DOCFLOW’2006 как зеркало рынка

ДОКУМЕНТООБОРОТ

Размышления на тему российского рынка систем документооборота

Многолетняя история и традиционность формата проведения московской выставки-конференции DOCFLOW дают хорошую основу для размышлений о текущем состоянии и о тенденциях развития российского рынка документооборота, а может быть, и средств управления предприятием в более широком смысле слова. Именно для размышлений...

Дело в том, что в своих регулярных обзорах этого мероприятия (последний из них см. в PC Week/RE, N 20/2005, с. 1) я неоднократно отмечал, что в нем напрочь отсутствует аналитическая составляющая, где были бы представлены мнения независимых экспертов или данные маркетинговых исследований по этому поводу. Так что приходится опираться на собственные, во многом интуитивные представления и впечатления.

Уточняющие определения

Кстати, хотелось бы уточнить само определение DOCFLOW. В течение многих лет организаторы именовали его как "научно-техническая конференция", хотя в общем-то никакой науки никогда тут не было*1. В этом году форум назван конференцией-выставкой, хотя для более точного соответствия содержанию эти два слова лучше бы поменять местами. Но довольно необычно было увидеть в названии определение "международная", что весьма странно для мероприятий российского ИТ-рынка, который вот уже добрых полтора десятилетия носит интернациональный характер.

_____

*1 Впрочем, я бы не ставил коммерчески-практическую направленность мероприятия в упрек организаторам. Возможно, как раз благодаря такому формату оно сохраняет актуальность и демонстрирует жизнеспособность на протяжении многих лет.

Растущий сегмент ИТ-рынка

В обзорах DOCFLOW прошлых лет я каждый раз отмечал, что форум отражает динамичное развитие рынка документооборота. В целом такая фраза подходит и для нынешнего мероприятия, но все же хотелось бы обратить внимание на ряд особенностей сегодняшних процессов в этом сегменте, в том числе скорректировав некоторые свои прошлогодние оценки и прогнозы.

Главный вывод прежний: рынок средств управления документами (СУД) переживает стадию бурного роста*1, причем ситуация тут значительно отличается от смежного ERP-сегмента. Основная причина в том, что потенциальный объем рынка СУД существенно больше (возможно, на порядок, и даже не на один), чем ERP. По большому счету учет и планирование ресурсов - это приоритетная задача для коммерческого сектора экономики. Более того, в свое время необходимость автоматизации тут определялась не только "высокими" проблемами повышения эффективности деятельности, но и весьма прозаичными требованиями государственной отчетности.

_____

*1 Эксперты, подчеркивая, что это не самые оптимистичные оценки, полагают, что рост рынка документооборота в России в 2005 г. составил от 30 до 100%.

Разумеется, у ERP-рынка также есть огромные перспективы роста: ведь фактически наши компании только сейчас подошли к восприятию автоматизации управления как средства повышения конкурентоспособности и после решения задач бухгалтерского и налогового учета в целом переходят к вопросам управленческого учета, управления ресурсами, оптимизации схем поставок, CRM и пр.

Однако следующим шагом на пути повышения эффективности бизнеса, безусловно, является автоматизация внутренних бизнес-процессов, а еще лучше - переход на процессно-ориентированную модель управления, а это уже область документооборота. И данные проблемы особенно актуальны для производственного, сервисного и проектно-ориентированного секторов экономики, которые опять же только сейчас всерьез подходят к широкому применению ИТ.

Но помимо коммерческого сегмента рынка еще есть огромное поле государственных организаций (органы управления, образование, здравоохранение и пр.), для которых вопросы автоматизации связаны именно с задачами управления документами. Тут потенциал просто огромен. В целом, несмотря на очевидные проблемы роста, мы даже безо всяких маркетинговых исследований на уровне частных лиц можем видеть реальное продвижение ИТ во все эти сферы и точно так же понимаем, сколь много предстоит еще сделать.

Так, по данным генерального директора компании "Электронные офисные системы" Владимира Баласаняна, объем продаж ее ПО за 2005 г. увеличился в 2,5 раза. А ведь речь идет не о startup’овской фирме, а об одном из многолетних лидеров рынка! И нужно также учесть, что значительная часть бизнеса ведется через партнеров, которые на рубль базового ПО получают до трех рублей дохода за дополнительные услуги, предоставляемые заказчикам. Такую высокую динамику г-н Баласанян объясняет тем, что уже наступило время широкомасштабных проектов: если раньше автоматизировались центральные офисы организаций, то теперь внедрения охватывают их подведомственные и региональные структуры.

А вот пример другого ведущего игрока российского рынка документооборота - компании "Интертраст": в марте 2006 г. был завершен крупномасштабный проект по созданию системы электронного документооборота на базе ПО, разработанного "Интертрастом" для финансовой корпорации "Уралсиб", причем уникальная особенность проведенной работы состоит в том, что в сжатые сроки было одновременно введено в эксплуатацию более трех тысяч рабочих мест. И это, как подчеркнул генеральный директор "Интертраста" Андрей Линев, - не самый крупный из реализованных за последний год проектов.

Одним из признаков стабилизации любого сегмента рынка является формирование явно выраженной группы лидеров, приход ведущих глобальных поставщиков (что мы можем видеть в ERP-сегменте), процессы консолидации участников. В общем-то ничего подобного в области документооборота мы не наблюдаем, и опыт DOCFLOW пока лишь подтверждает это: мы видим постоянный рост числа участников и продуктов. И с большой долей уверенности можно сказать, что спектр предложений, например, региональных разработчиков представлен тут еще далеко не полно.

"Наши" и "варяги"

Еще несколько лет назад одной из любимых тем дискуссии о судьбах российского документооборота был вопрос о перспективах соперничества между отечественными и западными поставщиками. На самом же деле еще год назад мне приходилось отмечать (см. PC Week/RE N 37/2005, с. 44), что острой конкуренции между ними не наблюдается. Скорее здесь виден довольно четкий водораздел: иностранцы поставляют платформы (Documentum, IBM, Microsoft), россияне - решения на их основе. Фактически в качестве комплексного поставщика (платформа + решения) в нашей стране выступают только Documentum и Hummingbird, хотя и они все сильнее делают акцент на платформу и к тому же за последние годы заметно снизили свою активность (особенно вторая) на рынке. Идут в Россию некоторые западные поставщики готовых решений (назовем, например, PayBot), но они погоды явно не делают. А вот такие известные мировые компании, как Open Text, так к нам пока и не пришли.

Так что главным образом конкуренция идет между российскими разработчиками, и вопрос заключается только в том, какую базовую платформу они выбирают - западную (основной выбор между IBM и Microsoft) или свою собственную (таких очень много).

Опять о ERP-решениях

Хотелось бы обратить внимание еще на один важный момент в развитии средств автоматизации предприятий. На самом деле ERP и ECM (Enterprise Content Ma-nagement) - это лишь два самостоятельных, но все же взаимосвязанных пути построения единой информационной среды управления организациями. В какой-то момент они неизбежно должны пересечься и даже начать конкурировать.

Два года назад заметно усилилось представление ERP-решений на DOCFLOW, но, судя по нынешнему мероприятию, то был временный всплеск. И это при том, что как раз ведущие ERP-поставщики (SAP, Oracle) играют все более значимую роль в корпоративном сегменте управления документами, совершенно справедливо делая акцент на решение интеграционных вопросов.

В связи с этим вызывает удивление тот факт, что ведущий российский игрок отечественного рынка ERP фирма "1С" отодвинула куда-то на задний план развитие своих "документоведческих" продуктов ("1С:Документооборот", "1С:Архив"), хотя еще несколько лет назад они числились в лидерах в сегменте малого и среднего бизнеса. А вот Microsoft, наоборот, заметно активизировала свою деятельность в этом направлении, представив на конференции предварительный вариант своей новой ECM-платформы в виде предварительных версий Office 2007, SharePoint 2007 и Windows Workflow Foundation.

Чего нет на DOCFLOW

Приходится с сожалением констатировать и то, что средства интеллектуальной обработки неструктурированных данных (управление знаниями, конкурентная разведка) так и не получили за последние годы достойного звучания на DOCFLOW. Если на прошлых двух форумах были еще попытки представления подобных решений со стороны ряда отечественных и западных компаний, то на нынешнем ничего похожего не наблюдалось.

Да и тема управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM), кажется, была представлена слабее по сравнению с прошлым годом - в основном отечественными разработками. Термины Web Services и SOA, широко используемые в западных публикациях по тематике ECM и Workflow, также практически не упоминались на нашей конференции-выставке. Не говоря уже о таком известном факте, что DOCFLOW - это во многом демонстрация мнений поставщиков "о себе, любимых". Хотя если все эти мнения последовательно прослушать на одном мероприятии, то складывается довольно объективная картина, над которой, как уже было сказано выше, можно поразмышлять...