ПРОГНОЗЫ

На прошедшей в конце марта конференции Convergence 2006 корпорация Microsoft представила план развития своих ERP-продуктов семейства Dynamics (см. PC Week/RE, N 12/2006, с. 1, и N 13/2006, с. 32). В целом он предполагает эволюционную модернизацию существующего сегодня ПО компании двумя этапами (волнами), в ходе которых четыре ключевых ERP-приложения (GP, AX, SL и NAV) должны быть объединены в одну систему, а CRM сохранит свой автономный статус (см. рисунок)*1. При этом для каждой волны был определен перечень решаемых в ее рамках задач. Однако надо сказать, что неконкретность этих планов Microsoft сразу дала большой простор для толкований со стороны аналитиков. Один из наиболее полных комментариев на сей счет сделали эксперты из исследовательской компании Forrester Research (www.forrester.com) в докладе “Microsoft Dynamics Emerges From Wave 1” (“Microsoft Dynamics всплывает из первой волны”). В этой статье мы приведем наиболее интересные, на наш взгляд, выводы этого доклада.

_____

*1 Хотя временные интервалы для каждого этапа определены, представители Microsoft категорически отказывались на конференции обозначать сроки появления единого ERP-продукта. Так что после второй волны может нахлынуть следующая, и, возможно, не одна...

Дорожная карта продуктов Microsoft Dynamics

Волна 1: 2005-2007

Ролевой подход для пользователей. В настоящее время Microsoft выделяет в своих продуктах 61 роль, 15 подразделений и 33 процессные группы как часть модели, которая может быть использована при проектировании деятельности пользователей. Именно фокусировка на поддержке бизнес-ролей и бизнес-процессов является отличительной чертой современных деловых приложений. Опираясь на многофункциональную среду своей офисной системы, Microsoft имеет уникальную позицию на рынке для продвижения в этом направлении. Прошлогодняя реорганизация компании, сопровождавшаяся объединением подразделений MBS и Office, должна упростить решение вопросов интеграции продуктов Dynamics и Office.

 Порталы и средства поддержки групповой работы. Здесь главная роль отводится технологиям SharePoint Portal и SharePoint Services. Кроме того, уже на первом этапе развития Dynamics должна быть выполнена интеграция ERP-продуктов с Live Communicator для мгновенного обмена сообщениями и Live Meeting для многостороннего общения в реальном времени. В целом нужно отметить тенденцию отхода Dynamics от классической клиент-серверной архитектуры и использования “толстого” клиента в сторону технологий Web. Новые механизмы, реализуемые в SharePoint, должны позволить улучшить возможности сотрудничества и управления потоками работ в деловых приложениях.

Применение контекстуальных средств бизнес-аналитики SQL Server. Сейчас все ERP-продукты Microsoft имеют те или иные BI-средства (Business Intelligence). Однако дальнейшее развитие аналитических возможностей связано с использованием универсального BI-слоя, основу которого составляют SQL Server 2005, Excel, а также специализированные приложения (бюджетирование, контроль ключевых показателей). В такой общий BI-компонент может превратиться и FRx - специализированное деловое решение Microsoft для выпуска финансовой отчетности (Financial Reporting).

Интеграция и расширение через Web-сервисы. Усиление поддержки Web-сервисов связано с переходом от двухуровневой архитектуры к трехуровневой, которая сегодня лучше всего реализована в Mic-rosoft Dynamics AX. В этой связи нужно отметить, что именно Dynamics AX в силу своих технологических и функциональных качеств явно начинает играть лидирующую роль в процессе объединения всех ERP-решений Dynamics. Microsoft предпринимает усилия по переносу внутренних языков своих продуктов (включая X++ из AX) в единую среду Visual Studio и .NET Framework.

Волна 2: 2008-2009 и последующие годы

  Настраиваемость и упрощение процесса разработки. Общая тенденция развития Microsoft Dynamics - движение от кодирования программ к модельно-ориентированной разработке на базе Visual Studio .NET. Вторая тенденция - возможность управления системой путем конфигурирования ее функциональности бизнес-аналитиками (или самим заказчиком) с минимальным привлечением разработчиков или ИТ-специалистов. Это особенно важно для ERP-решений нижнего уровня, которые сегодня представлены Dynamics NAV и Dynamics SL. Процесс интеграции продуктов Dynamics и Visual Studio уже идет, но решительных перемен тут следует ожидать с появлением Windows Vista (точнее, технологий WinFX) и следующей версии Visual Studio Orcas.    

Расширенные возможности пользовательского интерфейса. Здесь нужно ожидать продолжения движения в сторону ролевой концепции, а также применения новых технологий навигации пользователя, поиска и представления информации, которые появятся в Windows Vista и Office 2007. И вообще нужно помнить, что именно ярко выраженная ориентация приложений на широкий круг конечных пользователей является традиционным “фирменным знаком” Microsoft.

 WorkFlow и процессно-ориентированное проектирование. Отсутствие хорошего WorkFlow-механизма - один из главных недостатков нынешних ERP-решений Microsoft, реально тормозящий продвижение их на рынок и затрудняющий борьбу с серьезными конкурентами в этой сфере. Сегодня данные приложения используют технологию предупреждающих сообщений и оповещений, но это не управление потоками работ (WorkFlow), которое подразумевает процессно-ориентированную архитектуру приложений. Судя по всему, решительный перелом в развитии указанных продуктов Microsoft (причем не только семейства Dynamics) будет связан с выпуском новых платформенных технологий Windows Communication Foundation и Windows WorkFlow Foundation.

 Формирование набора лучших функций из разных приложений. Каждый из сегодняшних ERP-продуктов Microsoft имеет свои сильные стороны, и вполне понятно желание сохранить их в будущем едином решении. Хотя реализовать на практике это непросто: создать одну программную систему, которая одинаково хорошо подходила бы разным категориям заказчиков (малых, средних, крупных), - это почти нереальная задача. К тому же очень важно, чтобы продукт был адаптирован для конкретных стран и регионов. С учетом вышесказанного вопрос о том, что же будет представлять собой будущий единый Microsoft Dynamics, остается сегодня открытым (сама Microsoft отвечает на него весьма уклончиво). Наиболее реальным вариантом представляется такой: создание единой технологической платформы, максимальная унификация функциональных компонентов и формирование некоторого набора базовых прикладных решений.

Тесная интеграция с Microsoft Dynamics CRM

Этот пункт на рисунке не отражен, но о нем постоянно говорилось на Convergence’2006. Версии Dynamics GP и Dynamics SL, выпущенные за последние полтора года, уже сейчас демонстрируют высокий уровень взаимодействия с CRM-продуктом, хотя линейки AX и NAV продолжают развивать собственную CRM-функциональность. Но в долгосрочной перспективе все CRM-инструменты будут сосредоточены в одном продукте, который сохранит свою автономность.

Как готовиться к преодолению волн Microsoft Dynamics

Тем, кто ориентируется на применение продуктов Microsoft Dynamics, эксперты из Forrester рекомендуют следовать их советам.

   - Осваивайте технологии .NET. Заказчикам нужно немедля двигаться в сторону стандартизации своих информационных систем на базе ПО связующего слоя Visual Studio + .NET, а также других платформенных технологий Microsoft, таких, как SharePoint 2007 и SQL Server 2005. Но надо иметь в виду, что полная интеграция всех средств такого рода ожидается лишь к концу текущего десятилетия. И еще следует помнить, что эволюция Microsoft Dynamics - это процесс, который может отклоняться от объявленных некогда планов как по срокам, так и по содержанию решаемых задач. Этот совет относится и к ERP-системам других вендоров, которые ориентируются на платформенную стратегию Microsoft, например Epicor и Scala.

 - Помните о границах применимости. Продукты Microsoft Dynamics хорошо работают в малых и средних компаниях или в подразделениях многонациональных корпораций. Однако в последнем случае нужно уделять большое внимание вопросам стандартизации и уменьшения числа используемых копий приложений, скажем, для того, чтобы упростить консолидацию финансовых данных и построение сложных отчетов.

  - Следите за отраслевым опытом. Самым разным категориям средних заказчиков стоит обратить внимание на систему Microsoft Dynamics AX 4.0, которая должна появиться на рынке в июне (российская версия ожидается в сентябре). В ней будет много существенных отличий от Axapta 3.0 четырехлетней давности. Североамериканским предприятиям и государственным организациям локального уровня лучше подойдет GP 9.0 с его развитыми возможностями управления финансами. Для проектно- и сервисно-ориентированного бизнеса предпочтительнее Dynamics SL 6.5. И наконец, Dynamics NAV несомненно понравится небольшим производственным и торговым компаниям.

 Ключевой вывод. Медленно, но уверенно Microsoft становится реальным конкурентом ERP-поставщиков корпоративного уровня. Когда “вторая волна” останется позади, мы скорее всего увидим, что продукты Dynamics вступят в конкуренцию с решениями нынешних лидеров - Oracle и SAP.