СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Свобода для массового потребителя часто означает несвободу для производителя, и наоборот. Для иллюстрации этого тезиса возьмем вопрос применения самых обычных сетевых вилок и розеток. Если, скажем, производитель торшеров по каким-то соображениям изменит вид сетевой вилки, покупателю придется устанавливать в комнате специальную розетку или придумывать что-либо еще, так или иначе ограничивая свои возможности. Аналогичным образом, если разработчик программ переориентируется со среды Windows на Mac OS или Linux, он наверняка поставит своих постоянных клиентов в затруднительное положение.

Персональные компьютеры давно уже стали массовым потребительским товаром, претендующим на роль центра домашних развлечений и универсального медиасервера. Однако для их гармоничного включения в комплекс домашней AV-аппаратуры в качестве цифрового медиацентра, или "концентратора цифровых развлечений", нужно решить ряд проблем стандартизации. В первую очередь требуется унификация физических интерфейсов между ПК и остальными интеллектуальными домашними устройствами: телевизорами, музыкальной аппаратурой, приемниками спутникового телевидения и т. д. Во вторую очередь следует унифицировать протоколы связи и управления всей системой. И конечно же, поскольку речь идет о цифровом контенте, необходима отлаженная инфраструктура по его доставке потребителям. Одним словом - специальная экосистема "умного дома".

Основа настольных платформ Intel -

двухъядерные процессоры и чипсеты для них

Недавние технологические инициативы корпораций Intel (www.intel.ru) и AMD (www.amd.ru), названные соответственно Intel Viiv и AMD Live!, призваны так или иначе решить перечисленные проблемы.

Корпорация Intel в рамках инициативы Viiv активно участвует в выработке стандартов для домашних медиацентров и в перспективе обещает пользователям возможности смотреть видео, слушать музыку, управлять файлами и обмениваться ими с помощью самых разных устройств - от широкоэкранных телевизоров, телеприставок и домашних стереосистем до ноутбуков и карманных ПК.

Как утверждает Intel, уже во второй половине 2006 г. пользователи развлекательных сервисов, приложений и устройств смогут загружать ее программное обеспечение, позволяющее передавать контент по домашней сети между системами, совместимыми с технологией Intel Viiv. Специальное ПО, управляемое с пульта ДУ, облегчит развертывание и администрирование домашней сети - как проводной, так и беспроводной. В идеале компоненты системы должны работать по принципу plug and play; в частности, придя в гости с ноутбуком, пользователь сможет на большом экране продемонстрировать друзьям свои новые фотографии или показать видеофильм.

Для организации доставки контента Intel уже налаживает сотрудничество с целым рядом крупных представителей кинематографической, музыкальной, телевизионной и игровой индустрии. Согласно сведениям Intel, более сорока таких компаний тестируют свои услуги и приложения на предмет совместимости с технологией Viiv. Но нужно понимать, что на построение полноценной экосистемы "умного дома" уйдет не менее года - даже на Западе, не говоря уж о нашей стране. Нам вряд ли стоит ожидать серьезных подвижек ранее 2007 г.

Корпорация AMD продвигает свои двухъядерные

ЦП в рамках программы AMD Live!

Технологические новации в случае Intel тесно переплетаются с маркетинговыми инициативами. Стремясь развить успех платформенного подхода, успешно отработанного на ноутбуках Centrino, компания предложит специальные условия поставок комплектующих для сборщиков домашних медиацентров. Согласно предварительным данным, производитель подобных ПК сможет использовать логотип Intel Viiv (и, вероятно, претендовать на солидную маркетинговую поддержку корпорации) в случае, если будет применять в своей продукции двухъядерные процессоры, чипсеты и сетевые контроллеры с маркой Intel.

Корпорация AMD в своей альтернативной инициативе AMD Live! обрисовывает несколько иную политику. Она не обещает стать единоличным блюстителем стандартизации и сформировать полную экосистему "умного дома". По словам Пьера Брансвика, регионального директора компании по продажам в России, СНГ, странах Восточной Европы и Турции, выработкой стандартов и проверкой на соответствие им должны заниматься специализированные организации и учреждения. В то же время AMD обещает производителям ПК максимум свободы в подборе комплектующих, за исключением конечно же типа процессора. Домашние медиацентры, согласно видению AMD, могут быть построены на самых различных компонентах от самых разных поставщиков. "Мы против жесткого подхода и считаем, что сможем добиться успеха благодаря гибкой политике в отношении аппаратуры, предоставив нашим клиентам и партнерам возможность выбирать то, что им нужно", - отмечает г-н Брансвик. Для разработки ПО, обеспечивающего взаимодействие мультимедиа-компонентов домашней системы, в AMD планируют стимулировать независимых разработчиков, ссылаясь на успешный опыт проекта GNU.

Под маркой AMD Live! будут выпускаться мультимедийные компьютеры и ноутбуки на основе двухъядерных процессоров Athlon 64 х2, использующие систему Windows XP Media Center Edition 2005, а в дальнейшем и Windows Vista.

В роли головы для "умного дома"

Анализируя программы Viiv и Live!, мы видим, что Intel берет на себя роль технологического лидера и совершенно конкретные (и немалые!) обязательства по подготовке стандартной инфраструктуры "умного дома", предлагая партнерам несколько ограничить свою свободу в комплектации компьютерных систем, но зато обещая вольготную жизнь конечным потребителям. С точки зрения выгоды для пользователей план корпорации Intel выглядит совершенно оправданным. Побудив производителей строго следовать единым стандартам, можно добиться высочайшей унификации, необходимой для беспрепятственного распространения новых технологий. Недаром на пятом московском Форуме Intel для разработчиков (Intel Developer Forum, IDF), который пройдет в Москве 25-27 апреля нынешнего года, сотни часов докладов, технических семинаров и лабораторных занятий будут посвящены, согласно формулировке Intel, "платформизации" индустрии.

Обратите внимание, насколько многозначно выглядит определение Intel, сформулированное в одном из ее пресс-релизов: "Технология Viiv представляет собой комбинацию компонентов, которые в сочетании друг с другом обеспечивают пользователям больше преимуществ, чем просто сумма отдельных частей". Расшифровывая это определение для потребителей, мы получаем, что корпорация обеспечивает стандартизацию интерфейсов и протоколов так, чтобы многочисленные домашние устройства могли взаимодействовать с компьютером и друг с другом. При расшифровке того же для компаний-сборщиков получается, что корпорация Intel разработала набор отлично согласованных друг с другом компонентов: процессор, чипсет, Ethernet-контроллер и специальное ПО.

Выгоды для конечного потребителя или для делового партнера-производителя? Компании Intel и AMD в своих маркетинговых инициативах Viiv и Live! ставят разные акценты.

    

По сути Intel предлагает партнерам уйти от старомодного подхода, при котором производители ориентировались на общие высокоуровневые стандарты и протоколы, оставляя за собой свободу в технической реализации устройств на низком уровне. Ее новый подход ("платформизация") предлагает усилить стандартизацию, опустив ее на уровень элементной базы. Именно этот пункт (по понятным причинам) не устраивает корпорацию AMD, которая обещает сохранить свободу выбора комплектующих (а с ней и технического творчества) партнерам - производителям ПК. Увы, в отличие от Intel она практически не берет на себя серьезных обязательств по развитию инфраструктуры "умного дома".

Возможные сценарии

В том маловероятном случае, если Intel отказывается от своей затеи (другими словами, сворачивает программу Viiv), эволюция рынка домашних медиасерверов идет по сольной версии AMD, т. е. ни шатко ни валко, примерно как в 2005 г., когда лишь немногие специалисты решались построить собственную систему на основе медиацентра. Вполне может статься, что из-за отсутствия координирующего органа на рынке в какой-то момент начнется борьба спецификаций, похожая на историю с двумя стандартами на записываемые DVD-носители. В общем, при "сольном исполнении" сценарий AMD сулит нам не столь быстрый прогресс, как вариант Intel, и более медленное проникновение цифровых медиацентров в дома и квартиры потребителей, а с ним и меньшие объемы продаж для производителей.

К счастью, гораздо более вероятным представляется одновременная реализация вариантов Intel и AMD, когда первая корпорация станет основным законодателем технологических мод в обсуждаемой сфере, а вторая займет почетную позицию лидера группы альтернативных поставщиков компонентов для домашних медиацентров. Думаю, что с помощью специальных драйверов и программных заплаток будет несложно "подружить" разномастное оборудование с протоколами и ПО Intel. При таком сценарии выиграют и производители процессоров, и потребители.

Директор по маркетингу компании R-Style Computers Алексей Алексеев считает, что противопоставлять инициативы Intel и AMD неправильно. "Они во многом схожи и направлены на расширение и улучшение предоставления пользователю доступа к цифровой мультимедийной информации, причем независимо от нахождения источника этой информации (будь то Интернет, кабельное телевидение, компакт-диски или иное), - говорит он. - Intel уже имеет реальную платформу, реализованную как на аппаратном, так и программном уровне".

"Корпорация AMD, - продолжает Алексей Алексеев, - только объявила об инициативе AMD Live! И пока в России присутствуют единичные образцы системных плат, поддерживающие эту технологию. Но мы надеемся, что буквально через месяц-другой ситуация в корне изменится и мы сможем предоставить на выбор пользователям продукцию как на базе технологии Intel Viiv, так и на базе AMD Live!. Самое главное, что данные технологии будут стимулировать новые направления бизнеса, связанные с предоставлением, обработкой и хранением мультимедийного контента, а следовательно, придадут ускорение всем направлениям ИТ".

Добавочная стоимость на "платформе"

С точки зрения затрат на сборочное производство проблема выглядит несколько иначе. Многие компании оптимизировали свою работу с помощью гибкой системы поставок, позволяющей лавировать, оперативно меняя комплектующие в зависимости от их доступности и цены. Заметим, что пока объемы отечественного производства Viiv-медиасерверов невелики, но успех платформенного подхода может побудить Intel распространить его и на настольные ПК для бизнеса. Как считает директор направления "комплектующие и периферия" компании "Марвел" Сергей Пацкевич, жесткая привязка комплектующих к требованиям программы Intel Viiv грозит наложить ограничения на выпускаемые конфигурации и затруднить подстройку под пожелания покупателей и другие условия рынка (например, таможенные).

Но есть и другие мнения. Так, Алексей Алексеев считает, что возникающие сложности в подборе комплектующих, к постоянным сменам которых ИТ-компании и так давно приспособились, не настолько существенны, как грядущие выгоды от внедрения домашних медиацентров. А они очевидны: компьютеры, основанные на новых технологиях, предоставляют ресурсоемкие сервисы, требующие мощной конфигурации. Например, если жесткого диска объемом 160 Гб для традиционного домашнего ПК должно быть достаточно, то после его превращения в медиасервер даже терабайт дискового пространства не покажется сверхбольшим. Компьютеры становятся дороже, а это не может не радовать производителей.

Как показывает опыт сотрудничества и конкуренции с другими производителями чипсетов (например, VIA и NVIDIA), корпорация Intel проводит достаточно гибкую маркетинговую и лицензионную политику. Нельзя исключить вариант, что она в какой-то момент сертифицирует чипсеты сторонних производителей, и тогда их можно будет использовать в медиацентрах с логотипом Intel Viiv.

Подумаем о завтрашнем дне

Можно попытаться, опираясь на прошлое, предугадать общее направление грядущих событий. Внедрение платформы Centrino в 2003-2005 гг. действительно стимулировало рынок, сделав ноутбуки доступными широким массам потребителей. Недаром именно в этот период число продаваемых ноутбуков на крупнейшем рынке планеты - в США - превысило число настольных ПК. В нашей стране тоже наблюдается небывалый рост интереса к мобильным компьютерам, а вместе с ним и ожесточенная конкуренция между западными и отечественными производителями, о последствиях которой постоянные читатели PC Week/RE наверняка знают.

Что касается аналитиков ИТ-рынка и компьютерных журналистов, специализирующихся на тестировании ноутбуков, то для них последствия широкого внедрения Centrino выглядят не столь привлекательно. С усилением ценовой конкуренции конфигурации ноутбуков стали гораздо более однообразными, особенно среди изделий начального уровня. Доля неинтеловских чипсетов в мобильных компьютерах резко упала. Справедливости ради отметим, что Intel довольно часто меняет поколения платформы Centrino, с одной стороны, не допуская застоя в отрасли, с другой - затрудняя введение оригинальных дополнительных технологий от независимых производителей.

По ходу "платформизации" меняется сам механизм внедрения новаций. Если раньше удачное нововведение одной небольшой фирмы подхватывалось несколькими другими, после чего процесс развивался лавинообразно, то в "платформенной" парадигме для широкого внедрения любое существенное нововведение должно попасть в поле зрения разработчиков Intel. Недаром сегодня на рынке ноутбуков выигрывают те вендоры, которые сумели выстроить эффективное массовое производство, получив экономию на масштабах. Проигрывают те, кто чрезмерно разнообразит свою продукцию. Нечто похожее может случиться через несколько лет и на рынке домашних медиацентров.

В любом случае потребитель окажется в выигрыше. Если сейчас, произнеся в магазине слово "Centrino", покупатель гарантированно получит только приличные модели, то в будущем и слово "Viiv" станет синонимом высокого качества и совместимости.

Версия для печати