РЕКОМЕНДАЦИИ
Когда компании и специалисты впервые приступают к составлению бюджета САПР, у них обычно возникает ряд вопросов: какие расходы нужно предусмотреть? на что обратить внимание?
Чтобы на них ответить, следует учесть, что у программного продукта стоимость приобретения существенно отличается от стоимости владения. Последняя учитывает все затраты, связанные с обладанием и использованием товара в течение его жизненного цикла, и включает расходы на покупку, внедрение, обслуживание, обучение, обновление и т.д. Среди этих статей есть обязательные - без них вы не сможете использовать купленный продукт - и необязательные, но желательные для его эффективного использования.
Подвох при составлении бюджета САПР кроется в том, что все учитывают стоимость приобретения, но не все - стоимость владения. Чтобы избежать этой ошибки, рассмотрим типичные затраты, сопровождающие выбор, покупку и использование продукта. Обращаем ваше внимание на то, что в каждом конкретном случае имеет смысл отдельно уточнять у производителя, какие расходы являются обязательными.
Подвох при составлении бюджета САПР кроется в том, что все учитывают стоимость приобретения, но не все - стоимость владения. |
Итак, обычно в стоимость владения САПР, а следовательно, и в бюджет САПР входят следующие расходы:
- Выбор программного продукта. Для знакомства с разными системами ваши специалисты будут посещать презентации, семинары, тест-драйвы (пробная работа под присмотром преподавателя), курсы начального обучения и т.д. Это потребует расходов на поездки. Принять решение о пригодности продукта для работы на предприятии можно в ходе пилотных проектов, тестовой эксплуатации или взяв его в аренду. Для расчетных программ можно заказать поставщику пробный расчет. Если эти работы выполняются за отдельную плату, заложите их в бюджет.
- Приобретение программного обеспечения. Помимо стоимости самого продукта в некоторых случаях вам придется дополнительно оплатить аппаратные ключи защиты, "ядро" системы и СУБД. Уточните, какая версия ОС требуется для работы данной системы. Базируется ли она на другой САПР, какую именно версию использует? Возможно, вам потребуется приобрести эту базовую САПР или ее обновление *1.
_____
*1 Обновление (upgrade, обмен, переход) - при наличии старой версии позволяет получить новую версию программного продукта после ее выхода по цене, меньшей ее полной стоимости. Стоимость обновления составляет в среднем порядка 50% стоимости новой версии.
Для некоторых продуктов существует понятие "срок действия лицензии". Уточните, что именно вы приобретаете - "бессрочный" программный продукт или лицензию с ограниченным сроком действия. Если необходимо, заложите в бюджет следующего периода средства на продление срока лицензии.
При покупке некоторых пакетов обязательной является оплата подписки*1. И не всегда в комплект поставки входят учебные материалы, необходимые для освоения продукта.
_____
*1 Подписка (subscription) - при наличии старой версии позволяет получать все выходящие в течение определенного времени новые версии программного продукта по цене, меньшей стоимости обновления. Подписка оплачивается до выхода новой версии. Стоимость подписки составляет в среднем порядка 30% стоимости новой версии.
- Покупка аппаратного обеспечения. Приобретая ПО, уточните, какая конфигурация должна быть у компьютера для его работы. Возможно, в бюджет придется включить обновление компьютерного парка или модернизацию локальной сети проектных отделов. Наиболее требовательными к технике являются работы по визуализации, созданию больших сборок, компьютерному моделированию, выполнению сложных расчетов. Не исключено, что вам понадобится кластер, то есть несколько серверов, связанных в массив под единым управлением. Некоторые отечественные сборщики компьютеров предлагают технику, оптимизированную для САПР, которая стоит немного дороже универсальной, но обеспечивает существенный выигрыш в производительности. Для организации электронного архива требуются сервер и системы хранения данных.
- Повышение квалификации персонала. Эффективно работать с САПР может только квалифицированный пользователь. Обучение является обязательным условием внедрения. Мы советуем учить не только тех, кто будет использовать продукт, но и дополнительного специалиста. Ведь существует текучка кадров, и "запасной игрок" может пригодиться в любой момент. Полезно также иметь резерв в бюджете для обучения новых специалистов для обеспечения преемственности работ. Если занятия проводятся на предприятии, необходимо учесть затраты на приезд преподавателя и организацию учебного класса. В случае обучения в другом городе принимайте во внимание расходы на проезд и проживание учащихся. Иногда бывает выгоднее нанять нового специалиста, хорошо разбирающегося в САПР, чем обучать имеющихся, даже с учетом затрат на поиск кандидата.
- Внедрение программного обеспечения. Для скорейшего ввода продукта в работу вы можете воспользоваться дополнительными услугами компаний-поставщиков. Это могут быть пилотные проекты, установка и настройка ПО, пополнение баз данных, создание шаблонов типовых документов. Наиболее серьезных расходов требует адаптация САПР, то есть написание дополнительных функций под задачи предприятия. Но иногда это является единственным способом оперативного решения вопроса автоматизации и ускорения работы. Вам также может потребоваться интеграция с другими САПР и программными системами АСУП, PDM, ERP. Помимо затрат на сами работы по внедрению возможно потребуется оплатить проезд и проживание специалистов.
- Техническое сопровождение. Поставщики САПР постоянно увеличивают набор платных услуг по поддержке пользователей. Это позволяет им расширять штат квалифицированных, а значит, и высокооплачиваемых специалистов. Оплата сопровождения может являться необходимым условием для покупки продукта или для продления срока действия лицензии, будьте внимательны! Уточните. какова стоимость поддержки в гарантийный и послегарантийный период, на что распространяется гарантия, кто оплачивает выезд специалистов на предприятие в случае необходимости, учтите также расходы на оперативную связь. Некоторые компании не оказывают техническую поддержку покупателям, не прошедшим обучение, либо оказывают платную поддержку. Поэтому иногда выгоднее оплатить обучение, чем решать элементарные вопросы в удаленном режиме и терпеть убытки от вынужденных простоев.
- Обновление продуктов. Бюджет САПР, конечно, должен учитывать и переход на новые версии. Сэкономить в этом случае позволяют вовремя сделанные обновления и подписка, так как некоторые производители вводят штраф за неоплаченную вовремя подписку, а также прекращают поддержку и обмен старых версий по истечении определенного времени. Помимо затрат на обновление продуктов не забудьте и о расходах на обучение специалистов новым функциям.
Выводы. Если просуммировать все расходы, необходимые для успешного внедрения САПР, то окажется, что затраты на приобретение ПО составляют лишь небольшую часть от полной стоимости владения. Обратите внимание на этот момент, выбирая, какие САПР включить в программу автоматизации проектных работ предприятия - дешевый продукт далеко не всегда является наиболее выгодным с точки зрения стоимости владения.