Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в 2005 г.*1

_____

*1 Полный отчет ITResearch об итогах исследования российского ИТ-рынка за 2005 г. публикуется в сборнике "Бестселлеры IT-рынка", № 1/2006.

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, КПК, серверы на платформе Intel) в 2005 г. составил чуть более 5553 тыс. шт. Около 78% продаж компьютеров в натуральном выражении приходится на настольные ПК, порядка 16,5% - на ноутбуки, примерно 3,5% - на КПК и около 2,0% - на серверы (на платформе Intel).

В лидирующую группу компаний на рынке ПК по итогам 2005 г. входят*1 Aquarius, Depo Computers, Formoza, Hewlett-Packard и Kraftway. При этом доля первой пятерки составила приблизительно 20% продаж настольных компьютеров.

_____

*1 Перечисление компаний и торговых марок дается в алфавитном порядке.

В сегменте ноутбуков в пятерку лидеров вошли*1 Acer, Asustek, Fujitsu Siemens Computers, Rover Computers и Samsung, на их долю суммарно приходится 61,8% всех продаж.

_____

*1 Перечисление компаний и торговых марок дается в алфавитном порядке.

Наилучшие показатели продаж КПК по итогам года были у компаний*1 Asus, Fujitsu Siemens, HP, PalmOne, Qtek.

_____

*1 Перечисление компаний и торговых марок дается в алфавитном порядке.

В сегменте серверов первые пять производителей этого класса техники*1 - Aquarius, Depo Computers, Hewlett-Packard, IBM и Kraftway - контролируют 62,8% продаж в натуральном выражении.

_____

*1 Перечисление компаний и торговых марок дается в алфавитном порядке.

Мониторы

Общий объем продаж на свободном рынке мониторов составил около 6,9 млн. шт. В денежном выражении рынок почти достиг отметки в 1,9 млрд. долл. Показатели 2004 г. были превышены почти на 25% в штучном исчислении и примерно на столько же - в денежном.

После преодоления ЖК-мониторами 50%-ной отметки (в начале 2005 г.) процесс вытеснения ЭЛТ-устройств приобрел обвальный характер, и по итогам года плоскопанельные аппараты уже составили почти 3/4 рынка, а ключевым продуктом стали 17-дюймовые ЖК-устройства.

В 2005 г. лидером российского рынка оставалась компания Samsung, за ней следовала LG, третье место - за компанией Acer, которой к концу года даже удалось потеснить LG в ключевом сегменте ЖК-мониторов. Во втором эшелоне шла сильная борьба с переменным успехом между компаниями*1 BenQ, Philips и ViewSonic.

_____

*1 Перечисление компаний и торговых марок дается в алфавитном порядке.

Устройства hardcopy

Принтеры. Общее количество принтеров, проданных в 2005 г., практически осталось на уровне предыдущего года - около 3,2 млн. шт. (рост чуть более 1%), а в денежном выражении объем рынка сократился почти на 3% и составил 613 млн. долл. В основных технологических классах устройств положительную динамику сохранили только лазерные принтеры, причем по-прежнему наиболее высокими темпами росли продажи принтеров для рабочих групп производительностью 21-30 стр./мин, а также цветных устройств. В то же время потенциал роста сегмента традиционных струйных принтеров, в большей степени по сравнению с лазерными испытывающих конкуренцию со стороны МФУ, оказался исчерпанным, и их поставки сократились за год более чем на 8%. Уменьшились также и продажи матричных принтеров, рыночная доля которых по итогам года составила всего около 2%.

В ведущую пятерку вендоров рынка принтеров вошли компании*1 Canon, Epson, Hewlett-Packard, Samsung и Xerox.

_____

*1 Перечисление компаний и торговых марок дается в алфавитном порядке.

Настольные МФУ. В 2005 г. продолжалось бурное развитие сегмента настольных многофункциональных устройств. Всего было продано свыше 1 млн. лазерных и струйных МФУ, что в 2,7 раза больше, чем в 2004 г., при этом оба этих технологических класса продуктов заняли примерно равные доли рынка. В денежном выражении объем продаж превысил 250 млн. долл. Следует отметить также, что с середины года началось формирование нового подсегмента МФУ - цветных лазерных устройств.

Наилучшие показатели продаж лазерных МФУ были у компаний*1 Canon, Samsung и Xerox, а в струйном сегменте лидерами рынка оставались*1 Canon, Epson и Hewlett-Packard.

_____

*1 Перечисление компаний и торговых марок дается в алфавитном порядке.

Сканеры. Общий объем продаж планшетных и фильмовых офисных сканеров в 2005 г. составил около 790 тыс. шт., что несколько меньше показателей предыдущего года. Денежный объем рынка сократился более чем на 4%. В то же время о полном насыщении рынка говорить еще рано, о чем свидетельствует рост спроса во второй половине года, причем в IV квартале продажи сканеров увеличились почти на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2004-го.

Продолжилась тенденция к консолидации рынка, и на долю пяти ведущих производителей сканеров*1 - BenQ, Canon, Epson, Hewlett-Packard и Mustek - пришлось около 93% всех проданных устройств.

_____

*1 Перечисление компаний и торговых марок дается в алфавитном порядке.

Цифровые фотокамеры. На рынке цифровых фотокамер в 2005 г. было продано примерно 2 млн. устройств (без учета "серых" поставок), что в два с лишним раза превышает показатель 2004 г. В технологические лидеры вышли 5-мегапиксельные устройства, а самый стремительный рост демонстрировали зеркальные камеры (правда, с низких начальных позиций).

По количеству проданных камер в лидирующую пятерку входят*1 Canon, Nikon, Olympus, Samsung и Sony, на долю которых в исследуемый период пришлось свыше двух третей всех продаж.

_____

*1 Перечисление компаний и торговых марок дается в алфавитном порядке.

Презентационное оборудование

Мультимедийные проекторы. В 2005 г. рынок мультимедийных проекторов (включает data-проекторы с проецируемым изображением формата 4:3 и кинотеатральные широкоформатные устройства) в натуральном выражении составил более 61 тыс. устройств, что на 27% превосходит показатели 2004 г. Без учета тендера "Дети России" рост рынка еще внушительнее - 65% в натуральном выражении. В денежном выражении рост регулярного рынка оказался не столь значительным - чуть больше 30%.

Из технологических тенденций стоит отметить, что впервые XGA-устройства по объему продаж превзошли SVGA-аппараты, и сейчас на их долю приходится почти 50% рынка. Широкоформатные проекторы занимают около 10% рынка, что несколько меньше, чем в 2004 г., однако в денежном выражении их продажи за год ощутимо выросли.

Кроме того, продолжается рост доли DLP-устройств, которые практически достигли половины от всего числа реализованных проекторов в 2005 г.

Лидером рынка проекторов по итогам года стала компания BenQ. В тройку лидеров входят также*1 Panasonic и Sanyo. Кроме этого отметим группу брендов*1, показавших значительные объемы продаж: Acer, Epson, InFocus, Mitsubishi, NEC и Toshiba.

_____

*1 Перечисление компаний и торговых марок дается в алфавитном порядке.

Плазменные панели и телевизоры. Реальная емкость рынка плазменных панелей (с тюнером и без тюнера) в 2005 г. составила почти 160 тыс. устройств, причем за год объем продаж в штучном выражении увеличился в 2,1 раза. Этот внушительный рост сопровождался существенной - 30%-ной - ценовой эрозией.

Возросла доля реализованных устройств с тюнером (т. е. "чистых" телевизоров), она достигла 75%, что на 15% больше, чем в 2004 г. Доминирующее положение заняли панели класса low-end с разрешением 852ґ480 пикселов, что было достигнуто благодаря их самой доступной цене.

Лидирует на данном рынке по итогам года Philips. В первую тройку входят также*1 Panasonic и Samsung. Помимо них сильны позиции компаний*1 Hitachi, LG, Pioneer и Sony .

_____

*1 Перечисление компаний и торговых марок дается в алфавитном порядке.

Жидкокристаллические телевизоры. Российский рынок ЖК-телевизоров (включая и информационные ЖК-панели, и ЖК-мониторы с функцией телевизора) в 2005 г. составил почти 610 тыс. устройств, что в 3,5 раза выше показателей 2004-го. В денежном выражении превышена отметка в 650 млн. долл. Рост рынка в значительной мере был обусловлен высочайшим спросом на маленькие аппараты с традиционной диагональю 15 и 20 дюймов, что указывает на активное развитие рынка замены. Вместе с тем еще быстрее росли продажи широкоформатных устройств (в основном с большой диагональю).

По итогам года первое место здесь заняла Philips. В первую тройку среди поставщиков ЖК-телевизоров входят также Samsung и Sharp*1. На долю этой тройки в 2005 г. пришлось почти 60% реализованных устройств. Кроме того, значительные объемы продаж показывают компании*1 LG и Sony.

_____

*1 Перечисление компаний и торговых марок дается в алфавитном порядке.

ИБП

На рынке ИБП в 2005 г. было продано более 2 млн. устройств, в денежном выражении объем продаж перевалил за отметку в 300 млн. долл., результаты 2004 г. превышены на 37 и 28% соответственно. Различие в динамике денежных и штучных показателей обусловлено снижением средневзвешенной стоимости ИБП, произошедшим из-за структурного сдвига в сторону увеличения продаж самых легких и дешевых устройств, реализованных по технологии line-interactive AS. В целом же ощутимой ценовой эрозии в отличие от других отраслей ИТ-оборудования на рынке ИБП не наблюдается уже очень давно.

Несмотря на острую конкуренцию, компании APC удается контролировать около 60% рынка в денежном выражении. Основными соперниками устройств производства APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками*1 Ippon, Powercom и Powerman. На рынке "тяжелых" решений наряду с APC ощутимы позиции компаний*1 Chloride, Eaton Powerware, Emerson Network Power (Liebert), GE DE, MGE UPS Systems, Neuhaus, Newave и Socomec Sicon UPS.

_____

*1 Перечисление компаний и торговых марок дается в алфавитном порядке.

Телекоммуникации

Предварительные итоги развития российского рынка ADSL-услуг показывают, что на конец 2005 г. в России эксплуатировалось около 425 тыс. ADSL-линий. Это на 280 тыс. (или на 193,1%) больше, чем по итогам 2004-го. Таким образом, за прошлый год количество подписчиков на ADSL-сервис в нашей стране выросло почти в три раза.

Явный лидер этого рынка - столичный тандем МГТС/"МТУ-Интел" (в настоящее время оба оператора входят в компанию "КОМСТАР - Объединенные ТелеСистемы"). Однако в результате активизации признанных региональных операторов, а также ростовской компании "Цифровые телефонные сети" (ЦТС) его доля в течение всего прошлого года сокращалась и в конце года опустилась до 57,2%. На второй позиции МРК ЮТК, на третьей - "Вэб Плас". В сумме на эту тройку операторов приходится более 60% рынка.

Аналитическая компания ITResearch: (095) 974-2260; expert_market@itresearch.ru, www.itresearch.ru.

Версия для печати