ПРОГНОЗЫ

Большие изменения ожидают ИТ-подразделения предприятий в ближайшие пять лет. К 2011 г. их штаты сократятся на 20%, а число специалистов, отвечающих за технологические вопросы, уменьшится на 40%. В то же время удвоится численность персонала, занимающегося управлением бизнес-процессами, информационной поддержкой бизнеса и организацией отношений с внешними поставщиками и партнерами. У 75% таких подразделений кардинально изменится роль, исполняемая ими в рамках всего предприятия. Причем 10% из них просто перестанут существовать как отдельные единицы, а еще 10% станут поставщиками стандартных услуг. Все эти прогнозы были озвучены вице-президентом компании Gartner Джоном Махони на московском семинаре, проведенном в середине июня фирмой "Маркет-Визио консалтинг" (www.marketvisio.ru). То, что прогнозы Gartner частенько сбываются, одни объясняют высокой квалификацией ее экспертов, хорошо понимающих тенденции развития отрасли, другие - авторитетом ее бренда, заставляющего ИТ-организации следовать "руководящим указаниям" этой известной аналитической компании. Но и в том, и в другом случае к ним стоит прислушаться.

В чем же причины грядущих изменений? По мнению г-на Махони, их несколько. Все большую озабоченность вызывает разобщенность ИС разных организаций, особенно сильно проявляющаяся в госсекторе. В частности, недавние скандалы в Великобритании, вызванные выходом из-под контроля министерства внутренних дел нелегальных эмигрантов, осужденных за другие преступления, многие эксперты объяснили отсутствием интеграции ведомственных ИС. Аналогичные проблемы, как известно, стоят и перед государственными учреждениями России.

Еще одна фундаментальная тенденция - нарастающая консьюмеризация ИТ: эти технологии становятся предметом массового потребления. Массовый же рынок требует оптимальных и четко функционирующих бизнес-процессов. Следствием этого станет узкая специализация участников ИТ-рынка: потребители должны научиться строить бизнес-процессы и управлять ими, а вендорам придется сосредоточить усилия на создании и предоставлении ИТ-сервисов. Все чаще предприятиями будут приобретаться не программно-аппаратные средства, а услуги. Это означает, в частности, что расходы на ИТ будут проходить по статье текущих, а не капитальных затрат. Кроме того, поскольку ряд функций, выполнявшихся ранее собственным ИТ-департаментом, теперь возлагается на провайдера услуг, отпадает необходимость содержать соответствующих специалистов в своем штате.

ИТ-организации разделятся на две категории - поставщиков услуг и управляющих бизнес-процессами.

В конечном итоге произойдет естественное разделение ИТ-организаций на две категории: одни станут поставщиками ИТ-услуг, другие займутся управлением бизнес-процессами. Столь явный крен в сторону сервисной модели приведет к тому, что на смену аутсорсингу придет так называемый мультисорсинг. Как пояснил г-н Махони, в отличие от традиционных аутсорсинговых контрактов, также допускавших привлечение генподрядчиком множества провайдеров в качестве субподрядчиков, в данном случае все такие контракты, в том числе и соглашение с собственным ИТ-департаментом, будут заключаться и контролироваться заказчиком. Это позволит ему формулировать пункты соглашения по качеству обслуживания (SLA) не на языке ИТ (пропускная способность, время безотказной работы и т. д.), а в терминах бизнеса (скорость прохождения счетов, объемы продаж, сроки доставки и т. п.).

Сказанное выше, впрочем, не означает, что все ИТ-департаменты должны идти единым строем в заданном направлении. Многое зависит от того, в чем компания видит свое предназначение и какие ставит стратегические цели. Все предприятия и их ИТ-департаменты Gartner относит к одному из четырех типов: "шлифовщик" (grinder), "дворецкий" (butler), "командный игрок" (team player) и "предприниматель" (entrepreneur). Первые обеспечивают выпуск устоявшейся номенклатуры товаров и озабочены "вылизыванием" стандартных бизнес-процессов с целью снижения издержек; вторые, в меру своего понимания потребностей бизнеса, готовят предложения по расширению спектра применяемых ИТ и подают их руководству; третьи формируют подобные предложения в тесном контакте с менеджерами основных подразделений, а четвертые автоматизируют комплексные инновационные бизнес-процессы, охватывающие как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию игроков (поставщиков, перевозчиков, страховщиков и др.). Gartner рекомендует ИТ-организациям в ближайшие полтора года определиться, к какому из вышеописанных типов они хотят принадлежать, а также решить, будут ли они поставщиками сервисов или менеджерами бизнес-процессов.

Как считают в Gartner, к 2015 г. 75% предприятий будут формировать свою ИТ-инфраструктуру, приобретая тот или иной набор услуг, причем массовый переход на такую бизнес-модель начнется в 2009-2010 гг., правда, он не затронет ряд отраслей, в которых ИТ слишком тесно связаны с основным бизнесом (банки, авиаперевозки).

Предполагаемая трансформация ИТ-департаментов сопряжена с рядом трудностей и рисков. По мнению г-на Махони, определенные опасения у руководства компаний могут вызывать крупные рискованные проекты по переходу на сервисно-ориентированную архитектуру, а кроме того, перемены только усилят традиционное недоверие бизнес-подразделений к деятельности ИТ-департамента. Для вендоров же переход от модели продаж оборудования и ПО к платежам за фактически предоставленные услуги чреват снижением доходов (возможно, временным).

В какой мере указанные глобальные тенденции будут реализовываться на развивающихся рынках, включая и российский? Докладчик убежден, что локальная специфика существует, но она не очень велика.

В какой степени можно верить представленному Gartner сценарию? По словам Джона Махони, экспресс-опросы участников подобных семинаров в западных странах дают следующий результат: 10% считают такой прогноз слишком смелым, еще 10% - наоборот, чересчур консервативным, а 80% - достаточно правдоподобным. На московском мероприятии (а в нем участвовали руководители ИТ-подразделений известных российских компаний) скептиков оказалось втрое больше, чем оптимистов. Кто ближе к истине? Давайте вернемся к этой теме в 2011 г.

Версия для печати