Э - ТОРГОВЛЯ
В конце марта Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ, www.nauet.ru) подвела итоги развития этого вида торговли в России в 2005 г. в виде отчета, представленного исполнительным директором НАУЭТ г-ном Антоном Никольским. Часть материалов, содержащихся в этом отчете, подготовила маркетинговая служба PM Group (по сегментам B2G, B2B, B2C), другая же часть - по сегменту B2C - была подготовлена совместно PM Group и НАУЭТ.
Согласно итоговым данным, сегмент B2G (закупки государственных организаций через Интернет) в 2005 г. почти не претерпел изменений по сравнению с 2004 г. - объем закупок составил около 2,1 млрд. долл. Объясняется это тем, что узкий круг ведомств и регионов, практикующих такие закупки, за прошедший год фактически не изменился. Если учесть, что около 80% ведомственных закупок в режиме онлайн прошло через интернет-площадку Росатома (www.etp.ru), то становится понятно, что сегмент B2G в России находится на самом начальном этапе своего развития. Но в 2005 г. запущен официальный сайт по госзакупкам www.zakupki.gov.ru, принят федеральный закон N 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", требующий обязательной публикации в Интернете соответствующей информации; все это, а также реализация ранее принятых, но не исполненных надлежащим образом решений должно дать сильный толчок развитию сегмента B2G в нынешнем году.
Очень активно в 2005-м, по мнению авторов отчета, развивался сегмент B2B (торговля компаний между собой). Объем этой торговли за прошедший год почти утроился и составил 1,3 млрд. долл. (442 млн. долл. в 2004 г.). Лидируют предприятия ТЭК - 62% всего рынка В2В (806 млн. долл.), далее идут предприятия сельского хозяйства, компании, торгующие продуктами питания, и т. д.
Согласно данным PM Group, полученным на основе опроса ряда интернет-магазинов, в 2005 г. объем сегмента В2С (розничные продажи через Интернет) составил 1,02 млрд. долл., что на 51% больше, чем в 2004-м. Но и сама НАУЭТ провела опрос 3850 посетителей интернет-кафе Cafemax, экстраполируя результаты которого, пришла к выводу, что все российские интернет-магазины заработали 2,6 млрд. долл. в прошедшем году.
Мнения участников рынка B2C по этому поводу также разделились. Ольга Мананникова ("Софткей") и Ирина Нурматова ("Партер") считают оценку НАУЭТ достаточно верной. В то же время представители других компаний оценили сегмент B2C даже ниже, чем PM Group.