КРУГЛЫЙ СТОЛ

Тенденции развития мировой ИТ-отрасли свидетельствуют о повсеместном росте на корпоративном рынке интереса к тонким клиентам (ТК), в том числе и в нашей стране. Учитывая это обстоятельство, на очередном заседании круглого стола, проведенном редакцией PC Week/RE, обсуждались вопросы, связанные с положением в соответствующем сегменте российского ИТ-рынка. Для участия в дискуссии были приглашены представители компаний - поставщиков оборудования и инфраструктурных решений, зарубежных и отечественных фирм.

Велик ли объем рынка?

Аналитики ИТ-отрасли единодушны в своих оценках: рынок тонких клиентов в последнее время демонстрирует неплохую динамику. Так, согласно опубликованным в сентябре прошлого года данным IDC (www.idc.com), совокупный объем поставок ТК в странах Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA) за первую половину 2005-го вырос на 39% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, и, как прогнозировали эксперты, до конца минувшего года в данном регионе количество проданных ТК - впервые за всю историю их существования - должно было превысить отметку в 1 млн. устройств (На момент сдачи материала в печать итоги года не были обнародованы. - Прим. ред.). При этом особенно высокие темпы развития отмечены в восточноевропейских странах.

Российский рынок тонких клиентов, судя по всему, пока занимает весьма скромную долю общерегионального пирога. Участники круглого стола затруднились обозначить емкость рынка, на котором они работают, согласившись только с тем, что она исчисляется тысячами штук. Более конкретен в своих представлениях был лишь менеджер подразделения персональных систем Hewlett-Packard Дмитрий Ефремов, оценивший объем российского рынка тонких клиентов в 2006 г. в 50 тыс. устройств (правда, некоторые эксперты считают эту цифру на порядок завышенной).

Если сравнить этот показатель с ожидаемым в 2006-м объемом российского ПК-рынка, оцениваемым примерно в 6 млн. компьютеров (именно такую цифру недавно обнародовали представители ATI Technologies - см. PC Week/RE, N 12/2006, с.16), то возникает некоторое удивление по поводу того, как столько компаний-поставщиков (даже беглый обзор позволяет насчитать не менее двух десятков крупных и средних фирм, российских и международных) делят между собой такой малый сегмент.

Впрочем, соотношение объемов российского сбыта тонких клиентов и традиционных ПК находится на мировом уровне (по некоторым данным, оно составляет 1 к 100). Эксперты предсказывают, что к 2008 г. глобальные поставки тонких клиентов достигнут приблизительно 2% объема мирового ПК-рынка. (Правда, чересчур оптимистично настроенные специалисты рассчитывают, что в более отдаленной перспективе сегмент ТК может увеличиться до 85% объема рынка персональных компьютеров, однако даже самые рьяные сторонники этих устройств соглашаются, что вытеснить ПК полностью этим устройствам никогда не удастся.)

Перспективность российского рынка тонких клиентов поставщики, безусловно, связывают с его бурным ростом и потенциальным размером. "По темпам роста рынка тонких клиентов - в среднем 67% в период с 2004-го по 2009 г. - Россия занимает второе место среди европейских стран, - сказал Дмитрий Ефремов, сославшись на прогноз IDC. - Вместе с тем потенциал рынка тонких клиентов в нашей стране существенно выше, чем в Европе. Если проанализировать общеевропейские тенденции, в соответствии с которыми доля использования тонких клиентов в сегменте предприятий, имеющих более 500 пользователей, а также в государственном секторе и учебных заведениях в настоящее время составляет около 20%, а к 2009-му вырастет до 36%, то можно сделать вывод о том, что российский рынок тонких клиентов находится только в самом начале своего развития".

Естественно, рост рынка обеспечивает возможности расширения сбыта соответствующего оборудования. По информации НР, например, развитие бизнеса компании в сегменте тонких клиентов в нашей стране (по итогам 2005 г. объем продаж ТК этой корпорации увеличился здесь на 76% по сравнению с предшествующим годом) опережает динамику HP в среднем по Европе. Некоторые участники круглого стола подтвердили, что объем поставок ТК, производимых их компаниями, растет ежегодно со скоростью 50-60%.

Участники круглого стола

Виктор Буряков, Sun Microsystems, директор по интегрированным решениям и сервисам

Корпорация Sun Microsystems (www.sun.ru) начала поставлять первые устройства, которые можно было бы назвать тонкими клиентами (бездисковые рабочие станции) в 1989 г. Тонкие клиенты в том виде, в котором их привыкли видеть в настоящее время, появились в продуктовом портфеле компании в 1999 г.

Дмитрий Ефремов, Нewlett-Рackard, менеджер категории персональных систем

HP (www.hp.ru) поставляет тонкие клиенты с 1999 г. (первоначально в рамках ОЕМ-соглашения с фирмой Wyse Technology). Это направление рассматривают в компании как одно из самых перспективных, именно поэтому в 2004-м НР отказалась от ОЕМ-соглашения и начала производить тонкие клиенты на основе собственных технологий.

Кирилл Конягин, Kraftway, директор центра исследований и экспертизы

Компания Kraftway (www.kraftway.ru) выпускает широкий спектр компьютерного оборудования. Ее стратегическими заказчиками являются крупнейшие федеральные структуры. Тонкие клиенты компания начала поставлять в конце 2004 г.

Сергей Кузнецов, Citrix, менеджер по продажам

Компания Citrix (www.citrix.ru) специализируется в области решений по созданию инфраструктуры доступа. Ее программное обеспечение рассчитано на предоставление доступа к информационным ресурсам вне зависимости от типа клиентского устройства, каналов доступа и вида информации.

Дмитрий Прокопенко, ВИАТ, исполнительный директор

Компания ВИАТ (www.wiat.ru) в 1991 г. начала поставлять алфавитно-цифровые терминалы производства Wyse Technology (www.wyse.com). В 1995 г. - после переориентации бизнеса Wyse на разработку тонких клиентов - ВИАТ наладила поставки этой продукции на российский рынок. В настоящее время ВИАТ - эксклюзивный дистрибьютор Wyse в нашей стране.

Андрей Состин, "Аквариус", технический директор группы компаний, входящей в холдинг НКК

 

“Аквариус” (www.aq.ru) начал поставлять тонкие клиенты в рамках специальных проектов семь лет назад. В то время в роли ТК выступали облегченные конфигурации стандартных персональных компьютеров. В официальном прайс-листе компании специализированные модели тонких клиентов появились около двух лет назад.

Чем интересен поставщикам рынок тонких клиентов?

Такие компании, как Sun Microsystems и Wyse Technology (и ее эксклюзивный дистрибьютор в России - компания ВИАТ), уже давно пропагандируют достоинства тонких клиентов. "Тонкие клиенты - это идеальное решение для тех отраслей, где более всего ценится ИТ-безопасность, - говорит директор московского представительства Sun Microsystems по интегрированным решениям и сервисам Виктор Буряков. - К таким сферам можно отнести, например, финансовую и телекоммуникационную отрасли, государственные учреждения. Они всегда находились в фокусе внимания нашей корпорации, а потому наш интерес к решениям, востребованным в данных областях индустрии, вполне объясним".

Однако другие фирмы заинтересовались рынком ТК позднее. Чем руководствовались они, выходя в новый для себя сегмент? По словам директора центра исследований и экспертизы Kraftway Кирилла Конягина, его компания, традиционно имеющая сильные позиции в государственном секторе, в последнее время вкладывает значительные ресурсы в укрепление своих позиций и на корпоративном рынке. "Мы считаем, что именно эти два сегмента рынка станут основными потребителями устройств типа "тонкий клиент", поскольку данный вид оборудования больше подходит для решения бизнес-задач, нежели традиционный ПК, - добавляет он. - Мы ожидаем постепенного изменения модели организации вычислений в этих двух сегментах - я имею в виду отказ от использования персональных компьютеров в пользу ТК".

Близкие доводы приводит и технический директор группы "Аквариус" Андрей Состин. "Причин, почему нашу компанию заинтересовал рынок тонких клиентов, несколько, в их числе и исторические, - сообщил он. - "Аквариус" занимает одну из лидирующих позиций на ИТ-рынке как поставщик для государственных организаций и крупных коммерческих предприятий, поэтому наметившиеся на этом рынке тенденции к снижению эксплуатационных расходов, удлинению инвестиционного цикла и оптимизации начальных затрат по созданию и модернизации корпоративных информационных систем привели нас к необходимости выпуска решений на базе ТК".

Те же факторы, по его словам, всегда были значимы и для предприятий малого и среднего бизнеса, на которые "Аквариус" сейчас также обращает самое пристальное внимание. Как подчеркнул Андрей Состин, при общей тенденции к снижению затрат на аппаратную составляющую ИТ-решений и повышению значимости совокупной стоимости владения ИТ-инфраструктурой предсказать повышение интереса к решениям на базе тонких клиентов было нетрудно. "Предвосхищая пожелания наших заказчиков, мы, естественно, постарались создать решение, которое позволило бы им минимизировать собственные затраты на развертывание систем на базе ТК", - добавил он.

К числу относительных новичков на рынке тонких клиентов можно причислить и компанию HP, которая начала играть здесь заметную роль сравнительно недавно. "Это, наверное, связано с тем, что до последнего времени ни технология, ни программное обеспечение не были настолько хорошо подготовлены к тому, чтобы их могли эффективно применять конечные пользователи, и, следовательно, компаниям имело бы смысл вкладывать в это направление как материальные, так и технологические ресурсы, - пояснил Дмитрий Ефремов. - Однако в последние годы мы ощущаем значительный рост интереса именно к сегменту тонких клиентов. На европейском рынке увеличение спроса на ТК началось два-три года назад, а сейчас мы и в нашей стране наблюдаем повышение интереса как к аппаратным, так и к программным решениям со стороны наших клиентов - интеграторов, дилеров и дистрибьюторов". Поскольку Россия и страны СНГ, добавил г-н Ефремов, отстают по развитию ИТ-инфраструктуры от Западной Европы на несколько лет, в HP считают, что наш рынок начинает реализовывать заложенный в нем потенциал и демонстрировать динамику развития именно сейчас.

Что есть тонкий клиент?

Начавшаяся было дискуссия о достоинствах и недостатках тонких клиентов начала вскоре пробуксовывать. Как оказалось, вовсе не праздной ее частью было обсуждение терминов: для того чтобы участники круглого стола смогли понимать друг друга, им пришлось определиться с тем, что такое тонкий клиент.

Сложность ситуации заключается в том, что, как заметил Виктор Буряков, ссылаясь на популярную онлайновую энциклопедию Wikipedia, точного определения не существует, и каждый поставщик ТК в настоящий момент вкладывает в это понятие свой смысл, более предпочтительный и удобный именно для него. Впрочем, он тут же исправился, заметив, что на самом деле термин "тонкий клиент" определить очень просто. "Надо указать три "нет" и одно "да": тонкий клиент - это когда нет выполняемых приложений, настроек и сохраняемых данных и есть управление из единого центра", - пояснил он.

Региональный менеджер по продажам компании Citrix Сергей Кузнецов согласен с тем, что можно найти много различных толкований термина "тонкий клиент". Ему, например, импонируют два дополняющих друг друга определения, обнаруженные им в словаре по Java ("Тонкий клиент - система, управляемая простой ОС, не требующая локального администрирования и выполняющая приложения, доставляемые по сети") и в справочнике ETVCookbook ("Тонкий клиент - это концепция минимизации внешней и оперативной памяти и процессорной мощности клиентского компьютера, осуществляющего ввод и отображение данных, за счет выполнения вычислений и хранения информации в центральном сегменте - сервере или серверной ферме, - с которым пользователь соединен с помощью каналов средней пропускной способности").

Андрей Состин видит корни концепции "тонкого клиента" еще в эпохе больших ЭВМ (мэйнфреймов). "Это были времена, когда все вычислительные ресурсы располагались в едином пространстве, а задачи ввода и вывода информации выполнялись отдельными устройствами, обычно территориально разнесенными", - напомнил он. По словам г-на Состина, сегодня понятие "тонкий клиент" применяется как минимум в двух различных смыслах. "Во-первых, это способ организации функционирования рабочего места, при котором основные вычислительные процессы (задачи) выполняются централизованно, а во-вторых, являясь синонимом слова "терминал", тонкий клиент описывает само устройство, в основные задачи которого входит только ввод и отображение результатов работы "вычислительного центра" или терминального сервера", - пояснил он.

Важность серверцентрализованной обработки данных в концепции тонкого клиента, представляющего собой устройство для оборудования рабочего места пользователя, отметили и другие участники круглого стола. "В классическом варианте ТК предоставляет пользователю возможность получать на рабочий стол отображения экранов с результатами вычислений на сервере и передавать обратно команды ввода с клавиатуры и мыши, - отметил исполнительный директор ВИАТ Дмитрий Прокопенко. - Кроме того, тонкие клиенты обязательно должны обеспечивать поддержку современного Windows-совместимого интерфейса".

Впрочем, к тонкому клиенту помимо клавиатуры и мыши могут быть подключены и другие устройства ввода. Кирилл Конягин упомянул, например, сканеры штрихкодов и другое специализированное оборудование. Да и устройством вывода информации также может служить не только обычный монитор.

Тонкий клиент и роль программного обеспечения

Итак, тонкий клиент - это все-таки концепция, предполагающая использование централизованной обработки данных с помощью серверов (Server-Based Com-puting), результаты которой передаются по сети и отображаются на конечных (терминальных) устройствах пользователей. Несмотря на то что программному обеспечению в этой концепции отводится существенная роль, в настоящее время сам термин "тонкий клиент" чаще употребляют применительно к терминальному устройству доступа, хотя был период, когда это понятие относилось в первую очередь к программным средствам.

Впрочем, как посетовал Сергей Кузнецов, и сегодня "тонкий клиент как таковой очень часто ассоциируется с именем Citrix" - компании, разрабатывающей ПО. И пусть она действительно немало поспособствовала популяризации тонких клиентов, программные продукты Citrix нацелены на более широкий сегмент ИТ-рынка, получивший название "инфраструктура доступа". По словам г-на Кузнецова, тонкий клиент представляет собой хотя и высокоэффективный, но всего лишь один из компонентов этой инфраструктуры. А новые технологии, над которыми сейчас работает Citrix, направлены в том числе и на расширение возможностей и повышение эффективности толстых клиентов (что, как рассчитывают в компании, получит хорошую реакцию со стороны ИТ-рынка). Как бы то ни было, программные средства Citrix продолжают играть роль катализатора для продажи тонких клиентов.

"Тонкий клиент - это программно-аппаратный комплекс, - подчеркнул Кирилл Конягин. - Одно из ключевых отличий ТК от персонального компьютера - наличие встроенного системного ПО, которое поставляется производителем устройства, а не независимым разработчиком и имеет единственное предназначение - обеспечить функционирование тонкого клиента".

К программному обеспечению как важной составляющей концепции, обеспечивающей взаимодействие тонкого клиента с сервером, предъявляются особые требования по информационной безопасности (снижению рисков потери данных и распространения вирусов), возможности использования маломощных, нестабильных каналов связи, по эффективной работе с приложениями.

"При этом значение программных средств для управления тонкими клиентами, например ПО Wyse Rapport и HP Altiris, значительно возрастает в системах с большим количеством рабочих мест (исчисляемых несколькими сотнями)", - уточнил Дмитрий Прокопенко.

Участники круглого стола отметили главные достоинства специализированного ПО - снижение расходов на инсталляцию программ, конфигурирование всей системы, поддержку и обновление приложений.

Однако, как заметил Кирилл Конягин, переход предприятия к использованию тонких клиентов предъявляет дополнительные требования к его ИТ-политике: поскольку функциональное ПО и вся необходимая пользователям информация сконцентрированы на одном или нескольких серверах (т. е. налицо консолидация приложений и данных), их сохранность и доступность становятся жизненно важными для обеспечения рабочего процесса в целом.

Изменение концепции тонких клиентов

За время существования концепции тонких клиентов представление о них периодически менялось. Как считает Виктор Буряков, основные изменения хорошо корреллируют с развитием сетевых технологий. "Суть происходящих перемен заключается в одной фразе: чем больше расширяется канал передачи данных, тем тоньше становятся клиенты", - пояснил он, добавив, что эффективно работать с тонкими клиентами можно, только обладая одинаково хорошими каналами и сетевыми интерфейсами.

Конечно же изменения, происходящие с тонкими клиентами, гораздо многообразнее приведенной выше лаконичной формулы. Среди общих закономерностей развития этих устройств Дмитрий Прокопенко, в частности, видит уменьшение размеров, повышение мобильности, расширение поддержки периферийных устройств.

Хотя, по мнению Андрея Состина, концепция ТК во многом самодостаточна, а потому изменения в сфере тонких клиентов происходят не так динамично, как в других секторах ИТ-рынка. Тем не менее он отметил, что можно проследить некоторую тенденцию к расширению функциональности тонкого клиента. "К примеру, ранее передача звука на ТК была скорее диковинкой, а сейчас она стала общепринятой практикой, - заметил Андрей Состин. - Прежде использовать съемные накопители информации на тонком клиенте было невозможно, а теперь выпускаемые нашей компанией ТК позволяют использовать флэш-диски с USB-интерфейсом, и мы считаем это одним из наших преимуществ. Можно прогнозировать, что в будущем стандартный тонкий клиент получит также функцию поддержки видеоконференций". Он добавил, что ТК становится все более "интеллектуальным", сохраняя при этом изначальную архитектурную особенность информационных систем, в которых он используется: выполнение основных задач на центральном мощном сервере (или группе серверов) и централизованное хранение на этом же сервере данных и профилей пользователей.

Такие разные, но все равно тонкие

В настоящее время поставщики предлагают очень широкий спектр терминальных устройств, различающихся как по функциональности, так и по цене. Стоимость тонких клиентов начинается ныне с отметки ниже 200 долл., но может составлять и несколько тысяч долларов. Она зависит, в частности, от разновидности терминала, т. е. от того, является ли он устройством, интегрированным с монитором, или выполнен в виде отдельного модуля (без монитора), представляет ли собой мобильный тонкий клиент или ручной терминал.

Однако стоимость терминалов не должна быть определяющим фактором при их приобретении: как и в других случаях, здесь целесообразно руководствоваться соотношением цены и функциональности (качества). Если же говорить о функциональности тонких клиентов, то следует учитывать ряд аспектов: используемую операционную систему, протоколы передачи данных и другие особенности.

На рынке уже сложились некоторые рекомендации по выбору ОС: тонкие клиенты начального уровня на базе Win-dows СЕ, например, нацелены на работу с Windows-серверами и не рассчитаны на подключение специализированных периферийных устройств, а ТК с Linux становятся предпочтительнее, если речь заходит об интеграции устройств в гетерогенную среду, поскольку Linux-терминалы поддерживают и протокол ICA, и RDP.

По информации компании ВИАТ, ссылающейся на исследования IDC (по состоянию на сентябрь 2004 г.), на поставки тонких клиентов под управлением Windows CE приходится 40,7% мирового рынка, Windows XP Embedded - 19,1%, Linux - 19,9%, других (специализированных) ОС - 20,3%.

Показателем развитости концепции тонких клиентов, пожалуй, могло бы служить наличие соответствующей классификации. По мнению Андрея Состина, несмотря на многообразие терминальных устройств, можно обозначить два основных критерия, определяющих их деление на классы, - интеллектуальность и сферу применения. Так, по критерию "интеллектуальность" он предлагает выделить два вида ТК: Smart (умные) и Thin (тонкие).

"Собственно тонкие клиенты (типа Thin) - прямые продолжатели идеологии "терминалов для больших ЭВМ", они являются лишь средством отображения на экране информации, передаваемой с терминального сервера, и обратной передачи сигналов от клавиатуры и мыши. В этом случае требования к мощности вычислительных ресурсов самого ТК весьма скромные, например данные тонкие клиенты обычно полностью лишены устройств хранения информации. Одним из основных преимуществ этого вида ТК является заведомо долгий срок жизни, невысокая стоимость, небольшие габариты, - пояснил Андрей Состин. - Несколько иной подход используется в случае "умных" клиентов. На них все-таки выполняются некоторые программы - как собственно операционная система, так и слой промежуточного ПО (middleware), позволяющего получить функционал рабочего места для какого-либо конкретного приложения. Типичным примером Smart-клиента может служить ТК с установленной флэш-памятью, в которой записана ОС Windows XP Embedded и работает браузер с поддержкой Java. В данном случае при правильной конфигурации режим терминального доступа, скажем, к таким системам, как Oracle или SAP R/3, позволит снизить нагрузку на серверы обработки данных. Умные клиенты позволяют расширить функционал клиентских рабочих мест и снизить затраты на центры обработки данных".

Можно подойти к вопросу классификации и с точки зрения сферы их применения. В этом случае, по словам г-на Состина, условно выделяют три категории: экономичные, расширяемые и компактные системы.

Рыночная цена тонкого клиента, относящегося к первому классу, по определению должна стремиться к минимуму. Как правило, такой ТК не обладает высокой производительностью, но при этом он обязан качественно и безотказно выполнять свою основную функцию - передавать вводимые данные и отображать результат работы сервера. "Нередко в этой категории используют обычные настольные ПК, собранные на элементной базе прошлых поколений компьютеров, - добавил он. - Однако, как показывает практика, такие системы сохраняют свое место в экономичном классе только до их первого технического обслуживания".

Расширяемые системы требуются в ситуациях, которые, как отметил Андрей Состин, встречаются с завидной периодичностью: когда выполнение тонким клиентом только одной задачи неприемлемо для заказчика. "Используя все преимущества организации рабочих мест по принципу тонкого клиента, пользователь испытывает необходимость дополнить ТК расширенными функциями для считывания штрихкодов, печати документов или кассовых чеков, обеспечения контроля и сигнализации, дополнительной защиты от несанкционированного доступа и многими другими, - пояснил он. - Категория расширяемых ТК требует более серьезного подхода на этапе проектирования, поскольку должна быть предусмотрена возможность адаптации и расширения функциональности тонкого клиента под нужды потребителя".

Наконец, компактные ТК определяют класс терминалов, ориентированных исключительно на такие сценарии применения, когда заказчик готов жертвовать расширяемостью и функциональностью (или сразу и тем, и другим) в обмен на компактность получаемого устройства. Естественно, в этом случае при создании терминальных устройств требования к их расширяемости и производительности учитываются в последнюю очередь.

В целом наличие в тонких клиентах конкретного встроенного ПО нередко зависит от того, какие приложения работают на серверах приложений, а также от пропускной способности каналов передачи данных. Тип последних (а они могут физически зависеть от местонахождения терминалов - например, ТК может располагаться в пределах локальной офисной сети или находиться в удаленном филиале, подсоединенном к головному офису методом широкополосного доступа) в свою очередь определяет использование того или иного протокола.

Почему тонкие клиенты до сих пор не получили признания?

По словам Сергея Кузнецова, российский рынок запаздывает с восприятием концепции тонких клиентов. "Звездный час терминального клиента на территории нашей страны еще не пробил, и тому есть несколько причин, - уточнил он. - Тонкий клиент - до определенной степени нишевое решение, а кроме того, существует инертность пользователей и особенность российского менталитета. Сказать о том, что тонкие клиенты через какое-то время станут стандартом де-факто, я не могу, но абсолютно уверен в том, что перспективы развития у данного направления огромные".

А по мнению Виктора Бурякова, основными препятствиями на пути развития концепции ТК в нашей стране являются прежде всего ограничения пропускной способности сети и коммуникационных каналов, а также весьма узкий спектр приложений, рассчитанных на работу в терминальной системе.

С наличием инерции в восприятии тонких клиентов были согласны все участники круглого стола. Они согласились также с тем, что в корпоративном секторе имеется некий дефицит информированности как лиц, принимающих решения, так и технических специалистов.

"Все коллеги упомянули об инертности восприятия, - заметил Кирилл Конягин. - Я бы, скорее, обозначил ситуацию как отсутствие в абсолютном большинстве российских компаний своего рода ИТ-культуры: по моим личным наблюдениям, существенно больше 80% наших компаний используют свой парк компьютеров бессистемно. Между тем терминальные решения подразумевают наличие четкой ИТ-политики. Поэтому, я считаю, если общий уровень ИТ-культуры повысится, будут востребованы и тонкие клиенты. В противном случае направление тонких клиентов останется узконишевым, а сами устройства будут применяться лишь в немногих вертикальных сегментах ИТ-рынка".

В некоторых сферах тонкие клиенты действительно доминируют: Дмитрий Ефремов, например, вспомнил отечественную систему бронирования и покупки авиабилетов, действие которой распространяется на всю российскую территорию. "Пока ИТ-инфраструктура наших компаний еще недостаточно развита, и у них существует много проблем со старым оборудованием, старыми сетями и т. п. После того как эти базовые проблемы будут решены, подойдет очередь вопроса об оптимизации всех ИТ-ресурсов, о снижении стоимости владения всей инфраструктурой, и тогда предприятия вплотную подойдут к необходимости использования решений на базе тонких клиентов", - считает он.

С этим мнением согласен и Дмитрий Прокопенко: "Опыт нашей компании свидетельствует о том, что концепция тонких клиентов начинает успешно внедряться, когда развивается ИТ-инфраструктура предприятия и создается современная корпоративная система с серверами, базами данных, производительной локальной сетью и т. д. Речь идет о серьезных инвестициях и в аппаратное, и в программное обеспечение. Наши предприятия будут готовы к таким вложениям, когда начнут устойчиво работать, планировать свое будущее, почувствуют настоящую конкуренцию".

Кто является заказчиком тонких клиентов?

По информации аналитиков IDC, наибольшее влияние на рост рынка ТК оказывают поставки этих устройств в крупный бизнес и правительственные учреждения, которые изыскивают любые возможности для обеспечения безопасности и улучшения управляемости парка установленных настольных компьютеров.

За последние два года именно в этих сегментах смогли оценить преимущества тонких клиентов перед традиционным ПК с точки зрения затрат на эксплуатацию.

Как считают эксперты из IDC, тонкие клиенты являются идеальным решением для многих секторов динамично развивающихся экономик восточноевропейских стран (в первую очередь в сферах производства и услуг). Эти устройства хорошо отвечают потребностям предприятий в плане гибкости и простоты управления в условиях недостаточной развитости ИТ-инфраструктуры, когда техническая поддержка является дорогой или труднодоступной.

Однако IDC рекомендует предприятиям при выборе оборудования действовать осмотрительно: не закупать без разбора единый тип тонких клиентов для всех своих пользователей, а заниматься их сегментированием и подбирать оптимальное сочетание устройств, которое позволит оптимизировать потребности каждой группы сотрудников в плане продуктивности, безопасности и управляемости выполняемых работ.

По словам Дмитрия Ефремова, на российском рынке уже сейчас имеется ряд отраслей, в которых используются корпоративные системы с характеристиками, делающими применение тонких клиентов целесообразным и экономичным. К таковым относятся, в частности, телекоммуникационная и банковская сфера, промышленное производство.

Участники круглого стола рассказали о проектах с использованием тонких клиентов. Примерами успешно применяющих терминальные системы заказчиков могут служить авиакомпания "Сибирь", торговый дом "Снежная королева", Гохран России, МИД РФ, различные банки, учебные заведения.

Можно согласиться с Дмитрием Ефремовым, что основная задача компаний, работающих на рынке тонких клиентов, заключается в информировании заказчиков о преимуществах соответствующего оборудования и ПО, а также в оказании им помощи по определению оптимальной инфраструктуры для решения тех или иных задач. “Мы считаем, что очень важно не насаждать технологии только потому, что они новые и перспективные, а в каждом конкретном случае стараться предложить заказчику именно то решение, которое будет для него оптимально как по затратам, так и по прогнозируемым выгодам”.

Заключение

Участники круглого стола пришли к общему мнению о том, что у российского рынка тонких клиентов неплохие перспективы. Они считают также, что те компании, которые уже работают на этом рынке, в будущем смогут чувствовать себя гораздо увереннее по сравнению с теми, кто придет на него позже.

Аналитики из IDC отмечают тенденцию расширения присутствия на локальных рынках крупнейших мировых поставщиков тонких клиентов. Однако данный прогноз может и не оправдаться в России, подобно тому, как это случилось в сегменте традиционных ПК, где до сих пор доминируют отечественные производители.