КОНФЕРЕНЦИИ
По данным Министерства информационных технологий и связи РФ, в 2005-м доход от предоставления услуг связи вырос по сравнению с предыдущим годом на 31,4% и достиг 710 млрд. руб. Такой рост привлекает внимание поставщиков ИТ-продуктов. Не случайно компания EMC (www.russia.emc.com) недавно впервые провела конференцию, посвященную решениям для управления процессами, информацией и ИТ-инфраструктурой на телекоммуникационных предприятиях.
Крис Джонсон: “Сейчас
происходит смещение
акцента с хранения данных
на управление данными”
"В мировом масштабе для нас наиболее важны две отрасли: финансовая и телекоммуникационная. Они быстро развиваются и активно внедряют наши решения, - подчеркнул Люк Брюне, генеральный менеджер EMC по России, СНГ и Балтии. - В России с конца 90-х складывается аналогичная ситуация". По его словам, в нашей стране на сектор связи сейчас приходится порядка 30% дохода EMC. Это выше, чем в среднем по Европе, где эта доля составляет около 20%.
Видимо, причина в том, что на Западе рост рынка услуг связи постепенно замедляется. "Сейчас у телекоммуникационных компаний гораздо меньше денег, чем несколько лет назад", - признал Крис Джонсон, директор EMC по продажам в телекоммуникационном секторе региона EMEA.
Перечисляя основные тенденции на рынке телекоммуникации, он отметил, что усилия действующих на нем игроков сводятся к тому, чтобы, с одной стороны, сократить расходы, а с другой - найти новые источники доходов. В этой ситуации EMC, по словам Криса Джонсона, предлагает средства для достижения обеих целей.
В качестве примера он привел решения для поддержки обмена сообщениями (SMS, электронная почта и мультимедиа), работы с системами наружного наблюдения (видеозапись все шире используется в крупных городах), соблюдения требований новых нормативных актов (предусматривающих длительное хранение информации об абонентах), предоставления IP-услуг и доставки контента на любые устройства, включая мобильные (новые сервисы, позволяющие компенсировать снижение доходов от традиционной телефонии).
"При продвижении этих решений речь уже идет не о нашем традиционном бизнесе, связанном с поставкой устройств хранения данных, а о комплексных системах, включающих оборудование, прикладное ПО и услуги", - подчеркнул г-н Джонсон.
Купить или взять в лизинг? EMC расширила набор сервисов для заказчиков в нашей стране, начав в прошлом году предоставлять услуги лизинга, которые в мире продвигает уже 15 лет. По словам Максима Жиганова, регионального менеджера по развитию бизнеса в регионе СНГ, Балтии и Ближнего Востока, компания предлагает новую услугу активно, не дожидаясь, пока клиенты сами об этом попросят. При этом одной из изюминок нового сервиса является возможность платить за емкости по мере их использования. Это особенно актуально для операторов связи и банков, которые вынуждены приобретать устройства хранения с большим запасом для резервирования данных. Есть и иные пути, например, выкуп вендором старого оборудования, причем произведенного не только самой EMC, но и сторонними компаниями. В качестве партнеров EMC использует крупные лизинговые компании Raiffeisen Leasing (Австрия), Societe General Leasing (Франция) и "Промсвязьлизинг" (Россия). "Но мы не привязаны к конкретной фирме, - подчеркнул Максим Жиганов. - Если клиент захочет работать с другой, мы согласимся. Мы не зарабатываем на этом никакой дополнительной прибыли, мы просто предлагаем клиенту более гибкий метод покупки нашего оборудования". По его мнению, лизинг открывает заказчику больше возможностей, чем традиционная покупка, так как в конце срока он может оставить оборудование у себя, вернуть его EMC и взять новое, либо пополнить существующие емкости и продолжить договор. Но получаемая выгода зависит от размера сделки. Если ее объем не превышает 150 тыс. долл., то, считает Максим Жиганов, лизинг будет невыгоден клиенту, да и лизинговые компании неохотно работают с такими суммами. В нашей стране это - довольно новая услуга и спрос на нее еще только формируется. "Здесь многое зависит от уровня образованности руководства, - отметил г-н Жиганов. - Сейчас появляются топ-менеджеры с западным образованием, которые понимают бессмысленность инвестирования в ИТ-продукты, так как они очень быстро устаревают и обесцениваются. Например, даже банки уже начали брать оборудование в лизинг, чего раньше в принципе не было". |
Примером таких услуг является консалтинг, который сейчас активно развивается в московском представительстве EMC. "Мы инвестируем в это направление в России, расширяем наше отделение консалтинга", - сказал Люк Брюне. Компания отмечает востребованность такого сервиса в связи с ростом сложности инфраструктуры хранения данных.
Для решения этой проблемы EMC предлагает концепцию управления жизненным циклом информации (Information Lifecycle Management, ILM), подразумевающую анализ и перенос данных на разные запоминающие устройства с учетом их важности для бизнеса. Для ее реализации EMC за последние несколько лет купила более десяти компаний, в основном софтверных.
Одна из них - фирма Documentum, продукты которой сейчас активно продвигаются на телекоммуникационном рынке. Несмотря на то что изначально она занималась только документооборотом, после поглощения ее бизнес расширился. "Мы сейчас стараемся забыть слово "документооборот", - сказал Владимир Прожогин, директор по развитию бизнеса "Документум Сервисиз СНГ". - Теперь мы поставляем решения для управления самыми разными типами файлов, бизнес-процессами и хранением информации".
По его словам, технологии Documentum позволяют EMC реализовать пирамиду ILM, в которой на нижнем уровне находятся различные типы аппаратных хранилищ, на среднем - инфраструктурные программы для управления этой информацией, ее защитой и переносом с одного носителя на другой, а на верхнем - бизнес-приложения заказчиков, построенные на базе продуктов Documentum. Для иллюстрации г-н Прожогин привел несколько решений, предназначенных для управления деятельностью оператора связи, его услугами и сетью, а также улучшения обслуживания клиентов. "В нынешнем году телекоммуникационная отрасль является ключевой для нас, - сказал он. - Несмотря на то что мы начали активно работать на этом рынке только с середины прошлого года, у нас уже есть немало заказчиков, например межрегиональные компании "Связьинвеста". По его мнению, чем жестче будет конкурентная борьба, тем активнее операторам придется развивать свой бизнес и тем более востребованными будут решения Documentum.
Постоянным рефреном выступлений на конференции звучала тема перехода от традиционной продажи "железа" к комплексному обслуживанию заказчиков. EMC последовательно реализует такую стратегию в течение уже нескольких лет, скупая других игроков и интегрируя их продукты. Судя по всему, это соответствует запросам клиентов, накопивших огромные объемы электронных данных, которыми теперь нужно управлять. Телекоммуникационная отрасль является ярким примером этой тенденции.