КОНФЕРЕНЦИИ

О необходимости внедрения полноценной системы управления жизненным циклом продукта (Product Lifecycle Management, PLM) на производственном предприятии писалось уже неоднократно, в том числе и в нашем еженедельнике (см, например, PC Week/RE, N 35/2005, с. 40). Тем не менее эта тема продолжает оставаться актуальной, так как, во-первых, количество предприятий, внедривших PLM, пока не очень велико и многие потенциальные заказчики только начинают задумываться над целесообразностью использования таких систем; во-вторых, сама концепция PLM слишком широка, чтобы ее можно было целиком охватить в нескольких публикациях; наконец, в-третьих, немаловажное значение имеет и то, что из опыта реальных внедрений можно почерпнуть много ценного. Злободневность этой тематики в полной мере подтвердила состоявшаяся в Новосибирске международная конференция ISICAD-2006 “PLM+ERP: информационная среда современного предприятия”, организованная компанией ЛЕДАС (www.ledas.ru) при поддержке фирм “СибКонгресс” и “Сиб3”.

Основной задачей форума, проходившего во второй раз, является популяризация концепции PLM среди производственных предприятий, причем упор делается именно на комплексный характер таких решений и необходимость тесной интеграции их компонентов, а также на связи с другими корпоративными системами. Не случайно значительное внимание было уделено интеграции PLM с ERP.

Кеннет Аманн:

“Задачи PLM не исчерпываются

проектированием и производством

изделий, они тесно переплетаются

с функциями других корпоративных систем”

В частности, именно этот вопрос затронул Кеннет Аманн, директор по научным исследованиям аналитической компании CIMdata, специализирующейся в области САПР. Но прежде всего он объяснил, чтo подразумевает концепция PLM. По мнению CIMdata, это объединение технологий, моделей данных и бизнес-приложений, обеспечивающее создание, управление, распространение и использование информации о продукте на протяжении всего его жизненного цикла, включая выработку требований к изделию, его концептуальное и техническое проектирование, моделирование, подготовку производства, выпуск, контроль качества, продажу, послепродажное обслуживание и утилизацию. Таким образом, задачи PLM не исчерпываются проектированием и производством изделий, они тесно переплетаются с функциями других корпоративных систем, таких, например, как SCM, CRM и ERP.

К сожалению, путь к PLM довольно тернист, поскольку на нем еще нередко встречаются проблемы. Важнейшей из них, считает Абделазиз Бурас, профессор Лионского технологического института, является стандартизация. Ведь PLM-система включает целый ряд отдельных компонентов, и для их интеграции необходимо, чтобы они умели “говорить на одном языке”, однако на практике разработчики зачастую придерживаются своих собственных закрытых стандартов. Он уверен, что только разработка и внедрение открытых стандартов позволят успешно решить данную задачу. Первые шаги в этом направлении уже сделаны - в частности, созданы открытые форматы PLM XML и 3D XML. Значительный вклад в этот процесс могут внести университеты - в отличие от поставщиков решений они не связаны грузом уже созданного ПО и не должны решать сиюминутные коммерческие задачи.

PLM - это объединение технологий, моделей данных и бизнес-приложений, обеспечивающее создание, управление, распространение и использование информации о продукте на протяжении всего его жизненного цикла.

Другая проблема, затронутая г-ном Бурасом, на первый взгляд не столь значительна, но на самом деле не менее важна. Это - обеспечение сохранности и доступности данных и знаний о продуктах на протяжении длительного времени. Дело в том, что жизненный цикл изделий может быть гораздо более продолжительным, чем время жизни ПО или носителей информации. Так, “жизнь” самолета или корабля нередко превышает полвека, а за такое время, как показывает практика, электронные носители информации и стандарты кодирования успевают смениться несколько раз. Конечно, задачу физической сохранности данных можно решить, регулярно копируя их и перенося при необходимости на новые носители. Однако пользы от этого будет немного, если через некоторое время не найдется программ, способных эту информацию адекватно использовать. Решением здесь является опять-таки стандартизация, но в данном случае необходимо обеспечить “вечность” стандартов или по крайней мере совместимость будущих приложений со стандартами прошлого.

Такой исторический подход тем более важен, если учесть, что задачи проектирования существуют уже давно. Как подчеркнул создатель системы CATIA Франсис Бернар из компании Dassault Systemes, средства проектирования и управления производством развиваются не одну сотню лет, когда-то все начиналось с бумажных эскизов, набросанных от руки без соблюдения каких-либо правил, а сегодня это уже современные интегрированные системы, реализующие концепцию PLM. По словам г-на Бернара, Dassault вносит определенный вклад в продвижение PLM, воплощая в своих решениях ключевые аспекты этой концепции, такие, как поддержка совместной работы над новыми изделиями, повторное использование существующих разработок и шаблонов, организация взаимодействия с поставщиками, компьютерное моделирование производственного процесса и поведения участвующих в нем объектов.

Абделазиз Бурас призывает к

внедрению открытых стандартов

Популяризации идеи PLM способствует и то, что с недавнего времени ее стали воплощать поставщики “легких” САПР. Например, представители компании Autodesk рассказали на форуме о новых возможностях системы трехмерного проектирования Inventor 11 и средств управления данными Vault и Productstream. Поскольку Autodesk обладает самой большой клиентской базой в области САПР, ее выход на рынок PLM будет способствовать тому, что эта концепция найдет поддержку среди широкого круга пользователей.

В реализации PLM участвуют и “киты” индустрии САПР, и поставщики компонентов, предназначенных для решения отдельных задач, возникающих на протяжении жизненного цикла изделия. Так, фирма ЛЕДАС представила компоненты, которые можно использовать в различных PLM-системах: во-первых, это двух- и трехмерные геометрические решатели LGS 2D и LGS 3D, предназначенные для манипуляций с объектами (вращение, перемещение и т. п.) в создаваемых моделях в соответствии с наложенными ограничениями; а во-вторых, планировщик LEDAS Scheduler, служащий для управления проектами, планирования работы персонала, организации встреч и составления расписаний. А компания ТЕСИС разработала методику совместного использования своей разработки FlowVision и системы Abaqus, с прошлого года принадлежащей Dassault, для задач взаимодействия твердых тел с жидкостями и газами. Решения, подобные LGS и FlowVision, хотя и не являются необходимыми абсолютно для всех пользователей САПР, тем не менее успешно вписываются в концепцию PLM, облегчая конструирование и обеспечивая компьютерное моделирование поведения изделий.

Взгляд со стороны

Представители аналитической компании CIMdata, принявшие участие в ISICAD-2006, отмечают, что сегодня российские производственные предприятия постепенно становятся участниками всемирного рынка. А это означает, что им необходимо научиться противостоять конкурентам и работать с партнерами, разбросанными по всему миру. В связи с этим на первый план выходит перестройка бизнес-процессов и организационной структуры, направленная на повышение гибкости и адаптируемости компании. Одновременно следует переходить к безбумажной технологии ведения бизнеса. Многие предприятия уже осознали необходимость этих фундаментальных перемен, а некоторые даже приступили к их практической реализации. Но в целом Россия пока отстает от Запада в деле внедрения PLM.

Главное, подчеркивают аналитики, отечественным промышленным компаниям необходимо изменить саму культуру работы. Иначе им вряд ли удастся получить от PLM максимальную отдачу. Но у нашей страны есть серьезные преимущества, из которых эксперты из CIMdata выделили значительное количество высококвалифицированных специалистов и большие запасы полезных ископаемых. Переход на PLM позволит их использовать эффективнее и занять достойное место в международном разделении труда.

Немало докладов, прозвучавших на форуме, было посвящено и ERP-системам, ведь технологию PLM реализуют не только поставщики САПР (хотя именно они считаются ее “изобретателями”), но и производители ERP. Так, корпорация SAP познакомила аудиторию с управлением жизненным циклом изделия с помощью решения mySAP PLM, интегрируемого с различными САПР; фирма Appius - с возможностями объединения CAD/CAM-систем с продуктом “1С: Предприятие” посредством решения Appius-PDM, а консалтинговое подразделение компании “Борлас” - с системой управления проектированием и производством, построенной на базе технологий Oracle и UGS. Все представленные разработки, как утверждают их создатели, уже сегодня позволяют на практике использовать преимущества интеграции PLM и ERP, хотя при этом и не лишены некоторых недостатков. В частности, они пока не способны охватить весь без исключения функционал, предусматриваемый концепцией PLM. Есть и определенные трудности с интеграцией ПО разных производителей. Впрочем, если вспомнить о проблемах стандартизации и совместимости приложений, о которых говорил Абделазиз Бурас, становится ясно, что полноценного PLM-решения, бесшовно интегрируемого с полноценной же ERP, в ближайшие годы ждать не приходится.

Но несмотря на все проблемы, внедрение PLM на ряде предприятий уже идет полным ходом. Доклады на эту тему представили Новосибирский завод химконцентратов, Новосибирское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова (НАПО), Томский электромеханический завод, Красноярский завод комбайнов (КЗК), Заполярный филиал ОАО ГМК “Норильский никель”. По содержанию к ним близка и презентация компании АСКОН, посвященная опыту создания единого информационного пространства предприятия путем интеграции PLM и ERP-решений.

Практический опыт этих предприятий полностью подтверждает тезис профессора Бураса о настоятельной необходимости перехода разработчиков ПО на общие открытые стандарты: практически всем предприятиям довелось помучиться при организации работы с помощью решений разных производителей; наибольшие проблемы в этом плане возникают у НАПО, где исторически сложился целый “зоопарк” различных систем - Unigraphics Teamcenter Engineering, Solid Edge, AutoCad, “T-flex/ТехноПро”, “Компас - Автопроект”. Что касается методологии реализации комплексных решений, то здесь весьма поучителен опыт КЗК: внедрение ERP без предварительного создания PLM-системы заместитель директора по развитию завода Николай Лясковский назвал стратегической ошибкой, которую сейчас приходится исправлять.

К безусловным плюсам форума можно отнести его ориентацию не на продвижение решений конкретных производителей (хотя, конечно, маркетинговая составляющая докладов вендоров ощущалась весьма сильно), а на раскрытие концепции PLM и пропаганду значения системного подхода к автоматизации. Разумным шагом со стороны организаторов конференции стало и то, что провести данное мероприятие было решено в Сибири: в отличие от Москвы и Петербурга азиатская часть России не избалована вниманием разработчиков PLM-решений, в то время как значительная часть их потенциальных заказчиков находится именно в этом регионе.

Третий форум ISICAD запланировано провести в Новосибирске с 30 июля по 1 августа 2008 г. Эта дата выбрана не случайно: помимо знакомства с последними достижениями в области PLM, участники смогут полюбоваться редким природным явлением - полным солнечным затмением, которое можно будет наблюдать в это время в районе Западной Сибири.