КОНФЕРЕНЦИИ
Появление несколько лет назад в корпорации Microsoft нового направления деловых приложений (Microsoft Business Solutions) дало большую пищу для размышлений и дискуссий в среде всех участников ERP-рынка - поставщиков, партнеров, заказчиков, аналитиков, журналистов. Что стоит за этим решением лидера платформенного ПО двинуться в сторону весьма специфической области управленческого софта? Какую тактику изберет Microsoft? Как все это будет реализовано в технологическом плане?
Билл Гейтс демонстрирует возможность
мобильной работы с приложениями
Microsoft Dynamics с помощью Tablet PC
Мнения высказывались разные (см., например, PC Week/RE, N 14/2003, с. 48), но в целом все сходились во мнении, что появление такого игрока, как Microsoft, должно серьезно повлиять на расстановку сил в ERP-сегменте и корпорация имеет все шансы стать одним из его лидеров. Однако время шло, но никаких прорывов в этой сфере со стороны Microsoft не наблюдалось. Объявленные еще три года назад планы создания новой единой ERP-платформы остались нереализованными (или отодвинутыми?), а за сменой осенью 2005 г. названий MBS на Microsoft Dynamics четко просматривалась новая ERP-стратегия сугубо эволюционного характера. Не очень понятно выглядела и деятельность MBS в России, где за мощным всплеском маркетинговой активности 2002-2003 гг. наступил заметный спад, в результате которого корпорация снизила долю своего присутствия на местном рынке делового ПО (см. PC Week/RE, N 37/2005, с. 1).
Так как же будет развиваться направление MS Dynamics? Ответ на этот вопрос нужно искать в анализе общемировой стратегии корпорации. Сделать это в какой-то мере мне удалось, приняв участие в 10-й конференции Convergence 2006 - крупнейшем ежегодном MBS-форуме Microsoft, проходившем на этот раз в конце марта в Далласе (США)*1.
_____
*1 Первая Convergence прошла в 1997 г. под эгидой Great Plains, в ней приняли участие 164 человека. На Convergence 2006 присутствовало около 6500 специалистов, в том числе 2800 представителей заказчиков и 2200 - партнеров. Нынешней осенью конференция впервые будет проведена в Европе.
История вопроса
Как известно, направление MBS появилось в составе Microsoft четыре-пять лет назад в результате приобретения ею ряда поставщиков с их ERP-продуктами (Great Plains, Solomon, Axapta и Navision) и с тех пор пополнилось также некоторыми более мелкими покупками и собственными оригинальными разработками корпорации, в частности Microsoft CRM, Enterprise Reporting, Retail Management System, Small Business Financials. Все эти решения были нацелены на сегмент среднего бизнеса, поэтому сразу встали вопросы, как будут уживаться на рынке четыре конкурирующие между собой ERP-системы и как они будут объединяться в будущем.
Джефф Рейкс: “Решения Microsoft Dynamics
фокусируются на деловых нуждах
потребителей, опираясь при этом на
программные продукты, уже хорошо
знакомые пользователям Microsoft”
Ответ на первый из них выглядел довольно просто: Great Plains и Solomon были представлены в основном в Америке, Axapta и Navision - в Европе (в том числе и в России). Внутри же этих пар водораздел должен был пройти по уровню клиентов: Great Plains и Axapta - для верхнего, а Solomon и Navision - нижнего уровней средних предприятий.
Microsoft видит продукты MS Dynamics неотъемлемой частью ИС предприятий, и они будут развиваться в контексте общей политики корпорации. |
Что же касается будущего развития, то еще в начале 2003-го Microsoft, гарантируя поддержку и развитие унаследованных решений до 2013 г., как о магистральном пути заговорила о создании нового поколения бизнес-платформы (проект Green) на основе архитектуры .NET, называя при этом 2005-2006 гг. в качестве сроков появления первых вариантов решений на ее базе (см. PC Week/RE, N 43/2003, с. 56). Тогда же, в октябре 2003-го, на конференции PDC’ 2003 корпорация представила действующий прототип этой технологической платформы под названием Microsoft Business Framework (MBF) и пообещала выпустить ее окончательный вариант одновременно с SQL Server 2005 и Visual Studio 2005, с которыми вся эта бизнес-система должна быть глубоко интегрирована. А за пару месяцев до этого Microsoft открыла партнерскую программу MBF Technology Adoption Program, в рамках которой полтора десятка ведущих разработчиков ERP-решений получили возможность не только изучения новой платформы, но и создания собственных продуктов на ее основе.
Все эти планы вызвали в тот момент вполне очевидную настороженную реакцию заказчиков, ведь им надо было решать - работать с текущими версиями MBS или ждать следующего поколения продуктов. Также было непонятно, будет ли Microsoft создавать прикладные решения сама или отдаст это на откуп независимым разработчикам, ограничившись лишь выпуском технологической платформы. Руководство корпорации довольно долго не могло принять решение по этому вопросу, что, впрочем, вполне объяснимо - ведь создание и продвижение собственных продуктов делового назначения не очень хорошо вписывалось в традиционную бизнес-модель компании.
Однако такая неопределенность ставила в двусмысленное положение многих ERP-поставщиков, работавших на среднем рынке (например, Scala и Epicor), которые ориентировались на применение базовых технологий Microsoft: им нужно было принять решение - идти в фарватере MBF-стратегии или создавать собственные продукты, проще говоря - оставаться партнерами корпорации или превращаться в ее конкурентов.
Все это, конечно, совсем не способствовало развитию бизнеса MBS, тем более что одновременно приходилось проводить объединения ранее конкурировавших партнерских сетей (по разным продуктам, в частности Axapta и Navision) и их интеграцию в общую структуру корпорации. Ситуация же с планами стала еще менее понятна в 2004 г., когда упоминания о Green и MBF вообще исчезли из новостей Microsoft...
Дела несколько прояснились в августе 2005-го после объявления Microsoft о смене бренда MBS на Dymanics и о новой концепции эволюционного развития этого семейства ПО на основе поэтапной интеграции со своим базовым ПО (SQL Server, SharePoint Server, Office), унификации пользовательского интерфейса и набора API. А через пару недель эти технологические планы были подкреплены организационными мерами - в рамках корпорации было сформировано подразделение Microsoft Business Division, в которое вошли направления Information Worker (настольные приложения) и Microsoft Business Solutions (MBS).
Вот на фоне такой предыстории стартовала Convergence 2006, которая должна была прояснить детали реализации планов в области делового софта Microsoft.
Замечания общего характера
Как это водится в современной ИТ-индустрии, об обещаниях двух-трехлетней давности никто на конференции не вспоминал. Конечно, сейчас о причинах коррекции курса можно только догадываться, но в целом ситуация представляется довольно понятной: проблема интеграции нового направления в структуру корпорации оказалась сложнее, чем это представлялось сначала. И тут нужно сделать одно важное замечание.
Когда наблюдаешь за развитием мирового ИТ-рынка из России, порой складывается не очень верное впечатление о его текущем состоянии и тенденциях развития. Дело в том, что в нашей стране по ряду причин присутствует лишь относительно небольшая часть международного ИТ-сообщества в виде довольно узкой группы его ведущих участников. Следствием этого является несколько преувеличенное представление об их роли в жизни отрасли.
Конечно, Microsoft является одним из безусловных ИТ-лидеров, но давление конкуренции, которое испытывает корпорация в мире (особенно в США), существенно выше, чем видится нам из России. Компания имеет очень крепкие, практически монопольные позиции в области настольных ОС и офисных систем, но круг современных ИТ совсем не ограничивается этими сегментами, и попытки Microsoft продвинуться в новые для себя сферы наталкиваются на очень жесткое сопротивление со стороны участников рынка, в том числе молодых инновационных компаний. И в этой ситуации мощный плацдарм для наступления в новых направлениях (в виде Windows-Office) порой превращается в тормоз (или балласт), поскольку, например, бизнес-модели, отлично зарекомендовавшие себя для продвижения коробочного софта, начинают плохо работать применительно к интернет-продажам или к предоставлению ИТ-услуг.
Так вот общее впечатление от Convergence 2006 заключается как раз в том, что руководство Microsoft довольно четко осознало, что борьба за ERP-рынок будет долгой и трудной. И делая ставку на интеграцию продуктов Dymanics со своими базовыми технологиями, корпорация будет заниматься продвижением своего делового софта с учетом специфики ERP-рынка.
Этот мотив довольно хорошо просматривался в ключевых выступлениях Билла Гейтса и руководителей бизнес-направлений. Например, обратил на себя внимание тот факт, что в их речах начисто отсутствовали такие маркетинговые моменты, как информация о присутствии Microsoft в области ERP, о преимуществах их продуктов перед конкурирующими решениями. Создавалось впечатление, что акценты были сделаны в основном на вопросах внутренней реорганизации, повышения возможностей собственных продуктов, эффективности их внедрения и применения.
Основные контуры стратегии продвижения
Главным пунктом стратегии продвижения MS Dynamics является то, что Microsoft видит эти продукты неотъемлемой частью информационных систем предприятий и соответственно они будут развиваться в контексте общей политики корпорации, предусматривающей тесную интеграцию со всеми ее технологиями. В этой связи президент подразделения Microsoft Business Division Джефф Рейкс сформулировал три ключевые тенденции этого процесса - "Единый мир экономики", "Всегда готов, всегда на связи" и "Прозрачная организация".
Что же касается чисто технологических аспектов, то здесь были выделены (это сделал Билл Гейтс) несколько основных направлений интеграции ERP-продуктов с базовыми технологиями.
- Реализация сервисно-ориентированной архитектуры на базе технологий XML и Web-сервисов. Тут основная роль отводится Visual Studio, .NET Framework, ASP.NET, а также будущему базовому компоненту Windows Vista/Longhorn - Windows Communication Foundation (WCF, кодовое название Indigo).
- Широкое использование средств бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI). Здесь акцент делается на применение BI-функций MS SQL Server (см. PC Week/RE, N 10/2006, с. 37) и в первую очередь службы управления отчетами SQL Server Reporting Services.
- Поддержка групповой работы. Основой технологий тут будет SharePoint, на который лягут функции портала, управления документами, потоками работ, поиска информации, управления правами доступа и т. д. Кроме того, будет возрастать значение использования мобильных технологий, а также средств обмена мгновенными сообщениями.
- Интеграция с продуктами MS Office. Это должно решить две ключевые задачи. Первая - сделать доступным функционал ERP-решений широкому кругу нынешних пользователей Office через знакомый интерфейс или даже через сами офисные приложения (в первую очередь тут подразумевается Outlook). Вторая - использовать на клиентских рабочих местах различные функции продуктов Office (прежде всего - аналитические средства Excel). Именно на этом клиентском уровне должна быть реализована идея ролевой организации системы, что будет способствовать переходу в будущем к применению единой ERP-платформы.
- Повышение производительности труда разработчиков. Тут опять же главная роль отводится средствам Visual Studio.
(Окончание следует)