АБС
Компания IBS (www.ibs.ru) представила российскому банковскому сообществу систему Kastle, разработанную ее новым партнером - индийской фирмой 3i Infotech (www.3i-infotech.com/emea).
Анатолий Карачинский: “Наша задача
- помочь банкам спроектировать и
внедрить лучшие ИТ-решения”
В развитии банковского дела, считает президент группы компаний IBS Анатолий Карачинский, наступает новый период, когда стратегическое мышление приобретает все большую значимость. Завершился первый этап автоматизации - построение бухгалтерских учетных систем и систем отчетности, важных для функционирования банков. Сегодня банкиры начинают формировать долгосрочную стратегию развития бизнеса, сталкиваясь с необходимостью строить информационные системы (ИС) с учетом постоянного ускорения в развитии ИТ. Ведь именно ИТ обеспечивают поддержку новых финансовых инструментов, динамично осваиваемых банками, - розничного кредитования, ипотеки, банковских переводов и карточек, а также расширение мобильных каналов связи.
Выбор автоматизированной банковской системы
Директор по консалтингу компании Gartner Group Эйа Холмстром около двадцати лет работает в банковском бизнесе (из них последние три года - в России), помогая банкам реализовывать ИТ-стратегии, выбирать вендоров, развивать ИС. Обобщая свой опыт участия в различных международных и российских проектах, г-жа Холмстром считает, что как минимум треть успеха в бизнесе зависит от выбора инструментария и платформы бэк-офисной банковской системы.
В первую очередь необходимо учитывать принадлежность автоматизированной банковской системы (АБС) к тому или иному классу (универсальные, розничные, корпоративные), определяющему сегмент финансового рынка, на специфику которого она ориентирована. Большинство вендоров предлагают базовые системы (Core Banking), как минимум имеющие модули бухгалтерского учета и разработки продуктов, не считая программ, предназначенных для автоматизации работы филиалов и других приложений. Однако необходимо убедиться, советует г-жа Холмстром, что объявленные производителем компоненты действительно существуют, а не находятся в стадии разработки.
Кроме того, есть поставщики, предлагающие создание сквозных решений, но при этом входящие в них модули работают на разных платформах, изготовлены на основе разных версий, относящихся к разным поколениям ПО. Так что следует проверять, действительно ли предлагаемое решение основано на единой платформе. В частности, около сорока поставщиков карточных систем называют свои продукты комплексными, однако карточные операции в России и за рубежом проводятся по-разному. Поэтому и здесь надо проверить, соответствуют ли функции приобретаемой системы применяемой технологии.
Движущие силы, которые побуждают банки к внедрению инновационных решений, могут быть разными. В США, например, главными являются выполнение внутренних правил и норм законодательства, гарантированный уровень обслуживания, минимальные внутренние издержки. В России это прежде всего обеспечение роста бизнеса. Многие российские банки, по данным Gartner, в ближайшие пять лет планируют увеличить свои обороты как минимум в пять раз. Следовательно, для них сегодня масштабируемость и производительность являются определяющими факторами при выборе АБС.
В условиях острой конкуренции важно быстро и своевременно реагировать на вызовы конкурентов и потребности рынка в новых продуктах. Поэтому еще одним необходимым качеством бэк-офисных систем, принимаемым во внимание при выборе банками новых решений, является ориентация на будущее развитие, поддержка инноваций и технологий, позволяющих внедрять новые услуги и продукты.
Вопрос о замене АБС сегодня звучит практически везде, заявила г-жа Холмстром. Причем стоит он не в форме "да" или "нет", а - "когда". В России чаще, чем в других странах, подход к выбору банковской системы делается как к покупке в магазине. Купили систему у одного вендора, затем по мере необходимости приобрели модуль у другого; таким образом собирается зоопарк технологий от разных производителей, а не необходимая масштабируемая, гибкая и производительная система. Некоторые банки используют системы собственной разработки, что порождает зависимость от создавших их людей.
Что нужно сделать, когда приходит понимание того, что необходимо нечто большее, чем покупка дополнительного модуля, то есть требуется заменить всю систему? Прежде всего, считает г-жа Холмстром, надо задуматься, каким банком вы хотите быть, кого вы будете обслуживать (юридических, физических лиц или тех и других), насколько географически широкую предполагается создать сеть подразделений, что будет главным для бизнеса. Все предлагаемые системы имеют свои достоинства и недостатки в каждом из этих направлений, и невозможно найти единое решение, которое обеспечит выполнение любой стратегии. Если банк планирует работать более чем в десяти часовых поясах и заниматься интернет-банкингом, то ему нужно очень надежное решение, способное бесперебойно функционировать в режиме 24х7х365. Следует убедиться, что система поддерживает несколько календарей, а в случае работы на международном рынке - и несколько языков. Обещаемая вендорами масштабируемость предлагаемых решений неодинакова, и существует немало примеров, когда приложение невозможно масштабировать с разумными издержками.
При выборе вендора после проведения презентаций пятью-восемью потенциальными кандидатами список надо сократить до двух-трех наиболее подходящих. Практика показывает, что факторы выбора базовой АБС распределяются следующим образом:
- функциональность - 20%;
- архитектурное решение - от 10 до 20%;
- надежность вендора - от 10 до 20%;
- сложность внедрения - от 15 до 25%;
- надежность и качество поддержки - от 15 до 25%;
- коммерческие аспекты - от 10 до 20%.
Внутренние трудности внедрения определяются, как правило, нереалистичностью отведенных сроков и ресурсов. Много времени тратится на детальное описание проектных требований по новым направлениям бизнеса. Оперативные решения принимаются медленно. Приверженность заказчика к определенному разработчику влечет за собой слабость независимого анализа. Вендор зачастую выдает желаемое за действительное и не обладает необходимыми для реализации проекта ресурсами, что создает внешние трудности и требует юридической проработки на этапе согласования деталей.
Необходимо помнить, говорит г-жа Холмстром, что внедрение базовой банковской системы - чрезвычайно рискованное и сложное дело. Проектная команда должна состоять из лучших ИТ-специалистов банка, а также из представителей бизнес-подразделений, временно освобожденных от обычных обязанностей. На период выполнения проекта следует заморозить все текущие внутренние разработки, использовать передовые методологии управления проектом, документируя его процессы, фиксируя все изменения, учитывая текущие издержки и ресурсы. Необходимо тщательно протестировать ядро системы, интерфейсы и программы конвертирования данных на предмет функциональности, надежности, интегрируемости, удобства работы и пр. "Переход на новую АБС - трудный процесс, и системный интегратор не сможет решить всех проблем. Поэтому берите управление проектом на себя, максимально используя его возможности", - советует Эйа Холмстром.
Kastle - выбор, предлагаемый IBS
Сегодня, когда на смену разнородным АБС приходят комплексные интегрированные системы, роль интегратора, от качества работы которого во многом зависят внедрение и поддержка, существенно повышается. "Сотрудничество с фирмами Misys и 3i Infotech подчеркивает наше стремление дополнить опыт широкопрофильного интегратора знаниями прикладных банковских продуктов, с тем чтобы предлагать банкам законченные решения", - отметил директор департамента IBS по работе с банковскими структурами Алексей Гуревич. Критериями IBS в выборе партнера наряду с функциональностью и другими техническими характеристиками продукта являются надежность компании, ее заинтересованность в работе на российском рынке и понимание предстоящих в связи с этим проблем, готовность вложиться в данный процесс. "В продукте Kastle и подходе, который предлагает 3i Infotech, мы увидели возможность такой поддержки отдельных приоритетных для банка направлений, которая позволяет ему, не ломая своего бизнеса, получить в конечном итоге из разрозненных модулей целостное решение, отвечающее потребностям банка", - пояснил г-н Гуревич.
Семейство продуктов Kastle - Core Banking - поддержка и учет основных операций универсального или розничного банка: кредитов, депозитов, конверсии, расчетно-кассового обслуживания, управляющей и регламентированной отчетности (около 200 готовых форм), а также поддержка многофилиальной структуры в централизованной или распределенной среде. - Universal Lending - поддержка операций кредитования юридических и физических лиц, настраиваемый скоринг (по категориям клиентов, продуктам, точкам продаж и их любому сочетанию), наличие встроенного CRM-компонента, АРМов для партнеров банка (страховых компаний, автодилеров, коллекторских агентств и пр.). - Anti Money Laundering - обеспечивает соответствие требованиям федерального закона N 115 о противодействии легализации ("отмыванию") доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также соответствие требованиям международной комиссии FATF. - Treasury Management - управление казначейством и поддержка торговых операций на всех основных финансовых рынках (от заключения сделок до расчетов по ним). - Risk Management - консолидированное управление рисками: идентификация источников рисков, количественное их измерение и управление в автоматизированном режиме в соответствии с принятой в банке политикой риск-менеджмента. - Electra - поддержка операций по обслуживанию банковских карт и электронных платежей, включая платежи через Интернет. В семейство Kastle входят также система управления активами и пассивами Asset Liability Management, решение по управлению факторинговыми операциями Factoring и модуль Wealth Management (Investment Management Services) для управления инвестициями. |
Система Kastle предназначена для автоматизации как универсальных, так и специализированных банков, в том числе розничных, а также инвестиционных и брокерских компаний. С точки зрения бизнес-процессов это прежде всего фронтальные (взаимодействие с клиентами, партнерами, агентами), мидл-офисные (управление рисками, инвестициями, активами-пассивами и пр.), а также бэк-офисные системы. Структурно Kastle представляет собой семейство интегрированных модулей для автоматизации бухгалтерского и управленческого учета, различных видов кредитования, поддержки торговых операций на финансовых рынках, управления казначейством и пр. Наличие в продукте аналитических инструментов, средств идентификации и консолидации источников риска позволяет сформировать адекватную картину принимаемых банком рисков и управлять ими с целью сокращения убытков. В системе предусмотрена возможность конструирования новых банковских продуктов и использования различных средств доставки.
Утверждается, что каждый продукт на базе Kastle представляет собой логически законченное решение определенной бизнес-задачи, а заложенные в нем технологии ориентированы на интеграцию с любой АБС. Это позволяет на любом этапе развития бизнеса комплектовать необходимую конфигурацию системы и наращивать ее с минимальными усилиями по интеграции в единое целое.
К вопросу о локализации банковских систем
"Немаловажным критерием выбора банковской системы иностранного поставщика является локализуемость продукта", - отмечает ведущий эксперт центра компетенции департамента IBS по работе с банковскими структурами Наталья Городецкая. Хотя в принципе локализовать можно любую систему (это лишь вопрос денег, времени и последующих усилий по ее поддержке производителем), результат не всегда одинаково хорош. В первую очередь АБС должна удовлетворять требованиям местного законодательства, в том числе в области бухгалтерского учета и отчетности - наиболее ответственной для России, где правила отличаются от тех, что приняты в Европе и США.
Важно также и соответствие системы особенностям местной бизнес-практики - более трудный для формализации фактор, нежели законодательный. Простым его примером является наличие в России одиннадцати временных зон и множества субъектов федерации. Ведь без учета такого рода факторов невозможно оценить, как быстро будет производиться "закрытие операционного дня" или какое количество календарей с индивидуальными выходными и праздничными днями должна поддерживать система. Есть и другие, не столь критичные параметры (форматы обмена данными с Центробанком и налоговыми органами, русскоязычные интерфейсы, техническая документация и пр.), требующие локализации.
Привести систему в соответствие с существующими в стране нормативными требованиями можно разными способами, например с помощью стандартных встроенных средств настройки ряда параметров. Это можно сделать и своими силами, не привлекая поставщика. Хуже, когда настройка ведется путем программирования, что более трудоемко и ставит вопрос о дальнейшей поддержке продукта со стороны разработчика. Поэтому при выборе системы важно понимать, для какого объема локализации применимы системные средства настройки и для какого необходимо программирование в ядре, а также кто и как будет этим заниматься.
О компании 3i Infotech Создана в 1999 г. в качестве подразделения крупного индийского банка ICICI Bank. Впоследствии выделилась в отдельную фирму, которая сегодня насчитывает команду специалистов в 2300 человек с офисами в десяти странах и клиентской базой (2 тыс. клиентов) в 45 государствах мира. Является одной из пяти крупнейших индийских ИТ-компаний, ведет разработку решений для банков, финансовых и страховых компаний США и стран региона EMEA. Имеет представительство в Казахстане. |
В случае с решением 3i Infotech проблемы локализации, считают в IBS, не так остры, как во многих других системах, предлагаемых сегодня на российском рынке. Это связано с тем, что каждый продукт на базе Kastle ориентирован на решение той или иной бизнес-задачи и не содержит в себе элементов бухгалтерского учета, в то время как 90% проблем локализации систем для российского рынка лежит в области бухучета и отчетности. Такая идеология их создания была изначально и осознанно заложена разработчиком с учетом предполагаемого использования Kastle в разных странах. Наибольший объем локализации, конечно, приходится на ядро системы (Core Banking), но здесь, как полагают в IBS, вероятным подходом может быть интеграция бизнес-компонентов Kastle с используемыми в банке системами бухгалтерского учета и отчетности.
В настоящее время, как сказала Наталья Городецкая, все модули Kastle находятся в процессе локализации, которую IBS ведет совместно с 3i Infotech. Полностью завершить эту работу планируется нынешней осенью. На базе компании IBS будет создан центр по сопровождению Kastle-решений после их внедрения.