БИЗНЕС ПК
История человечества - это во многом история империй (в современной терминологии - супердержав). И если в древности закат одной империи и восход другой часто сопровождались разрушительными войнами и упадком цивилизации на долгие века, то сегодня эти процессы проистекают более плавно и гармонично. Супердержавы мирно передают друг другу свои лучшие достижения - подобно бегунам, передающим друг другу эстафетную палочку.
В компьютерной сфере ранее почти монопольное положение США постепенно ослабевает в связи с тем, что на глобальный рынок все большее влияние начинают оказывать страны Юго-Восточной Азии. И здесь весьма показателен пример китайской компании Lenovo, которая в 2004 г. приобрела у корпорации IBM ее подразделение IBM PC Company (занимавшееся разработкой и выпуском PC-совместимых настольных и мобильных компьютеров) со всеми активами - фабриками, исследовательскими центрами и глобальной дистрибьюторской сетью.
В Китае Lenovo (прежнее имя - Legend) - одна из самых известных и крупных компьютерных компаний. Занимая около 30% рынка ПК, она выпускает преимущественно технику начального и среднего ценовых уровней. С приобретением IBM PC Company фирма Lenovo превратилась в международную компанию. Следует отметить, что обе объединившиеся фирмы очень удачно дополнили друг друга. Так, до слияния IBM получала 57% доходов на продажах своих продуктов среднему и крупному бизнесу, в то время как у Lenovo соответствующий показатель был равен лишь 17%. По географическому охвату они тоже мало пересекались: Lenovo практически полностью была сосредоточена на Азиатско-Тихоокеанском регионе, на который у IBM PC приходилось лишь 32% поставок. Что касается продукции, то у IBM никогда не было изделий начального ценового уровня, а Lenovo раньше не замахивалась на high end.
В зоне i.lounge олимпийской деревни спортсмены
через Интернет общались с родственниками и друзьями
Превращаясь из китайской компании в международную, Lenovo меняет стратегию и тактику своего развития. Первая задача - объявить о себе всему миру, расширив сферу своей известности за пределы Китая, - достигается с помощью участия в Олимпийских играх в роли технического спонсора. Подробнее об этом мы расскажем ниже.
Вторая задача - сохранить высочайший уровень разработок и производства IBM, ускорив инновации. Технологические исследования и разработки ноутбуков ThinkPad и настольных ПК ThinkCentre, как и прежде, проводятся в лабораториях в США (г. Ралей, Новая Каролина) и Японии (г. Ямато). Так, именно эти лаборатории фокусируются на тонких и легких ноутбуках для корпоративных потребителей. Продукция начального и среднего ценовых классов создается в Китае - в Шеньчжене, Чэньду, Пекине и Шанхае. Одним словом, компания сохраняет специализацию разработческих центров. Естественно, что сертификационные испытания и проверка качества продукции проводятся в лабораториях IBM на территории США.
Производственные предприятия тоже остались прежними, причем, по словам менеджера по маркетингу Lenovo в странах EMEA Милко Ван Дюжила, китайские предприятия сертифицированы на соответствие стандартам ISO и, что важно, выпускают продукцию примерно с таким же процентом отказов, как это было и у IBM. Международный сервис для техники Lenovo, как предусмотрено соглашением с IBM, доступен через сеть сервисных центров последней.
Третья задача - наладить продуктивное взаимодействие между командами разработчиков. Здесь есть заметные успехи. Так, в машинах Lenovo уже появились созданные в рамках IBM кнопки Rescue Recovery, обеспечивающие быстрое восстановление образа операционной системы и ПО со специального раздела жесткого диска.
Четвертая задача обновленной фирмы - усилить некогда слабое место компании IBM PC, а именно логистическую систему, дополнив ее китайским ноу-хау по оперативной доставке товаров по всему миру. Подобный опыт у Lenovo есть. Так, еще в 1990-е годы она оптимизировала схему поставок для сборочного завода в Пекине, создав интеллектуальный склад - полностью автоматизированное хранилище компонентов, где грузы перемещаются роботами. Как отметил Милко Ван Дюжил, в PC-бизнесе управление поставками - вопрос критический, особенно когда нужно быстро удовлетворить дополнительный спрос, возникший в результате удачных маркетинговых акций. Унифицировав используемые в производстве компоненты и объединив логистические цепочки, компания надеется снизить себестоимость продукции на несколько процентов.
Милко Ван Дюжил: “Мы складываем
составляющие успеха, имевшиеся
у каждой из компаний”
Персональные компьютеры, ноутбуки, принтеры и серверы с маркой Lenovo уже распространяются через сеть офисов фирмы в 166 странах мира. При этом техника высшего класса с логотипами IBM ThinkPad и ThinkCentre предназначается в первую очередь для традиционных клиентов IBM, которые ориентируются на установление долгосрочных деловых взаимоотношений с поставщиками и считают общую стоимость владения техникой, а не цену покупки, зачастую требуя стабильности конфигурации на протяжении нескольких лет. Продукция с маркой Lenovo попадает преимущественно к заказчикам, закрывающим текущие потребности в оборудовании по мере их возникновения. Такие клиенты обращают основное внимание на производительность, новейшие технологии, дизайн и конечно же цену. Дистрибьюторам и реселлерам уже доступны изделия, которые вряд ли могли быть выпущены в рамках консервативной корпорации IBM, - например, ноутбуки с широкоформатным экраном и белым корпусом.
Как рассказал Милко Ван Дюжил, в настоящий момент в компании Lenovo сложилась смешанная система менеджмента. Будучи сильными в стратегическом планировании, китайцы любят иметь пространство для маневра. Они готовы учиться, слушать и смотреть, как губка впитывая западный опыт оперативного управления. Китайская культура привнесла в объединенную международную компанию долгосрочный подход к планированию и более тесное взаимодействие сотрудников. Менеджеры из IBM получили большую свободу действий и наделены теперь большей ответственностью, чем это было возможно в рамках громоздкой структуры корпорации IBM.
В Турине компания Lenovo развернула обширную техническую инфраструктуру поддержки Олимпийских игр, объединяющую около 10 тыс. единиц своего оборудования (из них примерно 6 тыс. настольных ПК и 800 ноутбуков). Так, в трех олимпийских деревнях размещалось шесть интернет-зон i.lounge, использовавшихся атлетами для связи с внешним миром и доступа к банкам фотографий и материалам с соревнований.
Помимо этого были развернуты системы сбора результатов, предназначенные для измерения времени и ведения счета в ходе состязаний; установлены информационные средства для комментаторов и репортеров; реализованы системы управления для руководства Олимпийского комитета. Крупные серверы обеспечивали доступ к информации об Олимпийских играх за несколько последних десятилетий.
Американские тренеры использовали планшетные ПК Lenovo для выделения видеофрагментов соревнований и их демонстрации спортсменам. Как рассказал Милко Ван Дюжил, проект технического оснащения Олимпийских игр в Турине оказался очень важным для всего мира (на соревнованиях было аккредитовано около 10 тыс. журналистов), а потому весьма рискованным для Lenovo, если что-то не заладится с оборудованием или ПО. К счастью, обошлось без серьезных сбоев, а на церемонии открытия игр техника устойчиво работала при отрицательных температурах. Все оборудование, поставленное компанией в рамках спонсорской программы, по окончании игр переходит в собственность Олимпийского комитета и будет использоваться в Параолимпийских играх, которые пройдут в Турине с 10 по 20 марта.