ИНТЕРВЬЮ

Информационно-аналитический центр (ИАЦ; www.iacedu.ru) Департамента образования столицы работает уже тринадцатый год - он был основан в 1993-м по инициативе руководителя департамента Любови Кезиной. С самого начала его возглавляет Владимир Яблонский, беседа с которым помогла пролить свет на многие проблемы информатизации образования и пути их решения.

Владимир Яблонский

PC Week: Какую цель преследовало создание Информационно-аналитического центра?

Владимир Яблонский: Основная цель - обеспечить быстрое и в то же время системное движение. В числе главных задач центра - создание информационной инфраструктуры и информатизация процессов управления образованием. Это и создание ИС для управления образованием - начиная от концепции построения самой ИС до закупки и установки оборудования и оснащения соответствующими рабочими местами всех образовательных учреждений (ОУ) города - а их у нас несколько тысяч (школы, детские сады, учреждения среднего профессионального образования, вузы городского подчинения, учреждения дополнительного образования и т. д.). Фактически речь шла о создании единой корпоративной системы всей образовательной среды мегаполиса. Сегодня мы можем говорить о том, что такая система построена. Ее актуальность подтверждается, в частности, тем, что за последние 10 лет в этой сфере почти в два раза выросло количество задач управления (в том числе за счет перехода к вариативным образовательным программам), значительно увеличилось разнообразие типов ОУ, изменились механизмы финансирования. В настоящее время ИАЦ выполняет роль корпоративной информационной службы, которая планирует, организует внедрение и осуществляет эксплуатацию разнообразных ИТ- и телеком-решений для городской системы образования. Все московские школы уже подключены к Интернету и нашей корпоративной сети, идет строительство школьных локальных сетей (с подсоединением к ней библиотек, различных служб и пр.), оснащены все структуры управления. Отмечу, что и создание концепции информатизации образования, и ее реализация проходили и проходят в рамках программы "Электронная Москва", участвуем мы и в федеральных программах, таких, как "Развитие единой образовательной информационной среды".

PC Week: Каковы сегодня основные направления работы вашего Центра?

В. Я.: Одно из них - главное - я уже назвал: это развитие корпоративной сети, назначение которой многообразно - от сбора статистики и отчетности и обмена управленческой информацией с ОУ до использования школами интернет-ресурсов в учебно-методических целях. Кстати, важный показатель, характеризующий актуальность Всемирной паутины для ОУ (а заодно и значимость этого направления нашей работы): за последний год "потребление" Интернета столичными школами выросло в пять раз!

Второй существенный момент - создание и развитие портала "Московское образование". Этот портал был одним из первых информационных ресурсов Правительства Москвы, и сегодня он содержит множество различных сведений о структуре и деятельности столичного образования, здесь публикуются практически все нормативные документы и законодательные акты по соответствующей тематике, работают форумы и "горячие" линии, выкладываются методические материалы в помощь учителям, директорам школ и родителям. В рамках этого портала создан ряд специализированных сайтов (в частности, портал профессионального образования Москвы и др.).

Третье направление, постоянно присутствующее в нашей работе, - создание ИС, повышающих эффективность и динамику принятия управленческих решений. Один из последних примеров связан с ситуацией, сложившейся в столице с детскими садами. Их катастрофически не хватает, и Правительство Москвы в прошедшем году вплотную занялось этой проблемой. Для исправления ситуации необходимы точные данные о количестве детей соответствующих возрастов, об их распределенности по районам города и даже демографические прогнозы (с привязкой к местности). Как собрать такую информацию, особенно в сегодняшних условиях, когда родители записывают ребенка на очередь сразу в несколько дошкольных учреждений? Вот такая система учета дошкольников (с геоинформационным компонентом) сейчас внедряется в Москве, по результатам ее работы будут приниматься решения о строительстве новых детских садов и выполнении ряда других организационных мероприятий по сокращению очередей.

Еще одно направление, которое стало актуальным недавно, - создание интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС) управления образованием в Москве. На протяжении последних лет у нас накопилось немало отдельных ИС как собственной разработки, так и тиражных (используемых, например, в бухгалтериях). Сейчас пришла пора интегрировать их в единое целое на общей технологической платформе. На сегодняшний день в нашем ведомстве функционирует более 30 ИС и подсистем (в частности, АИС "Общее образование", "Контингент", АСУ "Кадровое обеспечение", "Материально-техническое обеспечение", "Школа", ряд бухгалтерских пакетов, порталов и т. д.). Мы планируем при их объединении исключить дублирование информации, унифицировать принципы ее обработки и интерфейсы, создать общую базу данных, обеспечить интероперабельность приложений.

Мультисервисная корпоративная сеть Департамента образования

г. Москвы

В свете вышесказанного возникла потребность в обучении руководящего звена московских учреждений образования навыкам работы с ИКТ - оно проводилось в специализированном центре с привлечением преподавателей с большим опытом работы со взрослым контингентом слушателей. Нашей целью было преподать им основы ИКТ, чтобы директора школ и другие руководители не только (и даже не столько) владели компьютером как пользователи, сколько представляли эти технологии в целом (что они дают, как ими грамотно распорядиться) и могли организовать их внедрение и эффективное использование в своем учреждении.

Наконец, еще одна наша забота - активное развитие информатизации профессионального образования (и недавние инициативы Президента об особом внимании к этому сегменту лишь подтверждают его важность).

PC Week: Вы имеете в виду среднее специальное образование по ИТ-профессиям?

В. Я.: Нет, далеко не только это. В настоящее время прошла реорганизация профтехобразования, сложилась система колледжей (многие из них были укрупнены по программно-отраслевому типу, сейчас их в столице около 90), налажена связь с профильными министерствами - потребителями профессиональных кадров. При этом выяснилось, что по многим специальностям сегодня требуются работники, владеющие не только компьютерной грамотностью, но и серьезными навыками в области ИТ, - от профессионалов, работающих на станках с ЧПУ, до специалистов для крупных торговых операторов, от которых требуется владение современными логистическими ИС. Поэтому понадобилось не только усилить ИТ-компонент в учебных планах, но и подумать об оснащении колледжей. Так, расположенный неподалеку от нас Политехнический колледж обучает специалистов для завода "Салют", где установлены новые производственные линии и станки с ЧПУ. Подобное оборудование стоит миллионы долларов, и для учебных целей купить его нереально, поэтому мы планируем приобретать компьютерные тренажеры - такие учебные лаборатории стоят 100-150 тыс. долл., т. е. на порядок дешевле. Мы сейчас активно развиваем дистанционное обучение, чтобы была возможность использовать один тренажер на несколько учебных заведений.

Разумеется, все это сопровождается целым комплексом организационных и методических мероприятий по введению новых технологий в учебный процесс (обучение педагогов, разработка методических пособий и пр.), многие из них проводятся на базе специально создаваемых различных ресурсных центров.

PC Week: Часто на педагогических форумах и конференциях настойчиво звучат слова о том, что в системе образования не предусмотрено средств и штатных единиц на эксплуатацию ИТ: например, в школах нет ставки инженера или системного администратора, тогда как растущее количество техники требует квалифицированного обслуживания, а обновление техники или ПО и использование Интернета - и немалых средств. Как вы решаете этот вопрос?

В. Я.: Этот вопрос действительно активно обсуждается. Однако большое количество расходов на разные виды работ оплачивается централизованно: например, прокладку двухмегабитного канала и доступ в Интернет в Москве оплачивает город, сопровождение школьных программно-аппаратных комплексов передается по конкурсу, который проводят окружные управления образования, выигравшим их фирмам (также с оплатой из городского бюджета). Разумеется, в те или иные периоды приоритеты могут меняться. Вот, к примеру, недавно в силу объективных обстоятельств пришлось немало средств направить на повышение безопасности школ: оборудование их противопожарными датчиками, тревожными кнопками, в ряде случаев - видеонаблюдением; все это делается на базе телекоммуникационных технологий опять же за счет средств города.

PC Week: Что из новых перспективных технологий планируется опробовать в московской системе образования?

В. Я.: Недавно у нас начался эксперимент по использованию пластиковых карт в школах. Одно из направлений их применения - для расчетов за питание учащихся. Тем, кто питается за свои средства, деньги на карточку вносят родители, а льготным категориям дотация перечисляется на нее из управления образования. Этой карточкой ребенок и рассчитывается в школьной столовой (причем предусмотрена и система заказа меню), такая форма избавляет его от ношения с собой наличных денег (что небезопасно).

За несколько лет опытной эксплуатации такой системы в московской гимназии N 1531 была достигнута 27-процентная экономия бюджетных средств на оплату льгот на питание школьников, что очень важно при проведении политики адресной социальной помощи.

Единая информационная среда образования: технологии и компоненты

Информатизация управления образованием:

- комплексная система информационного обеспечения региона;

- создание комплекса программных средств управления образованием;

- электронный документооборот;

- типовая система управления ОУ.

Единая телекоммуникационная сеть:

- подключение к Интернету;

- служебный документооборот;

- безопасность;

- центр управления сетью.

Оснащение системы образования:

- внедрение аппаратно-программных комплексов;

- создание локальных сетей.

Информатизация системы профобразования:

- автоматизация системы управления;

- создание ресурсных центров;

- е-learning, дистанционное образование.

Электронная карта школьника:

- применение пластиковых карт для расчетов за школьное питание, контроля прохода.

Межведомственные информационные ресурсы  

Планируется начать эксперимент по применению карт для контроля доступа учащегося в школу; при этом через Интернет родители могут узнавать, когда ребенок пришел и когда ушел. В перспективе таким же способом можно будет найти на школьном сайте (с помощью доступа через пароль) оценки за успеваемость, поведение, выполнение домашних заданий и прочие "учебные параметры" ребенка. Это, конечно, пока только эксперимент, но уже сегодня, например, обращения граждан, поступающие в Департамент образования по электронной почте или через форумы портала, регистрируются и рассматриваются в официальном порядке.

PC Week: Вы упоминали, что московский Департамент образования сотрудничает со многими ИТ-компаниями. Что бы вы могли сказать им в качестве пожеланий для продуктивной работы с образовательным сектором?

В. Я.: Действительно, такая огромная и разноплановая, трудноформализуемая и многозадачная система, как образование (особенно в мегаполисе, где с ней соприкасаются миллионы людей), требует особого подхода. Неслучайно в компаниях, работающих с этой сферой, обычно организуются специальные подразделения, знающие особенности и самой отрасли, и работы с нею. Здесь на первый план выходят проблемы внедрения ИТ, особенно сложные, когда в этом задействованы сотни, а то и тысячи учебных заведений. За этим стоят и тысячи людей, а следовательно, нельзя работать по принципу "пришел, продал и ушел". С системой образования нужно работать постоянно, вникая в ее цели, пытаясь понять ее методы, продвигая необходимые изменения очень осторожно и постепенно. Как любая масштабная система с высокой степенью взамоувязанности компонентов, образование требует особой тщательности, продуманности и хорошей организации связанных с ним проектов.

PC Week: Спасибо за беседу!