ОБЗОРЫ
Аналитическая компания CIMdata (www.cimdata.com) делит рынок средств управления жизненным циклом изделия (PLM) на два сегмента: САПР (средства автоматизированного проектирования механического оборудования - CAD, электронных приборов - EDA, инженерного анализа - CAE, подготовки к производству - CAM и т. д.) и системы cPDM (collaborative Product Data Ma-nagement), в которые входят средства управления инженерными данными (PDM), коллективной работы, визуализации, цифрового производства, интеграции корпоративных приложений и др., используемые всеми участниками процесса создания продукта - производителями изделий, подрядчиками, поставщиками компонентов и узлов, партнерами и заказчиками.
Недавно CIMdata провела подробное исследование текущего состояния сегмента cPDM, рассмотрела его роль в развитии рынка PLM и представила прогнозы на будущее.
Рынок cPDM
Продукты коллективной работы и управления инженерными данными охватывают всю информацию о механических, электронных и программных компонентах изделия, а также обо всех связанных с ним процессах, таких, как планирование, проектирование, производство, обслуживание и утилизация. Для достижения экономического успеха и победы над конкурентами предприятию очень важно эффективно организовать коллективное использование и администрирование этих интеллектуальных активов - элементов виртуального продукта.
Сегмент cPDM стабильно растет на протяжении почти 20 лет и, по прогнозу CIMdata, в дальнейшем будет самым быстрорастущим в индустрии PLM. Такая положительная динамика связана с тем, что промышленные компании наращивают инвестиции в эти системы для повышения эффективности работы. Масштабы проектов увеличиваются, и cPDM начинают применять не только промышленные гиганты, но и их партнеры и поставщики. Кроме того, на популярность подобных систем влияет расширение их функционала за счет добавления новых технологий, например средств цифрового производства и управления портфелем проектов.
На рис. 1 представлены оценка рынка cPDM за прошедшие годы и прогноз на будущие (затраты пользователей на ПО и услуги). Компания CIMData считает, что до 2009-го этот сегмент будет расти на 15% в год и, следовательно, по темпу годового роста сильно опередит рынок PLM в целом, который, по ее же прогнозу, будет увеличиваться на 8% в год (см. PC Week/RE, N 35/2005, с. 40).
Рис. 1. Объем рынка cPDM
Если рассмотреть распределение инвестиций по географическим регионам, то видно, что на протяжении последних лет Европа тратит на cPDM больше остальных, но в ближайшие годы этот показатель быстрее всего будет расти в Азии.
Что касается распределения по отраслям, то наибольший вклад в сегмент cPDM вносят автомобильная, машиностроительная, телекоммуникационная и аэрокосмическая индустрия, а также область высоких технологий. Так, в прошлом году на них пришлось 82% от общих инвестиций в этот сегмент. Ожидается, что такая ситуация сохранится и в следующие пять лет. По прогнозу, продукты cPDM будут все активнее использоваться сегментом среднего и малого бизнеса, поэтому на них увеличится спрос со стороны обрабатывающей промышленности, сферы коммунальных услуг, производства товаров широкого потребления и фармации.
Тенденции и события
Все больше промышленных компаний во всем мире считают своей стратегической целью поддержку информации об изделии на протяжении его жизненного цикла и в связи с этим обращают внимание на те области этого цикла, которые раньше обходили стороной. Поставщики стараются удовлетворить эти новые требования и расширяют свои cPDM-системы по следующим новым направлениям:
- цифровое производство;
- послепродажное обслуживание продукции (техническое сопровождение, ремонт и эксплуатация, а также гарантийное обслуживание);
- управление проектами и требованиями;
- управление активами в дискретном производстве;
- полное управление информацией о продукте, подразумевающее объединение систем автоматизации проектирования механических изделий, электронных приборов и средств разработки ПО в единое cPDM-решение.
Кроме того, на рынок cPDM влияют общие тендеции ИТ-индустрии:
- рост спроса со стороны предприятий среднего и малого бизнеса;
- изменение схемы ценообразования и методов продажи ПО;
- появление заранее сконфигурированных решений для отдельных отраслей или направлений бизнеса.
Рассмотрим эти тенденции более подробно.
Цифровое производство. Эта технология позволяет предприятиям создавать среду, в которой процесс изготовления продукта проектируется параллельно с его разработкой. Другими словами, цифровое производство обеспечивает механизм для описания, моделирования, оптимизации и окончательного формирования производственных процессов одновременно с проектированием продукта. Сейчас данное направление представляет собой наиболее важное расширение функционала PLM-систем. Раньше предприятия внедряли средства цифрового производства в качестве отдельных решений, а теперь многие интегрируют их в единую PLM-среду и быстрее окупают капиталовложения.
Послепродажное обслуживание. Интеграция отдельных компонентов PLM, в частности систем управления инженерными данными (PDM) и изменениями, со средствами управления взаимоотношениями с поставщиками и заказчиками, а также с продуктами для поддержки технического обслуживания, ремонта и эксплуатации позволяет создать среду, в которой значительно повышается эффективность эксплуатации продукции. Это понятно. Ведь постоянный доступ к актуальной информации о продукте дает возможность серьезно улучшить качество его обслуживания. Кроме того, являясь составной частью общей PLM-системы, средства управления обслуживанием позволяют собирать сведения о требованиях заказчиков и об удобстве эксплуатации новой продукции, которые очень полезны для производителя. Сейчас многие поставщики cPDM начинают предлагать решения для послепродажной поддержки, и аналитики уверены, что в ближайшие годы эта область будет очень перспективной.
Управление проектами и требованиями. Первая часть такого решения связана с управлением семейством разрабатываемых продуктов, а вторая - со сбором требований заказчиков на создание новых изделий или усовершенствование имеющихся. Учет пожеланий клиентов очень важен - благодаря этому предприятие может создавать то, что удовлетворяет или даже превышает ожидания потребителей. Обычно при создании продукта проектировщики сначала придумывают общую концепцию (т. е. собирают и оценивают идеи для нового или улучшенного изделия), а затем выбирают ту идею, которая наилучшим образом соответствует деловой и маркетинговой стратегии. Средства управления проектами позволяют отследить, какие продукты сейчас находятся в разработке и производстве, как они связаны друг с другом, и оптимизировать ресурсы, необходимые для проектирования, маркетинга, продажи и обслуживания семейства продуктов.
Сейчас средства для управления проектами и требованиями выпускаются в виде автономных приложений. Ведущие PLM-вендоры либо интегрируют одно из них со своим комплектом либо приступают к разработке собственного решения такого рода.
Управление активами в дискретном производстве. Эта функция уже давно является важной для непрерывного производства. Но недавно ее начали применять и предприятия дискретного производства для управления оборудованием. В связи с этим поставщики PLM-систем разрабатывают новые средства управления активами и расширяют возможности существующих программ для удовлетворения специфических требований отдельных отраслей. В результате на предприятиях, выпускающих штучную продукцию, управление активами становится ключевым компонентом общей среды цифрового производства. Ведь без подробных данных об оборудовании невозможно выполнить цифровое моделирование процесса изготовления изделий.
Полное управление информацией о продукте. Обычно PLM-системы служат для управления информацией, связанной с проектированием механических изделий, но их также можно использовать и для работы со встроенными электронными и программными компонентами, которые стали неотъемлемой частью большинства современных продуктов. Учитывая это, поставщики расширяют возможности cPDM-систем, чтобы охватить управление проектированием электронных приборов и разработкой встроенных программ. Кроме того, ведущие производители средств автоматизации проектирования электронных приборов начали создавать cPDM-модули, которые не только управляют их собственными системами, но поддерживают интеграцию с решениями лидеров рынка PLM.
Рост спроса со стороны предприятий среднего и малого бизнеса. По мнению CIMdata, в этот сегмент входят промышленные компании с годовым оборотом менее 1,5 млрд. долл., причем наиболее перспективными для cPDM являются фирмы, получающие от 500 млн. долл. до 1 млрд. долл. в год. Для проектирования такие предприятия в основном используют САПР среднего класса и обычно внедряют решения для управления конструкторскими данными. Эти решения, как правило, включают средства интеграции систем автоматизации проектирования (CAD), функции управления информацией от данных систем и инженерными спецификациями (Bill of Material, BOM), а также программы визуализации документов и CAD-файлов (двух- и трехмерных моделей) и подсистемы управления потоками заданий (workflow), которые позволяют автоматизировать некоторые конструкторские процессы, например внесение изменений, передачу спецификаций в производственный отдел и контроль за конфигурациями изделий.
Главная причина интереса СМБ-компаний к PLM-технологии - появление готовых приложений, которые основаны на передовом опыте и учитывают требования предприятий к управлению инженерными данными и производственными процессами. PLM-решения среднего класса применяются, во-первых, для работы со всеми инженерными данными (для их упорядочивания, управления ими и организации доступа к ним) и, во-вторых, для управления информацией о продуктах на протяжении их жизненного цикла. Поэтому сPDM-системы среднего класса должны обеспечивать защиту информации и контроль за доступом к данным, поддерживать взаимосвязи между различными данными о продукте, реализовывать правила, служащие для описания потоков заданий и процессов, а также уведомлять о событиях и выполнять обмен сообщениями.
Изменение схемы ценообразования и методов продажи. В последнее время появились новые модели ценообразования и комплектования ПО, направленные на удовлетворение запросов предприятий среднего и малого бизнеса. Раньше большинство поставщиков применяли стандартный метод, предусматривающий одновременную продажу лицензии на ПО и подписки на техническую поддержку. Теперь ПО тоже можно приобрести по подписке, причем лицензии остаются в собственности поставщика, а стоимость технической поддержки включена в цену подписки. Кроме того, некоторые вендоры предлагают услуги доступа к приложениям на условиях хостинга, избавляя тем самым заказчика от необходимости покупать и сопровождать собственные PLM-решения.
Появление заранее сконфигурированных решений для отдельных отраслей или направлений бизнеса. В связи с ростом конкуренции на рынке PLM поставщики стараются привлечь заказчиков наиболее выгодными предложениями. При этом их главная задача - сделать системы простыми для понимания (а значит, и легко продаваемыми) и для внедрения (позволяющими быстро получить отдачу). Поэтому все ведущие игроки выпускают все больше PLM-решений, направленных на удовлетворение специфических требований отдельных отраслей. В них реализованы наиболее характерные отраслевые процессы и используется соответствующая терминология. Благодаря этому заказчики могут не только легко разобраться в таких системах, но и сократить затраты на настройку, обучение пользователей и внедрение. В результате число успешных проектов увеличивается, а производительность труда промышленных предприятий возрастает. Эта тенденция набирает обороты, и в ближайшие годы следует ожидать, что поставщики продолжат фокусироваться на различных отраслях промышленности.
(Продолжение следует)