ДАЙДЖЕСТ

3G будет доминировать в мобильной связи Европы после 2010 г.

По прогнозам компании Forrester Research, к концу 2010 г. у 60% европейцев будут мобильные телефоны с поддержкой технологии 3G.

И хотя коммерческие 3G-услуги достаточно широко распространились по Европе уже в 2004-м, Forrester Research предсказывает, что до 2010 г. эта передовая технология еще не будет доминировать в мобильной связи. Правда, телефоны, обладающие только GSM-возможностями, начнут исчезать из продажи уже в следующие два года. Как считают в Forrester, к концу 2008-го только 3% европейцев продолжат использовать такие телефоны, а к концу 2010-го эта доля снизится до 1%. Сегодня 70% пользователей работают с функциями GPRS, а к концу 2010 г. их останется только 38%. Тогда три из пяти абонентов мобильной связи будут применять 3G.

Предполагается, что в 2010-м среднеевропейский уровень внедрения 3G составит 61%. Лидерами станут Великобритания и Италия (68 и 72% соответственно). В Германии, Франции, Ирландии, Норвегии и Испании доля 3G составит от 55 до 65%. Отставать будут Бельгия, Финляндия, Греция и Люксембург. По прогнозу Forrester, в Бельгии 3G-связью будут пользоваться 46% абонентов сотовых сетей, а в Финляндии - 51%. Подобное различие в распространении 3G вызвано местными особенностями и правилами. В Бельгии, например, операторам запрещено продавать телефоны в одном пакете с подпиской, в Швеции от оператора требуется обеспечить покрытие почти 100% населения страны, а в Финляндии - всего 35%.

Несмотря на то, что к концу десятилетия масса пользователей 3G достигнет критической отметки, лишь ограниченная часть европейских абонентов будет применять мобильный доступ в Интернет, считают эксперты Forrester. Сегодня только 21% из них пользуется услугами мобильного Интернета хотя бы раз в месяц (сюда входят и служба MMS). С ростом распространения 3G активность будет нарастать, но совсем не с такой скоростью, как распространение 3G-телефонов. Предполагается, что менее половины сотовых абонентов будут регулярно прибегать к услугам мобильного Интернета к концу 2010 г.

Популярность мобильных порталов набирает обороты

По прогнозам компании IDC, к 2010 г. мобильными порталами в Западной Европе будет пользоваться около 74 млн. человек, что означает ежегодный прирост на 10%. Именно мобильные порталы станут стимулом для распространения потребительских 3G-услуг. В IDC отмечают, что быстрее всего распространяются те приложения для мобильных телефонов, которые пользователи могут загрузить к себе с портала. Поэтому операторы заинтересованы в поставках динамичного и интерактивного контента для мобильных порталов.

Рынок смартфонов быстро растет, несмотря на проблемы

По предварительной оценке аналитической компании In-Stat, в 2005 г. рост объема продаж смартфонов превысил 70%. Такой темп, как прогнозируется, сохранится на протяжении нескольких ближайших лет. Однако аналитики отмечают, что новые устройства могут показаться пользователям слишком дорогими и недостаточно функциональными. Главная проблема заключается в том, что на многие из них невозможно загрузить приложения, которые делают устройства более полезными.

Как считают в In-Stat, одной из тенденций в этой области будет перераспределение долей операционных платформ. Ожидается, что победят Linux и ПО от Microsoft. Рост их долей будет происходить за счет снижения влияния Research in Motion и PalmSource.

Пятерка лидеров мирового рынка мобильных телефонов

Место на рынке

Вендор

2005 г.

2004 г.

Рост, %

поставки, млн. шт.

доля, %

поставки, млн. шт.

доля, %

1

Nokia

264,9

32,1

207,6

29,4

27,6

2

Motorola

145,9

17,7

104,5

14,8

39,7

3

Samsung

102,9

12,5

86,5

12,2

19,0

4

LG

55,0

6,7

44,4

6,3

23,8

5

Sony Ericsson

51,2

6,2

42,5

6,0

20,4

Другие

205,6

24,9

221,8

31,4

-7,3

Всего

825,5

100

707,3

100

16,7

Источник: IDC

Еще одну оценку приводят аналитики из ABI Research. По их мнению, продажи смартфонов в III квартале 2005-го на 134% превысили продажи за аналогичный квартал прошлого года. Во многом это произошло за счет того, что теперь мобильные операторы дотируют продажи смартфонов, в результате их цена снизилась на 25-30% по сравнению с позапрошлым годом. Кроме того, отмечают аналитики, стремительное распространение смартфонов вызвано ростом разнообразия услуг. Загрузка игр, мелодий звонков и музыки широко распространена уже во всем мире, а в Западной Европе и некоторых азиатских странах начинает внедряться мобильное телевидение. Операторы уже активно предлагают подобные услуги. Например, Vodafone (Европа) и NTT DoCoMo (Япония) планируют в 2006-м запустить услуги высокоскоростной пакетной передачи данных от базовой станции к мобильному телефону (high speed downlink packet access, HSDPA).

Интересно, что разные операторы выбирают различные направления продвижения своих сервисов. NTT DoCoMo ориентируется на услуги передачи данных, связанные с бизнесом, такие, как автоматизация обмена документами и управление персоналом. Vodafone делает ставку на конечных пользователей, предлагая им загрузку музыки и игр, а также приложения, связанные с определением местоположения (например, детей).

Главные тенденции 2006 г. на рынке телекоммуникаций

Компания IDC опубликовала специальный обзор, посвященный основным тенденциям на телекоммуникационном рынке Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в сегменте мобильных технологий.

В 2006 г. начнет быстро расти рынок мобильных игр в реальном времени со многими участниками. По мнению IDC, те любители подобных развлечений, которые раньше использовали ПК, теперь продолжат играть также и на мобильных телефонах. К этому готовы и разработчики мобильных игр, и поставщики услуг. Однако для быстрого роста данного рынка нужна настолько же общедоступная платформа, какой является ПК.

Быстрый рост количества мобильных вирусов, особенно для сложных 3G-телефонов, породит потребность в средствах защиты. По оценкам IDC, к концу текущего года 3G-телефоны будут составлять 7% от общего числа поставок мобильных аппаратов. Чем больше смартфоны будут использоваться в бизнесе, тем больше станет корпоративных мобильных решений и тем важнее для них будет наличие антивирусного ПО.

В минувшем году компания IDC предсказывала, что IP-телефония станет очень популярной в корпоративном сегменте. Так и произошло. В 2006-м предприятия осознают выгоды этой технологии и постараются расширить ее функциональность, а значит, надо ожидать появления конвергированных повсеместных коммуникаций. Вендоры будут продвигать, а клиенты использовать конвергенцию мобильной и фиксированной связи на рабочих местах, а мобильные функции будут работать поверх корпоративной IP-телефонии в качестве дополнительного приложения.

Сотовый телефон все увереннее будет брать на себя функции мобильного бумажника. Для этого уже есть целый спектр возможных технологий для выполнения платежей: инфракрасный порт, SMS, интерактивный голосовой ответ, мобильное сканирование и бесконтактные чипы. При этом оплата может происходить как со счета у мобильного оператора, так и со счета в банке. Все это разнообразие позволяет надеяться на успешный повторный старт мобильной коммерции (первая попытка состоялась несколько лет назад и оказалась неудачной). По мнению IDC, на этот раз есть все шансы на успех, во всяком случае в Корее и Японии.

825 миллионов мобильников

IV квартал прошлого года отмечен новыми рекордами в области поставок мобильных телефонов. По оценке IDC, объем продаж достиг 245,2 млн. шт. За весь 2005-й в мире было куплено 825,5 млн. мобильников - рост на 16,7% по сравнению с 2004-м. Продано 55,6 млн. конвергированных мобильных устройств, что на 165,3% больше, чем в 2004-м.

Как отмечают в IDC, IV квартал традиционно отличается высокими показателями поставок мобильных телефонов в связи с рождественскими распродажами. Но в минувшем году этот период превзошел все предыдущие годы. Более того, уже второй подряд квартал объем поставок превышает 200 млн. шт. Это позволяет надеяться, что в 2006-м будет наблюдаться устойчивый рост в данном секторе рынка.

Подъем во многом обусловлен успехом мобильных телефонов на развивающихся рынках. Например, в Латинской Америке, как оценивает IDC, поставки увеличились на 33,7% по сравнению с 2004-м и достигли 105,3 млн. шт.

Bluetooth-устройства в автомобилях

Разные варианты использования технологии Bluetooth в автомобильной индустрии были представлены общественности уже давно, но по разным причинам этот рынок рос очень вяло. По мнению компании ABI Research, прошлый год стал переломным и начался стремительный рост - 141% по сравнению с 2004-м. Этому способствовали три основных фактора: распространение технологии, простота использования и проникновение в более широкие массы пользователей. Применение аксессуаров, позволяющих водителям говорить по телефону, не выпуская руль, становится все более популярным; кроме того, во многих странах это разрешено законодательно. Теперь уже не производители предлагают Bluetooth-решения, а потребители требуют их выпуска.

Дети - движущая сила мобильного рынка

По мнению Yankee Group, дети в возрасте от 8 до 12 лет - потенциальный двигатель рынка мобильной связи в ближайшие годы. Сегодня к этой группе относится 2,6% от общего числа абонентов мобильной связи. Эксперты Yankee Group ожидают, что к 2010 г. их количество удвоится, но для этого производители телефонов должны изучать конкретные потребности данного сегмента пользователей и производить терминалы специально для него. Телефоны должны быть одновременно забавными и простыми в использовании, кроме того, операторам имеет смысл активнее предлагать семейные тарифные планы, чтобы стимулировать родителей приобретать телефоны для детей.

Версия для печати