Военные стратегии - один из самых популярных видов компьютерных игр. Однако настоящий бум в этом сегменте начался с момента появления онлайновых версий, позволяющих участвовать в игре одновременно многим желающим. На стремлении сильной половины человечества повоевать, а тем более почувствовать себя полководцем, компании - разработчики игр заработали огромные деньги. Не остались внакладе и интернет-провайдеры, поскольку виртуальные военные баталии длятся многие часы, а то и дни.
По мнению специалистов, исследующих этот феномен, людьми движет не только игровой азарт, но и природное любопытство - ведь многие реализованные в играх миссии основаны на исторических событиях. Это и эпохальные сражения Второй мировой, например битва за Англию, Пирл-Харбор, Сталинградское сражение, битва у острова Мидуэй, а также более поздние и даже современные локальные войны - Корея, Вьетнам, Ближний Восток, операция "Буря в пустыне" и др. Есть и такие игры, где можно начать третью мировую и "на всю катушку" применить ядерное оружие.
Как оказалось, в играх, моделирующих реальную обстановку с высокой точностью (в первую очередь с точки зрения количества техники и живой силы противоборствующих сторон), нередко побеждают совсем не те, кто одержал верх в реальных боях. Этот факт не остался незамеченным среди военачальников. Проанализировав, как развивались события в некоторых наиболее реалистичных онлайновых играх, генералы из Пентагона решили не пренебрегать этим ценным и, главное, бесплатным ресурсом.
Разумеется, в штабах и военных академиях изучают различные сценарии войн и сражений, причем изучают на серьезном научном уровне, с применением самых изощренных математических моделей. Существует даже специальный раздел математики - исследование операций. Но смоделировать действия, а тем более ошибки человека в условиях жесточайшего цейтнота и высокого психологического напряжения наука пока не может. Да и число вариантов, проигрываемых в штабах, весьма ограниченно.
Представители некоторых американских СМИ, ссылаясь на источники в военном ведомстве, утверждают, что Агентству национальной безопасности США (АНБ) поручено организовать мониторинг Сети с целью перехвата, систематизации и хранения онлайновых игровых кампаний для их последующего изучения. На основе полученной информации предполагается создать специальную базу знаний и экспертную систему, которая должна будет помогать военачальникам в принятии решений в реальных боевых действиях. Для выбора подрядчика Пентагон объявит тендер. В борьбе за этот заказ, сумма которого составит как минимум несколько миллиардов долларов, примут участие ведущие аналитические и ИТ-компании США. Поговаривают даже о возрождении компании DEC, которая всегда была одним из лучших и любимых партнеров Пентагона.
Об аналогичных работах, проводимых в других странах, не сообщается. Но специалисты из ЦРУ считают, что здесь пальма первенства принадлежит России, которая давно научилась извлекать нужную информацию из любых источников. Учитывая скудное финансирование российского Министерства обороны, оно не может регулярно проводить крупные учения и вести масштабные научно-исследовательские работы, направленные на создание новой техники. Тем не менее наше отечественное оружие всегда опережало свое время, что свидетельствует о наличии у российского ВПК какого-то сверхсекретного инструмента, позволяющего заглядывать в будущее.