ИТОГИ

Объем продаж бизнес-приложений Oracle вырос в 2006 финансовом году (он завершился 31 мая) на 66%. Самое удивительное в данном сообщении то, что эта цифра относится не к России, а к мировому рынку ERP в целом. Более того, впервые за последние годы рост данного показателя в нашей стране (50%) был ниже общемирового. И хотя прошедший год для представительства Oracle в СНГ оказался весьма успешным, указанные выше цифры показывают, что наше предположение о замедлении роста отечественного рынка систем корпоративного управления (см. PC Week/RE, N 11/2006, с. 1) близко к истине.

Успехи Oracle на ниве ERP можно было бы объяснить тем, что за последние полтора года корпорация купила ряд крупных вендоров (самым памятным было поглощение PeopleSoft) и их продажи просто арифметически прибавились к показателям Oracle. Однако, как заявил недавно президент корпорации Чарльз Филипс, в IV квартале, когда продажи бизнес-приложений увеличились на 83%, так называемый органический рост (не учитывающий доходы купленных за последний год фирм Siebel и Retek) тем не менее составил 56%.

Борис Щербаков:

“Мы сохранили завоеванное в прошлом году

шестое место в регионе EMEA, куда входят

56 государств, и уступаем только лидирующей

пятерке стран Европы с развитой экономикой”

Существенная часть бизнеса Oracle приходится на базовые технологии (СУБД и связующее ПО Fusion Middleware). Но поскольку продажи соответствующих продуктов за последний год увеличились лишь на 9%, валовый доход Oracle за год вырос на более скромные 22% и составил 14,4 млрд. долл. В странах СНГ объем продаж лицензий увеличился на 35%, что для региона EMEA, где динамика была весьма низкой (10%), очень неплохой результат, хотя это и значительно меньше, чем было в прошлом году (тогда продажи выросли на 60%). Генеральный директор Oracle СНГ Борис Щербаков с гордостью заявил: “Мы сохранили завоеванное в прошлом году шестое место в регионе EMEA, куда входят 56 государств, и уступаем только лидирующей пятерке стран Европы с развитой экономикой”.

Стоит отметить, что даже на вяло растущем рынке базовых технологий Oracle в мире в целом получает 70% своих доходов именно от них. В немалой степени это объясняется наличием многолетних контрактов с давними клиентами по обновлению ПО и технической поддержке. Доходы по таким контрактам в прошедшем году составили 4,38 млрд. долл., в то время как продажи новых лицензий на базовые технологии принесли корпорации лишь 3,6 млрд. долл. Упомянутые выше результаты представительства Oracle в СНГ относятся только к продажам новых лицензий. Когда я спросил у Бориса Щербакова, каковы пропорции между продажами лицензий и услуг техподдержки в нашей стране, он ушел от прямого ответа, но с грустью заметил, что в близком по масштабам бизнеса представительстве корпорации в Бразилии доходы от поддержки втрое выше, чем в России. По мнению г-на Щербакова это объясняется высоким уровнем нелегального использования ПО. Мне кажется, не стоит сбрасывать со счетов и сохранившийся с далеких времен менталитет наших специалистов, привыкших разбираться во всем самостоятельно.

Нельзя не обратить внимания и на тот факт, что впервые в истории Oracle доходы от продаж базовых технологий и бизнес-приложений соотносятся как 70:30 (на протяжении многих лет было 80:20). Это означает, что смещение фокуса корпорации в сторону чрезвычайно активного рынка ERP-систем начинает приносить реальные плоды. Как заявил Борис Щербаков, в нашей стране указанное соотношение находится все еще на уровне 80:20. Возможно, такое положение связано с тем, что купленные Oracle поставщики бизнес-приложений в России практически не работали.

В близком по масштабам бизнеса представительстве Oracle в Бразилии доходы от услуг техподдержки втрое выше, чем в России.

Наиболее крупные проекты по внедрению Oracle E-Business Suite проводились в Сбербанке, МТС, “ВымпелКоме”, МВД, ТНК-ВР, “Соник Дуо”, Федеральной налоговой службе, “Северо-Западном телекоме”, Государственной налоговой администрации Украины, Правительстве Москвы и “Российских железных дорогах”. За год в СНГ появилось 35 новых заказчиков (в прошлом году было 28), но об одном из них следует сказать особо. Стартовавший в январе проект в Федеральном казначействе РФ (см. PC Week/RE, N 48/2005, с. 1) признан руководством Oracle крупнейшим проектом года во всем мире. Высок спрос на решения Oracle со стороны предприятий химической и металлургической отраслей, энергетики и транспорта. В аптечной сети “36,6” ведется первый проект по развертыванию системы Oracle Retail (на базе продукта Retek). Появились также заказчики, заинтересовавшиеся CRM-системой Siebel.

Большой успех достигнут в рамках программы продвижения базовых технологий Oracle на рынок СМБ. Продажи в этом сегменте выросли на 75%, что объясняется гибкой ценовой политикой и активным развитием партнерской сети: за год таких партнеров стало в 2,5 раза больше, а поставки технологических продуктов через ISV-разработчиков за последние два года увеличились вчетверо.

В новом году руководство Oracle СНГ намерено активизировать свою деятельность в регионах, включая и государства ближнего зарубежья. Пока заметный вклад здесь дают лишь две страны - Украина и Казахстан (по 9%), а львиную долю доходов (более 80%) обеспечивает бизнес в России. Возможно, ситуация изменится после запланированного на этот год открытия офисов Oracle в Азербайджане и Белоруссии.

Версия для печати