (Global Knowledge Partnership, GKP, www.globalknowledge.org/), Партнерства для развития информационного общества в России (ПРИОР) и Региональной сети для Европы и Центральной Азии Целевой группы ООН по ИКТ. На встрече был представлен сравнительный анализ и даны оценки реализации национальных стратегий и планов электронного развития в странах региона, обсуждались инструменты мониторинга развития информационного общества и проекты сотрудничества в этой области. Юрий Хохлов выступил с презентацией "Развитие информационного общества в странах Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии" (www.iis.ru/en/ docs/20051117/Hohlov_2005-11-17.pdf, на английском языке).
В качестве члена Бюро гражданского общества на ВВУИО и координатора фракции по многосторонним партнерствам (www.wsis-msp.org/) Татьяна Ершова участвовала в разработке и продвижении Инициативы по мониторингу многосторонних процессов в рамках реализации решений ВВУИО после ее завершения - Multi-Stakeholder (MuSt) Monitor Initiative (www.wsis-msp.org/msmi_wsis/). 17 ноября 2005 г. состоялась презентация данной инициативы.
Пройдя сложную процедуру отбора участников официальных мероприятий ВВУИО от гражданского общества, г-жа Ершова была включена в состав выступающих на одном из круглых столов саммита - КС N 2 "От обязательств к действиям: выполнение решений после Туниса". Она сделала краткое сообщение "Настало время в полной мере реализовать компетентность, интересы и опыт всех заинтересованных сторон" (www.russia-gateway.ru/cms-service/download/asset?asset_id=3144635).