ОБЗОРЫ
Сегодня ИТ-менеджерам приходится иметь дело с самыми разными технологиями. Здесь и IP-телефония, и организация коллективной работы, и бизнес-аналитика, и множество других. Но каковы ключевые тенденции в области корпоративных ИТ? И, что еще важнее, куда передовые предприятия направляют свои ИТ-бюджеты?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, онлайновый информационный бюллетень Baseline провел анкетирование среди 1440 своих читателей, в ходе которого они сообщили, какие проекты считают наиболее важными для успеха своей фирмы и на что собираются тратить главную часть средств, выделяемых на информационные технологии. Две трети из них являются ИТ-менеджерами, а 43,5% компаний, в которых они работают, насчитывают более тысячи сотрудников. Абсолютно все респонденты участвовали в утверждении планов развития ИТ на 2006 г.
На основании полученных ответов был подготовлен обзор, описывающий первую десятку ИТ-проектов, на которые приходится основная часть корпоративных затрат. Первые строчки списка заняли направления, так или иначе связанные с модернизацией инфраструктуры информационных технологий.
Под номером один числятся проекты по внедрению IP-телефонии. Респонденты сообщили, что на эти цели собираются израсходовать в среднем 11,11 млн. долл. Второе место занимает аутсорсинг со средним бюджетом 8,22 млн. долл., а на третью позицию вышли сети передачи данных (5,57 млн. долл.). В первую десятку также попали программы модернизации настольных систем (3,21 млн. долл.) и управления производительностью ПО (2,98 млн. долл.).
Почему столько внимания уделяется инфраструктурным проектам? Взгляните хотя бы на Genworth Financial. Эта страховая компания с оборотом 10 млрд. долл. уверена, что IP-телефония не только улучшит уже развернутую телекоммуникационную среду, но и позволит снизить расходы на связь. Курирующий данный проект Ден Нидхаммер, старший инженер по инфраструктуре Genworth, намерен с помощью IP-каналов подключить к телефонной системе фирмы Avaya еще два центра телефонного обслуживания - в шт. Аризона и в Калифорнии, - в каждом из которых работает по 50 страховых агентов.
По его оценкам, такой проект окажется на 70% дешевле, чем развертывание двух отдельных автономных телефонных систем с маршрутизацией вызовов и голосовой почтой. Одно только оборудование для них обошлось бы в 520 тыс. долл., тогда как подключение имеющегося телефонного коммутатора Avaya по IP-сетям потребует лишь 156 тыс. К тому же команда Нидхаммера сможет управлять такой системой централизованно, не нанимая местных специалистов.
Однако компания Genworth не собирается менять все 2500 телефонов своей штаб-квартиры на IP-аппараты, поскольку нынешняя техника полностью удовлетворяет сотрудников. "IP-телефония, конечно, хороша, - считает Нидхаммер. - Но мы рассматриваем ее лишь как одну из альтернатив и будем использовать только там, где это имеет смысл".
В ведущую десятку Baseline конечно же попали не только инфраструктурные проекты. В ней нашлось место и для бизнес-приложений. Так, вторая половина списка включает технологии управления отношениями с клиентами, организации коллективной работы, управления цепочками поставок, бизнес-аналитики и контроля соответствия требованиям регулирующих органов.
Десятка ведущих проектов 2006 г.
1. IP-телефония
Средний бюджет: 11,11 млн. долл.
Что это такое: системы передачи голоса по сетям данных.
Почему это актуально в 2006 г.: компании осваивают телефонные системы нового поколения, чтобы снизить расходы на дальнюю связь и административное управление.
Corrections Corp. of America (CCA), крупнейший телефонный оператор частных тюрем США*, вот уже третий год реализует четырехлетний проект модернизации телефонной инфраструктуры. При этом корпорация переводит 8 тыс. аппаратов в 40 учреждениях на системы IP-телефонии фирмы Avaya.
По словам старшего директора корпоративных технологий Бреда Вуда, главная идея заключается в централизации управления телефонными коммутаторами. По завершении проекта такие функции станет выполнять группа эксплуатации информационных технологий непосредственно из штаб-квартиры ССА. Ведь большинство тюрем корпорации находится в отдаленных районах, поэтому для решения рутинных задач техникам порой приходится отправляться в шестичасовую поездку. "Это слишком дорогая плата за простое подключение добавочного номера, - считает Вуд. - Так что нашим отделениям приходится ждать, ждать и ждать, пока что-нибудь не сломается".
Есть у проекта и еще одно обоснование: многие телефонные коммутаторы корпорации уже устарели и нуждаются в замене. "Нынешняя система развертывалась 15-20 лет назад, и пришла пора переходить на новые технологии", - говорит Вуд.
2. Аутсорсинг
Средний бюджет: 8,22 млн. долл.
Что это такое: передача управления бизнес-процессами или информационными технологиями компании в руки сторонних исполнителей.
Почему это актуально в 2006 г.: стандартизация технологии помогает сопоставлять предложения разных провайдеров устуг.
Сумма контракта, о котором в феврале объявила General Motors, обещает стать рекордом нынешнего года. На управление своими информационными ресурсами корпорация собирается в ближайшие пять лет потратить 15 млрд. долл., распределив их между шестью поставщиками услуг: EDS, Capgemini, Hewlett-Packard, IBM, Wipro и фирмой Covisint, дочерним предприятием Compuware.
Директор по ИТ фирмы Forrester Research Бобби Камерон рассматривает шаг General Motors как явный указатель на новую тенденцию. При заключении аутсорсинговых контрактов, по его мнению, компании все чаще используют описания, подготовленные по стандарту ITIL (Information Technology Infrastructure Library), разработанному для ИТ-услуг по заданию правительства Великобритании. "Это позволяет напрямую сравнивать предложения поставщиков", - поясняет Камерон.
А вот канадская компания Hudson’s Bay, которой принадлежит крупнейшая в стране сеть универмагов, применяет аутсорсинг лишь для одного направления деятельности. В прошлом году она заключила с IBM контракт на разработку и пятилетний хостинг коммерческого сайта - онлайнового магазина одежды для национальной сборной Канады на зимних Олимпийских играх 2006 г.
Соглашение о продаже одежды было подписано в начале 2005-го, а сайт нужно было развернуть не позднее ноября. "У нас не было ни ресурсов, ни других возможностей, чтобы уложиться в такой сжатый срок, - вспоминает ИТ-менеджер Hudson’s Bay Пол Беллак. - Ужасно, если бы магазин не удалось открыть к началу продаж олимпийских товаров". И только доверив выполнение проекта IBM, отмечает он, компания все успела вовремя.
3. Сети передачи данных
Средний бюджет: 5,57 млн. долл.
Что это такое: системы, обеспечивающие обмен данными между компьютерами.
Почему это актуально в 2006 г.: современные приложения предъявляют все более высокие требования к полосе пропускания каналов связи, и это заставляет предприятия модернизировать вычислительные сети.
Нынешним летом техасский вычислительный центр Texas Advanced Computing Center получит 50 новых высокоскоростных сетевых коммутаторов - они будут развернуты в ходе масштабного обновления суперкомпьютерного кластера Lonestar. Эта организация, действующая под эгидой Техасского университета, предоставляет свою инфраструктуру исследователям США. С ее помощью можно решать широкий спектр проблем - от прогнозирования климата и погоды до астрофизического моделирования.
"Нам приходится иметь дело с огромным количеством приложений", - говорит менеджер группы высокопроизводительных вычислений Карл Шульц, под руководством которого производится модернизация суперкомпьютера Lonestar. Раньше эта система состояла из 512 отдельных серверов, теперь же их место займет система на базе blade-серверов Dell, включающая более тысячи ЦПУ и работающая под управлением Linux. Чтобы все процессоры могли общаться между собой так, будто находятся в одном гигантском компьютере, потребовалась высокопроизводительная сеть с минимальной задержкой сигнала. Выбор был сделан в пользу технологии InfiniBand - сетевого стандарта, уже получившего поддержку IBM, Hewlett-Packard, Dell и ряда других компаний. Именно он заменит здесь прежнюю заказную систему межсоединений внутри кластера.
Коммутаторы InfiniBand, которые выпускает фирма Topspin Communications (в прошлом году ее приобрела Cisco Systems), способны передавать не менее 450 млн. байт в секунду, что, как отмечает Шульц, в два с лишним раза превосходит пропускную способность прежнего кластера. Для высокопроизводительных вычислительных систем, уверен он, сейчас ничего нет лучше InfiniBand - эта технология уже стала стандартом, и на нее переходят очень многие.
4. Управление отношениями с клиентами
Cредний бюджет: 5,18 млн. долл.
Что это такое: программные средства отслеживания продаж и контактов с покупателями.
Почему это актуально в 2006 г.: компании хотят иметь наибольшую отдачу от накопленных данных, чтобы точнее прогнозировать тенденции сбыта.
Сколько колбасного фарша продается в Калифорнии? Фирме Hormel Foods очень важно знать ответ на этот и подобные вопросы. Она производит консервированную ветчину и другие продукты и имеет оборот 5,4 млрд. долл. Нынешней весной здесь будет развернуто программное решение компании Siebel Systems (недавно ее купила Oracle), позволяющее быстро и точно анализировать данные о продажах и определять, в какую сторону меняется спрос.
Как рассказал директор по сбыту потребительских товаров Hormel Крис Бевер, до недавнего времени пакетам CRM (Clients Relations Management - управление отношениями с клиентами) недоставало надежности при анализе результатов продаж. А вот с помощью Siebel Business Analytics он надеется связать данные из основанной на транзакциях системы сбыта с внешними источниками информации (например, включить в анализ сравнительные оценки аналитической компании ACNielsen, по которым можно судить о текущем положении на рынке). Тем самым Бевер сведет все данные в единый источник, а это, в свою очередь, поможет пятистам торговым специалистам из Hormel более оперативно учитывать возникающие тенденции и точнее планировать дальнейшую работу. "Мы хотим быть эффективным провайдером услуг для своих сотрудников", - говорит Бевер.
5. Средства коллективной работы
Средний бюджет: 4,26 млн. долл.
Что это такое: программное обеспечение, позволяющее сотрудникам сообща работать с файлами и обмениваться информацией.
Почему это актуально в 2006 г.: электронное сотрудничество намного быстрее и дешевле других способов организации коллективного труда.
До прошлого года, когда компания Texas-New Mexico Power перешла в руки фирмы PNM Resources, ее сотрудники пользовались программами коллективной работы через Интернет. С их помощью они с коллегами из юридических фирм, органов власти и консультантами сообща работали над тысячами документов.
По оценке ИТ-руководителя бывшей Texas-New Mexico Power Карла Сейдера, одно только слияние двух фирм потребовало разработки шести тысяч новых документов. Их тиражирование и доставка двум десяткам участвующих в сделке сторон обошлось бы не дешевле 300 тыс. долл.
Чтобы избежать таких расходов, команда Сейдера развернула у себя программу поддержки коллективной работы Enterprise Collaboration фирмы Hummingbird стоимостью 40 тыс. долл. В отличие от других подобных решений это приложение не потребовало от сотрудников ИТ-отдела дополнительного обслуживания, так как было тесно связано с уже работающей в компании системой управления документооборотом той же самой Hummingbird. Благодаря этому каждый отдел (скажем, юридический) мог самостоятельно определять права на доступ к своим документам. "Вложенные в проект деньги полностью окупились всего за 90 дней", - констатировал Сейдер.
6. Управление цепочками поставок
Средний бюджет: 3,31 млн. долл.
Что это такое: программные средства слежения за поставками и их оптимизации.
Почему это актуально в 2006 г.: компании хотят улучшить организацию взаимодействия с поставщиками и тем самым добиться экономии.
Год назад Delta Air Lines начала реализацию проекта, направленного на постоянный анализ годовых расходов в сумме 9 млрд. долл., которые она платит шеститысячной армии поставщиков. Решить такую задачу ей поможет сервис фирмы Verticalnet. Введенная в эксплуатацию прошлым летом, эта услуга позволит 115 менеджерам Delta легко и быстро определить, сколько было выплачено тому или иному поставщику за определенное время.
Такие данные, конечно, имеются в бухгалтерской системе SAP, однако, как отмечает генеральный менеджер компании по работе с поставщиками Боб Керри, их оттуда очень сложно извлекать. "Чтобы свести воедино всю информацию по платежам, приходится выполнять буквально акробатические трюки", - смеется он. Например, нужно учитывать, что платежи по контрактам с IBM в разных странах могут проходить под разными кодами.
Полнота учета приобрела для Delta особую значимость в сентябре прошлого года, когда компания подала прошение о защите от банкротства. В процессе реструктуризации она теперь обязана представлять данные о своих расходах множеству консультационных фирм. "Прежде всего их интересует, куда идут наши деньги", - поясняет Керри.
Новая система анализа расходов помогает отвечать на подобные вопросы. В 2004 г. для получения полной картины затрат Delta наняла четырех консультантов, которые работали целую неделю. Теперь же, по словам Керри, этот процесс занимает полтора дня.
7. Модернизация настольных систем
Cредний бюджет: 3,21 млн. долл.
Что это такое: обновление парка компьютеров, на которых сотрудники компании работают с корпоративными данными.
Почему это актуально в 2006 г.: на смену старым машинам идут более производительные и надежные ПК.
Два года назад Эд Клейн занял пост менеджера по информатизации компании Royal Resorts, владеющей восемью отелями на курортах Мексики. Парк ее компьютеров тогда насчитывал около тысячи ПК, с которыми нет-нет да и возникали проблемы. Большинство машин работало под управлением Windows 98, и многим из них явно недоставало стабильности. "Сотрудники лишались своих файлов из-за зависания компьютеров", - вспоминает Клейн. Да и соленый тропический воздух, по его словам, вызывал коррозию печатных плат и электронных компонентов.
Электронное сотрудничество намного быстрее и дешевле других способов организации коллективного труда. |
Руководство компании решило обновить настольные системы, что и было сделано в течение девяти месяцев. К лету 2005 г. почти на всех рабочих местах уже стояли машины Dell OptiPlex GX280 в стандартной конфигурации с Windows XP.
Вот только покупать их фирма не стала, а взяла на три года в аренду. Во-первых, это позволило ей растянуть платежи во времени, а во-вторых, упростило периодическое обновление парка компьютеров. Как поясняет Клейн: "Теперь мы можем быть уверены, что такое массовое обновление компьютерного парка нам больше не грозит".
8. Управление производительностью приложений
Средний бюджет: 2,98 млн. долл.
Что это такое: специализированное программное обеспечение, постоянно контролирующее приложения и способное заблаговременно обнаруживать потенциальные проблемы.
Почему это актуально в 2006 г.: чтобы разобраться с недостаточной скоростью работы и отказами системы, компаниям нужны как можно более подробные данные.
В сети фирмы ReserveAmerica, ежегодно бронирующей по заказу клиентов 150 тыс. мест в летних лагерях и коттеджах по всей территории США, развернуто свыше 200 серверов, которые обслуживают и интернет-сайт, и внутренние приложения. Следить за их работой и справляться с таким парком помогает система управления HP OpenView.
Нынешней весной компания собирается дополнить ее еще одним компонентом - анализатором транзакций OpenView Transaction Analyzer, который будет отслеживать весь путь прохождения запросов от Web-браузера клиента до серверного приложения, обрабатывающего поступившую заявку. Это, как надеется системный архитектор Грег Коллетт, поможет выявлять причины возникающих проблем. Теперь, скажем, легче будет определить, почему клиенту слишком долго пришлось ждать ответа с Web-сайта.
Возможности нового анализатора выходят далеко за рамки простой констатации факта, работает сервер или нет, и сбора статистических данных о загрузке процессора. Он во всех деталях отслеживает каждую отдельную транзакцию. С его помощью, например, нетрудно будет узнать, почему тот или иной пользователь не смог отправить со своего Web-браузера SQL-запрос в базу данных. "Мы сможем докопаться до мельчайших деталей и, например, увидеть, что такая-то машина слишком медленно выполняет такой-то фрагмент кода Java, тормозя все обслуживание, - уверен Коллетт. - Согласитесь, что это здорово!"
9. Бизнес-аналитика
Средний бюджет: 2,63 млн. долл.
Что это такое: программное обеспечение, анализирующее деловую информацию для выявления тенденций и составления прогнозов.
Почему это актуально в 2006 г.: намного улучшилась интеграция таких средств с существующими источниками данных.
62,7% респондентов сообщили, что заключительную подпись под наиболее ответственными проектами ставят высшие руководители бизнеса, и только в 16,3% случаев такое право предоставляется менеджеру по ИТ. |
Компания Halliburton с оборотом 21 млрд. долл. специализируется на строительстве и обслуживании энергетических установок. Раньше планирование корпоративных ресурсов здесь было доверено системе SAP R/3 4.6c, развернутой в сотне с лишним стран, но к 2007 г. ее место займет mySAP ERP 2005. Одной из причин, подтолкнувших фирму к такому переходу, стал отказ SAP от поддержки прежних версий своих программных продуктов. Но это не единственная причина. Как рассказал нам вице-президент Halliburton по информационным технологиям Майк Перрони, после модернизации его компания получит в свое распоряжение аналитический инструментарий, который SAP теперь встраивает в новые версии. На сегодняшний день доступ к нему имеет только 3 тыс. пользователей - именно такую лицензию приобрела Halliburton, но после развертывания mySAP ERP 2005 анализировать данные с помощью Business Warehouse смогут все 30 тыс. сотрудников. "Людям станет проще работать, - поясняет Перрони. - Да и средства подготовки отчетов здесь намного улучшились. SAP наконец-то осознала, что пользоваться ее решениями не слишком просто, и доработала их".
10. Контроль соответствия требованиям регулирующих органов
Средний бюджет: 2,48 млн. долл.
Что это такое: программное обеспечение, регистрирующее все изменения в информационных системах и помогающее следить за соответствием отраслевым или государственным требованиям.
Почему это актуально в 2006 г.: компании хотят автоматизировать контроль за соответствием своих систем регулирующим требованиям.
Канадская финансовая компания BMO Financial Group в прошлом году завершила четырехлетний проект по развертыванию бухгалтерского программного пакета Oracle Financials для 20 тыс. сотрудников. В соответствии с законом Сарбейнса - Оксли, такие фирмы обязаны подтвердить, что доступ пользователей в систему ограничен их полномочиями. Такой подход призван свести к минимуму конфликты, которые порой дают почву для мошенничества (если, например, у сотрудника появляется возможность каким-либо образом бесконтрольно выписывать себе чеки).
Прошлой осенью в банке было установлено приложение фирмы Logical Apps, способное выявлять такие конфликты в автоматическом режиме. Делается это на основе правил, определяющих привилегии пользователей, которые выполняют те или иные должностные функции.
Кроме того, новый инструментарий регистрирует все изменения, вносимые в систему оплаты счетов (скажем, коррекцию суммы в платежных документах). После его развертывания сотрудники отдела технической поддержки могут по-прежнему конфигурировать систему, однако внести в нее несанкционированные изменения им не удастся. Вице-президент BMO Financial Group по закупкам и стратегическим источникам Дарлин Мак-Кормак рассчитывает, что Oracle Financials сократит время выявления подобных конфликтов с двух месяцев до недели. "Конечно, это тоже немало, - говорит она. - Но ведь и автоматизировать процесс мы решили только в прошлом году".
Кто контролирует ИТ-бюджеты?
Чаще всего окончательное решение относительно масштабных проектов принимает вовсе не менеджер по информатизации. Так, 62,7% респондентов сообщили, что заключительную подпись под наиболее ответственными проектами ставят высшие руководители бизнеса, и только в 16,3% случаев такое право предоставляется менеджеру по ИТ.
Значит ли это, что техническим специалистам недостает корпоративного веса? Вовсе нет, уверен Марк Мак-Дональд, вице-президент фирмы Gartner, под патронатом которого изучаются аспекты управления. По его мнению, участившиеся случаи утверждения крупных проектов ИТ советом директоров свидетельствуют прежде всего о сокращении доли инвестиций только в вычислительную технику, а также о том, что такого рода проекты стали больше затрагивать вопросы бизнеса.
Нельзя не отметить и того, что в крупных компаниях менеджерам по автоматизации предоставляется значительная свобода действий. Едва ли не каждый четвертый (23,4%) респондент из организаций, где на информационные технологии ежегодно расходуется 10 млн. долл. и больше, сообщил, что окончательную подпись под крупными ИТ-проектами у них ставят менеджеры по информатизации, тогда как в фирмах с меньшим ИТ-бюджетом такое право предоставляется им только в 12,8% случаев.
На практике же важные технические решения принимаются чаще всего не одним руководителем, а коллегиально. Вот какую историю, в частности, поведал нам Норм Фельдхейм, ИТ-менеджер фирмы Qualcomm, известной своим оборудованием беспроводной связи. В 2004 г. здесь встал вопрос о выборе ERP-пакета, и мнения разделились. Одним членам руководящего комитета больше нравилось предложение PeopleSoft, другим - система Oracle. Поскольку у каждого варианта были свои плюсы и минусы, коллегиального решения принять не удалось. А решающим оказался голос менеджера по информатизации Пола Джейкобса, занимавшего тогда пост президента группы беспроводной связи и Интернета, которая была напрямую вовлечена в реализацию проекта. Он отдал предпочтение Oracle как лучшему стратегическому партнеру.
"ИТ-менеджер должен четко определить, что важнее для бизнеса", - считает Фельдхейм, отмечая, однако, что большинство решений принимается в низших звеньях, а на уровень топ-менеджмента выносятся только самые важные вопросы.