ИНВЕСТИЦИИ

В то время как правительство РФ решает вопрос о том, какое количество научных сотрудников нужно нашей стране и сколько им следует платить, иностранные компании продолжают привлекать квалифицированных российских специалистов к работе в собственных интересах.

Последний по времени пример подобной активности продемонстрировала корпорация IBM. Хотя она представлена в нашей стране уже более 30 лет, ее руководство не спешило с созданием здесь каких-либо подразделений, специализирующихся на разработках. Свою первую в России лабораторию такого рода IBM открыла только в нынешнем году (официальная церемония по этому поводу состоялась 20 июня).

Между тем, как вспоминает академик РАН Евгений Велихов, он пытался наладить более тесное сотрудничество с американской корпорацией еще в ту пору, когда один из бывших ее руководителей - Томас Уотсон - выполнял обязанности посла США в Советском Союзе. Правда, времена тогда были совсем другие...

Наверное, осторожность корпорации в отношении инвестиций в нашей стране отчасти объясняется ее предыдущим негативным опытом, в частности итогами проекта сборки персональных компьютеров в Зеленограде. Известно, что в 1994-м в России был принят закон, который отменял освобождение IBM от налогов на импортируемые детали (их стоимость на тот момент составляла от 8 до 9% от цены ПК), о чем корпорация прежде договорилась с российским правительством, и поставил ее в невыгодное положение по отношению к импортерам, закупавшим дешевые компьютеры в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

В течение ближайших трех лет IBM инвестирует в свою российскую лабораторию 40 млн. долл.

Однако с тех пор многое изменилось, в том числе и инвестиционный климат в стране. По мнению Дженнифер Трелевич, российское правительство создало очень хорошие условия для зарубежных инвестиций, особенно в ИТ-секторе. Это обстоятельство наряду с бурным ростом отечественного рынка ИТ (по информации IDC, его объем в прошлом году достиг 12 млрд. долл., а темпы прироста составили 25,4%), высоким уровнем образования российских специалистов (в первую очередь математиков и инженеров), давним интересом нашего рынка к мэйнфреймам и намерением укрепить технологическую экспертизу корпорации на локальном уровне и приблизить ее к местным клиентам стало причиной, обусловившей решение об открытии лаборатории разработок IBM в России.

Дженнифер Трелевич, возглавившая новую лабораторию систем и технологий (Russian Systems and Technology Lab, RSTL), сообщила о том, что к настоящему времени под ее началом находится четыре десятка сотрудников, но уже до конца лета персонал RSTL вырастет до 70 человек, а к концу нынешнего года в ней будет насчитываться около сотни штатных единиц. Костяк команды составили специалисты, имеющие большой опыт работы в ИТ-сфере (73% из них - не менее пяти лет). По словам г-жи Трелевич, IBM намерена привлекать к работе в лаборатории не только москвичей, но и представителей других регионов страны и даже ближнего зарубежья.

Сэмюэль Пальмизано:

“IBM нужны талантливые и

 квалифицированные

специалисты вне

 зависимости от того,

где они живут”

Российские специалисты будут задействованы в проектах по разработке оборудования и программного обеспечения для бизнеса и научных целей. Среди направлений, в развитии которых они будут участвовать, взаимодействуя при этом с исследовательскими подразделениями IBM в США и Германии, назывались совершенствование технологий нового поколения мэйнфреймов (System z) и создание систем BladeCenter на базе процессоров Cell. В задачу RSTL будет также входить сотрудничество с местной командой IBM по продвижению и продаже продукции с целью укрепления присутствия корпорации в России.

Структурно новая лаборатория будет входить в группу систем и технологий IBM (Systems and Technology Group, STG). По словам ее руководителя Рода Адкинса, это подразделение играет в бизнесе корпорации ключевую роль. В сферу ответственности STG входит разработка серверных решений всех уровней, систем хранения на основе дисковых и ленточных накопителей, системного ПО, а также специализированных решений для вертикальных сегментов. Как сообщил г-н Адкинс, инженеры и программисты STG являются генераторами практически половины всех патентов, ежегодно регистрируемых IBM.

В течение ближайших трех лет корпорация планирует вложить в RSTL около 40 млн. долл. и к концу 2008 г. увеличить количество ее сотрудников до 200 человек. Российская лаборатория стала четвертым центром разработок, созданным IBM за последние несколько месяцев (компания сообщала об открытии центра технологий Linux в Сан-Пауло, центра решений и технологий в Бангалоре и лаборатории по разработкам технологий мэйнфреймов в Шанхае).

Как видим, все новые лаборатории открыты в странах с высокими темпами роста (Россия, Бразилия, Индия и Китай). Правда, масштабы инвестиций в них различаются существенно. Скажем, в расширение бразильского отделения центра Linux Technology Center корпорация намерена вложить в этом году 2,2 млн. долл., а в развитие высоких технологий в Индии - 6 млрд. долл. в течение трех ближайших лет.

В заключение отметим, что на церемонии открытия российской лаборатории побывал нынешний глава IBM Сэмюэль Пальмизано. В ходе своего визита в Москву он также встретился с российскими клиентами корпорации.

Версия для печати