ИТОГИ ГОДА
В 2005 г. отрасль информационных технологий и связи сохранила свое динамичное и высокодоходное развитие, что позволило значительно увеличить ее вклад в рост ВВП страны, - об этом было сообщено на расширенной коллегии Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации (www.minsvyaz.ru). Так, если в 2000 г. вклад отрасли в общую динамику ВВП составил 3,2%, то к 2005 г. он увеличился до 5,0%.
Выступая перед членами коллегии и руководителями телекоммуникационных предприятий отрасли, министр Леонид Рейман доложил, что общий объем рынка ИКТ (включая электросвязь, ИТ-сектор, почту) в прошлом году составил 1018 млрд. руб., что на 27,8% больше, чем годом ранее.
Доход отрасли от оказания услуг связи за 2005 г. составил 710,0 млрд. руб., что на 31,4% выше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом объем рынка информационных технологий оценивается в сумме 308,3 млрд. руб. (на 20,2 % выше по сравнению с 2004-м).
Рост доходов во многом обусловлен привлечением отечественных и иностранных инвестиций в развитие средств связи: российские инвестиции в основной капитал, по предварительным данным, составили более 120 млрд. руб., что практически соответствует уровню предыдущего года, иностранных - около 75 млрд. руб. (увеличение к 2004 г. практически в два раза). Таким образом, предварительные данные, обнародованные руководством Мининформсвязи РФ накануне Нового года (см. PC Week/RE, N 1/2006, с. 1), полностью подтвердились.
Расширенная коллегия Мининформсвязи РФ отметила, что отрасль
ИКТ в 2005 г. сохранила свое динамичное и высокодоходное развитие
В 2005 г. наиболее динамичное развитие, по словам министра, имела подвижная связь. Количество абонентов подвижной радиотелефонной связи, по оперативным данным, на конец прошлого года достигло 120,0 млн. и увеличилось с начала года в 1,7 раза. Прирост числа абонентов происходит преимущественно в регионах. В Москве и Санкт-Петербурге рынок уже насыщен - 135 и 118 мобильных телефонов на 100 жителей соответственно, а средний уровень проникновения подвижной связи в России составил 84 телефона на 100 человек.
Успехи на фоне проблем
Вместе с тем остается далеко не новая проблема - наличие в стране 40 тыс. нетелефонизированных населенных пунктов. Для ее решения создается механизм универсального обслуживания. Уже подведены итоги конкурсов на право оказания универсальных услуг связи по всем субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного округа, и по восьми субъектам Сибирского федерального округа.
К сожалению, проведение конкурсов на всей территории страны предполагается осуществлять поэтапно, с завершением во II квартале 2007 г. По правде говоря, не совсем понятно, почему это нельзя делать параллельно. И тогда задачу телефонизации населенных пунктов в полном объеме можно было бы решить не в 2008 г., а значительно раньше. К тому же это позволит быстрее избавиться и от нерыночной схемы перекрестного субсидирования, при которой часть доходов "Связьинвеста" от междугородной и международной связи идет на покрытие убытков от предоставления услуг местных операторов.
Сегодня в рамках реализации закона "О связи" завершается разработка подзаконных актов, направленных на развитие добросовестной конкуренции и обеспечение равных прав для всех операторов. Формализованы и упрощены процедуры лицензирования, распределения ограниченного ресурса, межоператорского взаимодействия и подтверждения соответствия. Но и здесь хватает подводных камней.
Например, новая система сертификации частично упростила процесс получения разрешений, но это относится лишь к простейшему оборудованию, например телефонам. Их сертифицировать теперь необязательно, достаточно задекларировать - объясняет один из бывших сотрудников Мининформсвязи, хорошо знакомый с состоянием дел в ведомстве.
Но сертификация более сложного сетевого оборудования в новой многоступенчатой системе сертификации не стала проще и, кроме того, заметно подорожала: стоимость оформления документов возросла примерно в семь раз по сравнению с уровнем 2004-2005 гг. и обходится теперь в 30 тыс. руб., а стоимость испытаний выросла в два-три раза и составляет 8-10 тыс. долл. То же самое и с лицензированием: как утверждает источник, выдача лицензии сейчас обходится в среднем в четыре раза дороже.
Без сомнения, ныне установлены более прозрачные правила работы для телекоммуникационной сферы: уточнен статус операторов связи, занимающих заметное положение на рынке, и созданы определенные барьеры диктату монополистов; точнее регламентированы вопросы присоединения сетей связи и их взаимодействия; хоть как-то прописаны отношения собственности на средства связи и ликвидированы некоторые предметы имущественных споров.
С вводом в действие с 1 января нынешнего года правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия и правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи российский телекоммуникационный рынок вступил в фазу практической реализации стратегии демонополизации рынка услуг дальней связи.
На сегодняшний день выданы лицензии на услуги междугородной и международной телефонной связи двадцати операторам, и некоторые из них даже вступили в конкурентную борьбу с "Ростелекомом". И хотя уже сейчас формально потребитель может выбирать, услугами каких компаний связи пользоваться при междугородных и международных звонках, на практике сделать это совсем не просто.
Планы развития инфокоммуникаций в стране К 2008 г.: - решить проблему телефонизации страны; - обеспечить подключение основных бюджетных организаций к Интернету. К 2010 г. обеспечить: - повышение плотности телефонной сети в полтора раза (с 28,8 телефонного аппарата до 43,0 на 100 человек); - увеличение обеспеченности компьютерами на 100 человек населения с 10 до 43; - увеличение доли пользователей Интернета с 13 до 45%; - увеличение доли отрасли ИКТ в структуре ВВП с 5 до 10%; - рост доли продукции и услуг ИКТ в структуре экспорта РФ с 1 до 4%; - рост доли занятых в отрасли с 1,8 до 5%. Источник: Мининформсвязи РФ. |
"Любой бизнес состоит из массы мелочей, - отметил Виктор Каледин, генеральный директор компании "Зебра Телеком". - Когда закон не проработан в мелочах, он будет буксовать. Попробуйте сменить оператора дальней связи в режиме pre-select или даже hot-choice, и скорее всего это для вас превратится в своего рода геморрой".
С 1 января вступили в силу и правила оказания услуг подвижной связи, которые регламентируют отношения между абонентами или пользователями и операторами связи при заключении и расторжении договоров на оказание услуг связи. Безусловно, это шаг вперед. Правда, многим потребителям непонятно, почему в них не включено право на перенос мобильного номера абонента при смене сотового оператора, давно уже доступное клиентам многих провайдеров за рубежом.
В последнее время Мининформсвязи увлеклось формированием "точек роста" на основе ИКТ и развития потенциала в области разработки экспортного программного обеспечения. Экспорт ПО и информационных услуг г-н Рейман рассматривает в виде одного из источников увеличения доходной базы государства и развития ИТ-рынка в России в целом. (Для справки: в 2005 г. объем экспорта ПО достиг примерно 1 млрд. долл. Рост по сравнению с предыдущим годом составил более 30%.)
В качестве "точек роста" в этом направлении министерство видит создание на территории России системы ИТ-парков. Их основной задачей является активизация интеллектуально-кадрового потенциала и наращивание экспортных возможностей отрасли. Десятого марта нынешнего года Правительство России одобрило государственную программу создания технопарков в сфере высоких технологий.
В результате реализации данной программы к 2010 г. предполагается создать технопарки, обладающие развитой инженерной, транспортной, социальной, производственной и жилищной инфраструктурой. Стоимость совокупного объема произведенной в результате деятельности технопарков продукции и оказанных услуг может превысить 100 млрд. руб. (3-4% рынка мирового ИТ-аутсорсинга).
По мнению сотрудников министерства, особенно важно, что создание технопарков решает не только экономические, но и социальные задачи. А именно - дает возможность талантливым программистам России получить достойное применение своему образованию, интеллектуальному потенциалу, не покидая свою страну.
Революция, которая не состоялась
Год назад, на предыдущей коллегии, Леонид Рейман провозгласил начало перехода отрасли от экстенсивного варианта развития к интенсивному (см. PC Week/RE, N /2005, с. 24). Наш еженедельник тогда усомнился в серьезности намерений министра: идея интересная, но проработана она была явно недостаточно и носила характер экспромта. В качестве слабых звеньев программы Мининформсвязи отмечались, в частности, весьма спорный выбор приоритетных направлений и пренебрежение вопросами развития отраслевой науки.
В ходе нынешней отчетной компании данная тема даже не упоминалась, но на пресс-конференции г-ну Рейману был все-таки задан "неудобный" вопрос об успехах этой самой интенсификации. Леонид Дододжонович довольно вяло ответил, что особых достижений пока нет, поскольку в стране слишком велика нехватка услуг связи и все еще идет простое расширение охвата новых территорий и новых слоев населения, но вот в мобильной связи мы уже близки к насыщению, здесь вскоре можно ожидать определенных результатов и это будет связано с переходом к сетям 3G.
Очевидно, что вопросами интенсификации развития отрасли так никто и не занимался, она оказалась очередным пиаровским сюжетом, не подкрепленным никакими действиями министра. Но чем масштабнее задачи, тем дороже обходятся ошибки и просчеты. Нужна техническая политика, опирающаяся на научную базу отрасли.
К сожалению, нынешняя команда управленцев в Мининформсвязи предпочитает действия интуитивного характера, ориентированные на решение тактических задач, для чего наука, судя по всему, не особенно нужна. В результате отраслевые НИИ деградируют без заказов и финансирования. Статистика связи сейчас находится в худшем состоянии, чем 15-20 лет назад. Никто не занимается вопросами терминологии. Хромает подготовка кадров. Этот печальный список можно еще долго продолжать.