ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ
Нормализует ли это ситуацию с импортом ИТ-товаров?
В феврале состоялось расширенное заседание коллегии Федеральной таможенной службы России (ФТС, www.customs.ru). Выступая на ней, руководитель ФТС Александр Жерихов отметил, что в 2005 г. собираемость таможенных платежей стала рекордной за все 15 лет работы таможенной службы России. Было собрано и перечислено в бюджет 2,1 трлн. руб., или 74,4 млрд. долл. Это на 882,7 млрд. руб., или 31,9 млрд. долл., больше, чем в 2004 г. При этом платежи по импорту в 2005 г. составили 750,3 млрд. руб. (26,5 млрд. долл.), что на 186,4 млрд. руб. больше, чем в 2004 г. Задание, предусмотренное Законом о бюджете на 2006 г., не менее напряженное и составляет 2 трлн. 136 млрд. руб., в том числе по импорту 839 млрд. руб.
Г-н Жерихов сказал, что в 2006 г. российские таможенники вступили с четкой программой действий по созданию в нашей стране конкурентоспособной, отвечающей международным стандартам таможенной службы. Все мероприятия в укрупненном виде объединены в пять блоков: обустройство и интегрированное управление на границе; борьба с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, заявлением недостоверных данных о стране происхождения; поэтапное сближение таможенного законодательства России и Евросоюза; внедрение новых информационных технологий таможенного администрирования; изменение подходов к работе с кадрами, повышение профессионализма должностных лиц и борьба с коррупцией.
Николай Комлев: “Все участники
АП КИТ заинтересованы в скорейшей
нормализации ситуации с импортом ИТ-товаров”
По мнению г-на Жерихова, одной из ключевых задач ФТС, которую предстоит решить в этом году, является борьба с недостоверным декларированием. Он сообщил, что по конечным результатам данной работы будет оцениваться деятельность руководителя таможенного поста, персональная роль каждого таможенника и таможенного органа в целом. При этом в центре внимания по-прежнему останется бытовая техника, электроника, мобильные телефоны, компьютеры и прочие товары 84-85 групп, а также товары, ввозимые из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Турции.
На февральской коллегии ФТС было отмечено, что необходимо создать комплексную систему информационно-аналитического обеспечения работ по анализу таможенной стоимости. Сердцевиной этой системы станет единая база данных справочных цен на товары и услуги, позволяющая - с применением соответствующих программных средств - использовать эту информацию инспекторам таможенных постов. Работа по созданию и наполнению информацией единой базы начнется уже в этом году, в том числе с привлечением на конкурсной основе независимых международных компаний.
Напомним, что еще в декабре прошлого года по инициативе ассоциаций АП КИТ и РАТЭК состоялась встреча заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Татьяны Голендеевой с производителями компьютерной, копировально-множительной техники и комплектующих, в которой приняли участие представители более 100 компаний, работающих в этом секторе рынка.
Как заявила Татьяна Голендеева, занижение таможенной стоимости - это не просто таможенная проблема, данное правонарушение сводит на нет таможенно-тарифную политику государства. В настоящее время стоит задача аккумуляции достоверной и актуализированной информации от производителей о ценах на импортируемые товары и доведения этой информации до таможенных органов. С этой же целью в рамках Главного управления федеральных таможенных доходов ФТС России будет создано специальное подразделение по сбору, анализу и обобщению ценовой информации.
Тогда же г-жа Голендеева обратилась к присутствующим представителям компаний - производителей компьютеров, комплектующих и копировально-множительной техники с предложением до 1 февраля 2006 г. предоставить в ФТС России как можно более подробную справочную информацию о ценах на производимую продукцию, ее номенклатуре и поставщиках (с обещанием, что данная информация будет оперативно обработана и систематизирована).
Устной просьбой дело не ограничилось. Участникам встречи было вручено официальное письмо за подписью начальника Главного управления федеральных таможенных доходов Александра Воронина (его текст доступен по адресу: www.apkit.ru/default.asp?artID=4826) с просьбой предоставить соответствующую информацию к 1 февраля.
А к тем поставщикам, которые не сочтут нужным поделиться запрашиваемой информацией, ФТС после 1 марта намерена применить дополнительные меры таможенного контроля. Вместе с тем г-жа Голендеева подчеркнула, что дополнительные меры контроля не затронут тех поставщиков, которые работают в рамках приказа N 727 “О контроле таможенной стоимости отдельных видов товаров”, а также те поставки, по которым будет предоставлен полный пакет документов, включая счет (invoice) производителя.
Как сообщил исполнительный директор АП КИТ Николай Комлев, члены его ассоциации положительно отреагировали на стремление ФТС к наведению порядка и легализации импорта. Опасения вызывают лишь возможные издержки переходного процесса. Именно поэтому АП КИТ интенсифицировала контакты с ФТС и МЭРТ (Министерство экономического развития и торговли). Кроме того, стала чаще заседать рабочая группа ассоциации по импорту, возглавляемая членом правления ассоциации, а также руководителем комитета АП КИТ по международным делам и инвестициям Михаилом Красновым. К работе данной рабочей группы приглашаются все вендоры, вне зависимости от их членства в АП КИТ.
В феврале (почти сразу после упомянутого в начале заметки заседания коллегии ФТС) под эгидой АП КИТ прошла очередная встреча ведущих компаний-вендоров и ряда дистрибьюторов компьютерных комплектующих, на которой обсуждалась тема подачи прайс-листов в ФТС РФ и ее влияние на бизнес. По итогам встречи была обобщена и изложена (на странице www.apkit.ru/default. asp?artID=5510) позиция ИТ-компаний по этому вопросу.
В частности, было отмечено, что ассоциация планирует внести свой вклад в организацию согласованной работы всех заинтересованных сторон, в обеспечение эффективного взаимодействия между производителями и импортерами, между участниками и ФТС. АП КИТ также рекомендует своим членам и всем участникам ИТ-рынка более активно и ответственно отнестись к вопросам, связанным с обеспечением ФТС качественной информацией о ценах на импортируемую продукцию.
С точки зрения АП КИТ, неаргументированное затягивание решения вопросов, связанных с предоставлением ценовой информации, нецелесообразно и может привести к осложнению отношений ФТС с участниками ИТ-рынка. АП КИТ уже обстоятельно разъясняла ФТС, что выдача ценовой информации международными производителями зачастую является сложной и длительной бюрократической процедурой. В то же время Ассоциация призывает информировать ФТС о задержках в сроках предоставления информации с разъяснением причин. АП КИТ готова оказывать организационную помощь по доведению подобного рода информации до ФТС и давать консультации по данному вопросу.