ПЕРСПЕКТИВА
Недавно я побывал в Бостоне на одном мероприятии по вручению технологических наград, где Николас Негропонте, основатель и председатель организации One Laptop Per Child, показал действующую модель ноутбука стоимостью $100. С гуманитарной точки зрения проект очень привлекателен. Вкладывая в руки детей из малообеспеченных семей такую мощную вещь, как ноутбук, мы в конечном счете повышаем их перспективы в жизни.
Однако ноутбук за $100 (вначале, он, видимо, будет стоить $135 с перспективой подешеветь за несколько лет до $50) может привлечь и компьютерного фаната. Если не обращать внимание на его ярко-оранжевый цвет и стиль в духе витрины онлайнового детского магазина Fisher Price (см. фото), это очень недурная машинка. Вы не упадете от ее аппаратных характеристик (процессор с тактовой частотой 500 МГц, 128 Мб ОЗУ и флэш-диск объемом 512 Мб), однако другие аспекты этого стодолларового ноутбука преподают неплохие уроки производителям переносных бизнес-ПК.
Начнем с энергопотребления. Предлагаемое устройство будет потреблять меньше 2 Вт. Если сравнить эту цифру с энергопотреблением большинства современных ноутбуков, обычно составляющим от 20 до 25 Вт, получается, что такая система, питаемая от стандартной для ноутбуков батареи, сможет работать без дозарядки в 10 раз дольше.
У нее есть и ряд других интересных особенностей, таких, как встроенная поддержка беспроводных ячеечных сетей, позволяющая взаимно соединить несколько ноутбуков. Даже при отключении ноутбука он сможет продолжать работать как беспроводной ячеечный маршрутизатор.
Детский ноутбук можно сложить в форме грифельной доски, он достаточно прочен и легок в переноске, а картинка на его экране видна даже при прямом солнечном свете (как бы мне найти подобный же "взрослый" ноутбук?).
Вы скажете, что все это далеко от требований большинства бизнес-приложений? Однако подумайте над тем, что One Laptop Per Child сегодня ведет переговоры с правительствами семи (дальше - больше) государств о поставке стодолларового ноутбука в их страны. По словам Негропонте, его группа рассчитывает в первый год поставить 100 млн. этих устройств.
А вдруг эти оценки завышены? И группа развернет лишь половину от намеченного? Что ж, и 50 млн. больше общего числа продаваемых за год остальных ноутбуков.
По-моему, любой продукт, поставляемый в количестве 50-100 млн. единиц в год, должен повлиять на общую ситуацию. Microsoft публично раскритиковала эту систему, однако есть информация, что корпорация работает над предназначенной для стодолларового ноутбука версией Windows. И если сообщество покупателей убедится, что можно создавать более дешевые и более эффективные системы, производителям ноутбуков придется чем-то на это ответить, особенно в смысле энергопотребления.
Подозреваю, что упрощенная функциональность стодолларового ноутбука подействует и на опции предлагаемых "взрослых" систем. Конечно, его аппаратные параметры весьма скромны, однако он вполне позволяет путешествовать по Web, пользоваться электронной почтой и решать офисные задачи - а это практически 99% функций, выполняемых любым другим ноутбуком. По-моему, многие компании и многих мобильных пользователей заинтересовала бы прочная, экономичная и портативная система стоимостью ниже хотя бы $500.
Я бы хотел приобрести одну или пару столь же эффективно сконструированных систем. Мне они кажутся более полезными и привлекательными, чем пышно рекламируемые переносные системы для игр и развлечений с весьма сомнительной ценностью для делового применения.
Убежден, мир корпоративных технологий обязан приветствовать и поддерживать инициативу One Laptop Per Child - и в гуманитарном плане (уверен, что с дальнейшим прогрессом программы технологическое сообщество найдет возможности для ее спонсорской поддержки), и в плане ее перспективных технологических перемен.
С директором eWeek Labs Джимом Рапозой можно связаться по адресу: jim_rapoza@ziffdavis.com.