КОНФЕРЕНЦИИ

История проводимой компанией ICL-КПО ВС (www.icl.kazan.ru) конференции для производственных предприятий, интересующихся вопросами внедрения современных информационных технологий, берет начало в 2002 г. (см. PC Week/RE, N 20/2002, с. 5); тогда одним из важнейших был вопрос о том, способна ли концепция ERP вообще работать на практике. На нынешнем мероприятии, приуроченном к 15-летию фирмы-организатора и собравшем более 100 руководителей и ИТ-специалистов предприятий со всей страны, подобных сомнений уже ни у кого не было и речь шла прежде всего о практике применения ИТ-решений для управления бизнесом и возникающих при этом проблемах.

Как отметил в своем докладе аналитик ICL-КПО ВС Рафаэль Усманов, одной из тенденций в управлении предприятием стал отказ от требования успешного завершения каждого проекта и связанной с этим практики уклонения от возможных рисков: в условиях высококонкурентного, динамичного и слабо предсказуемого рынка подобная практика себя не оправдывает. Сейчас признается, что большинство проектов могут оказаться неудачными, что избежать серьезных рисков невозможно - а значит, нужно научиться ими управлять. Классическая ERP-система, однако, реализует только задачи оперативного управления производством, поэтому ее надо дополнить системой управления проектами.

С другой стороны, необходимость быстро менять номенклатуру выпускаемой продукции для оперативного реагирования на запросы заказчиков и изменения рыночной конъюнктуры требует наличия эффективной системы конструкторской и технологической подготовки производства, причем она должна быть тесно связана с ERP-системой. В частности, нормативные данные о структуре изделия, техпроцессе и используемых ресурсах формируются на основе данных, поступающих из PLM-системы. Именно вопрос интеграции ERP, PLM и системы управления проектами сегодня наиболее актуален для многих средних и крупных производственных предприятий.

Однако наличие автоматизированной системы управления само по себе не гарантирует положительных результатов: она всего лишь инструмент, который необходимо правильно использовать для решения правильных задач. Весьма жестко и в то же время точно эту мысль сформулировал начальник управления ИТ электромашиностроительного завода ЛЕПСЕ (г. Киров) Сергей Суханов: "Автоматизация бардака дает автоматизированный бардак в квадрате". На этом предприятии в свое время была написана собственная АСУП, но она реализовывалась, исходя из сложившейся практики работы, которая зачастую не соответствовала современным реалиям. В итоге в 2005 г. было принято решение построить АСУП заново, взяв за основу коммерческий продукт, а параллельно внести необходимые коррективы в производственную практику.

По мнению Алсу Хайруллиной, заместителя генерального директора по экономике корпорации РАССТАЛ (г. Набережные Челны), грамотно реализованная АСУП не только улучшает управляемость предприятия и его финансово-экономические показатели, но и дисциплинирует людей. Так, одной из важнейших проблем РАССТАЛа была низкая достоверность - порядка 50% - данных по складским запасам в официальной базе данных, точными сведениями располагали лишь непосредственно кладовщики, которые вели собственные базы. После внедрения ERP-системы Microsoft Axapta достоверность повысилась до 90%, причем во многом это было достигнуто "строгостью" новой системы, не допускавшей вольностей с закупкой и учетом материальных ценностей и вынуждавшей сотрудников следовать ее требованиям.

АСУ всего лишь инструмент, который необходимо правильно использовать для решения правильных задач.

Свои сложности и у екатеринбургского завода "Пневмостроймашина". Это предприятие выпускает широкий спектр гидравлического и пневматического оборудования - так, одних гидронасосов и гидромоторов изготавливается порядка 300 модификаций. Для успешной работы предприятию такого масштаба совершенно необходима тесная интеграция PLM- и ERP-систем, но этого мало: в PLM надо внести всю конструкторскую документацию по выпускаемым изделиям, а это предполагает огромный объем ручной работы. Заместитель исполнительного директора завода Михаил Пырьев отметил, что важнейшей проблемой оказался пресловутый человеческий фактор: новая организация работы требовала непривычной точности и аккуратности во всем, не говоря уже о значительном труде по вводу информации об уже существующих изделиях. Не обошлось и без жестких административных мер - вплоть до смены главного конструктора завода, хотя в основном внедрение шло все-таки методом пряника, а не кнута.

Опыт этих и других предприятий (свои доклады на конференции представили также компании "Диаконт", "Тиротекс", ЗЭиМ) позволяет сделать два вывода. Во-первых, успешная деятельность предприятия возможна лишь при грамотном выстраивании бизнес-процессов и их неукоснительном соблюдении, а это требует в первую очередь решения организационных и кадровых проблем; используемые же при этом информационные системы играют важную, но вспомогательную роль инструмента. Во-вторых, в большинстве случаев следует применять несколько тесно интегрированных ИС. Так, в машиностроении упор должен делаться на связку PLM- и ERP-систем, в проектном производстве - на систему управления проектами и САПР и т. п. В свете этих выводов становится понятным, что компания, поставляющая ИТ-решения, зачастую должна выступать в роли не только системного интегратора, но и бизнес-консультанта, при необходимости помогая заказчикам оптимизировать сложившуюся у них организационную структуру и бизнес-процессы, чтобы извлечь максимальную выгоду из применения современных информационных технологий.