КОНФЕРЕНЦИИ

В конце апреля в Москве прошла международная конференция "Управление страховым бизнесом и интеграция национального рынка в мировое страхование", организованная журналом "Русский полис". В ней приняли участие руководители и ведущие специалисты крупнейших российских и зарубежных страховых организаций, инвестиционных, консалтинговых учреждений, банков, аудиторских и ИТ-компаний. Среди них - "Ингосстрах", "Росгосстрах", РОСНО, СОГАЗ, страховая группа "КапиталЪ" и многие другие. Темы, поднятые на мероприятии, - анализ и перспективы развития страхования в России, возможности национальных и западных финансовых институтов в обеспечении инвестиционных проектов страхования, состояние и развитие информационных технологий и современных методов маркетинга и др.

Проблемы под разным углом зрения

Российский страховой рынок еще молод и недостаточно развит. Сбор страховых премий в государстве составляет 0,5% от общемирового показателя. В настоящее время в стране действуют 1075 страховых компаний, при этом наблюдается концентрация бизнеса в ограниченном круге крупнейших страховщиков (на долю первой десятки приходится 30% всех страховых сборов). Из компаний 20% не обладают достаточным капиталом, который бы обеспечивал покрытие принятых ими рисков на страхование в соответствии с установленными российским законодательством стандартами регулирования. По данным Госкомстата России, в 2004 г. соотношение страховых премий к собственным средствам страховщиков составило 3,4/1. По другим оценкам, оно близко к 7/1, что означает недостаточность капитализации страхового рынка в 300 млн. долл. Ни одна отечественная страховая компания не провела начального размещения своих акций (IPO) на российском или международном рынке. Число российских игроков постоянно сокращается в результате отзыва или приостановки действия лицензий. Неравномерно развивается структура отрасли. Самым слабым остается сектор страхования жизни, где работают лишь 172 компании и фактически не сформирован спрос населения на эту услугу.

Александр Огнивцев (на трибуне):

“Слагаемые успеха проекта -

наличие административного ресурса,

 надежный партнер, четкая постановка

 цели и организация проектных работ”

Генеральный директор информационной группы "Русский полис" Вадим Демченко охарактеризовал текущий период жизни страхового рынка как кризисный в связи с утратой его участниками стратегии дальнейшего развития. Несколько лет назад топ-менеджеры ряда крупных компаний получили очередной и, вероятно, последний карт-бланш от своих акционеров на развитие рынка в сторону массовых видов страхования, в частности ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности). Однако этот путь развития не принес удовлетворенности акционерам, так как привел лишь к появлению многочисленного класса посредников, агентов и брокеров по продаже полисов. Управляющие сегодня, сказал Вадим Демченко, не в состоянии предложить своим акционерам варианта дальнейшего развития бизнеса. Прежде всего они не видят, на что можно опереться в таком развитии в ближайшие несколько лет. В итоге многие страховые компании выставлены в настоящее время на продажу.

При всем этом, в отличие от других рынков страхования, отметил Вадим Демченко, российский имеет очень высокий кадровый потенциал. При всех недостатках управленческих схем в российском страховании этот потенциал еще долго будет работать как локомотив развития рынка, в том числе и в регионах. Хотя филиальные сети являются тяжелой затратной статьей (в силу того, что развивается одна автогражданка), в большинстве регионов есть кадры, способные продвигать бизнес на местном уровне. При всех сегодняшних проблемах российского страхования, считает Вадим Демченко, существует сформированная ранее основа, которая не позволит рынку "провалиться". Наиболее благополучное положение и перспективы развития имеет первая десятка крупнейших страховщиков. Остальные будут ориентироваться на них по мере формирования стратегии с помощью вновь приходящих инвесторов или мобилизации собственных сил. В зоне от 10-й до 100-й компаний ожидается смена лидеров.

Директор московского представительства "Кельнское перестраховочное общество, Gen Re" Капитолина Турбина считает, что значительные изменения, которые последние полтора года переживает российский рынок страхования, связаны с целенаправленной позицией страхового регулятора по обеспечению платежеспособности страховщиков и по ведению страхового законодательства. Другой фактор, который приблизил к жизни деятельность страховщиков, - это введение ОСАГО. Оно отразило все проблемы российского рынка страхования, показало обществу и потребителям значение этого сектора экономики, заставило изменить менеджмент и систему управленческого учета в страховых организациях и перейти к реальному страхованию, о котором так долго говорили финансовые аналитики, органы страхового надзора и потребители услуг.

Основными рычагами развития страхового рынка в России в ближайшей перспективе, по мнению г-жи Турбиной, являются повышение покупательной способности населения и уровня социальных гарантий, развитие видов обязательного страхования, конкуренция среди страховщиков за потребителя, а также вошедший в практику последних двух лет новый вид принудительного страхования как элемент управления банковскими рисками (распространяемый на такие направления, как ипотека, потребительские кредиты, страхование частных домовладений, автотранспортных средств при их приобретении в кредит).

Правительство РФ утвердило ряд приоритетных направлений развития российской экономики, и страхование должно играть заметную роль в этих программах, в том числе такие его виды, как добровольное медицинское страхование (в сочетании с обязательным), ипотечное и сельскохозяйственное. Должна быть рассмотрена национальная программа страхования на случай природных катастроф, актов терроризма и некоторые элементы страхования ответственности.

Заместитель руководителя федеральной службы страхового надзора РФ Владимир Ионкин подчеркнул необходимость введения в стране института актуариев. Отчетность компаний, предоставляемая в регулирующие органы, должна содержать заключение актуариев. Необходима также модернизация страхового законодательства в целях устранения противоречий и неопределенностей, детальной регламентации правил и обязанностей сторон при заключении договоров страхования жизни, создания саморегулирующих органов по отдельным секторам страхового рынка.

Информационные технологии в страховании

Как прозвучало в одном из выступлений - "требования к поддерживающим страховой бизнес ИТ-системам в России находятся в начальной стадии формирования". И конференция показала, что сегодня можно говорить лишь об отдельных успешных проектах автоматизации крупных страховых компаний (что не делает погоды на рынке в целом). К числу таких относится проект создания централизованной системы финансового учета региональной сети страховой компании "Ингосстрах", о котором доложил главный специалист отдела развития технологий Александр Огнивцев.

Факты и прогнозы

Страховой взнос на душу населения в 2004 г. составлял, по данным Госкомстата, около 86 долл., включая обязательное медицинское страхование. Прогноз "Объединенной финансовой группы", сделанный в начале 2004 г., говорит о том, что к 2016 г. страховые расходы на душу населения достигнут 386 долл. и около 120 долл. в части страхования жизни. Это дает основание полагать, что к 2016 г. сбор премий российского страхового рынка будет равен примерно 83,3 млрд. долл. Исходя из этого в 2008 г. данная цифра может составить 21-23 млрд. долл.

"Ингосстрах" насчитывает сегодня около 200 крупных филиалов и более 1000 точек продаж и дополнительных офисов. Автоматизация финансового учета региональной сети началась в 1998 г., когда была установлена офлайн-система DiasoftINSURANCE. До этого дочерние подразделения действовали автономно, а бумажные бухгалтерские отчеты от них поступали в центральный офис с отставанием по времени на год. После внедрения DiasoftINSURANCE данные с серверов филиалов, где велась учетная деятельность, в режиме офлайн ежедневно поступали в центральный офис. Система устойчиво функционировала и росла вместе с компанией. Однако к 2004 г. стало ясно, что учетная система, охватывавшая тогда 75 крупных филиалов "Ингосстраха" по всей территории России, не отвечает быстрому росту организационной структуры и потребностям расширения бизнеса. С введением ОСАГО на порядок возросло число фронт-офисных операций, задача повышения производительности и оперативности обработки данных требовала дальнейшего функционального усовершенствования ИС и перехода в онлайновый режим работы с филиалами. С этой целью в конце прошлого года был выполнен проект по созданию централизованной системы финансового учета на базе решения Master INSURANCE компании "Диасофт". За 10 недель около 70 филиалов "Ингосстраха" были переведены на онлайновый режим работы в единой базе данных. Основными результатами проекта, сказал Александр Огнивцев, были снижение трудозатрат операционных сотрудников компании, повышение управляемости бизнесом, расширение функциональности и возможностей дальнейшего развития системы.

Свою точку зрения на автоматизацию страхового дела высказали коллеги из стран Евросоюза. Менеджер по проектам компании FJA Feilmeier & Junker GmbH Мартин Ходель подчеркнул важность использования стандартного ПО для автоматизации ключевых бизнес-процессов страховой компании. Преимущества такого ПО - открытые интерфейсы, обеспечивающие легкую интеграцию в существующую инфраструктуру, гибкая настройка под требования заказчика, поддержка международных стандартов, накопленный многолетней практикой опыт внедрения и эксплуатации, поддержка всеми известными аппаратно-программными платформами, многоязычность и пр. - все это дает заказчику возможность быстрого выхода и продвижения на новых сегментах рынка, снижает риски по внедрению ПО, позволяет сосредоточиться на основных сферах бизнеса, в частности на продажах страховых продуктов.