СЛИЯНИЯ

Компания объявила о покупке Mercury Interactive

25 июля корпорация HP (www.hp.ru) объявила о подписании соглашения о приобретении Mercury Interactive (www.mercury.com), одного из ведущих мировых производителей программных инструментальных средств, предназначенных для тестирования, настройки и мониторинга корпоративных информационных систем. Как обычно, для официального завершения сделки (в том числе ее одобрения со стороны регулирующих органов США) потребуется еще несколько месяцев, но уже сейчас это событие можно смело отнести к числу крупнейших и наиболее значимых на ИТ-рынке.

Об этом говорит хотя бы размер покупки - 4,5 млрд. долл., которые HP заплатит за всю компанию, что соответствует чистому сальдо между ее активами и долгами. Но суть, конечно, не в деньгах. Как считают эксперты, этот шаг HP свидетельствует, с одной стороны, о признании важности идей сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) в реализации современной ИТ-инфраструктуры предприятий, а с другой - о понимании HP необходимости представления заказчикам более полного набора ПО для повышения эффективности использования ИТ-ресурсов.

HP после покупки несколько лет назад Compaq по объему (86 млрд. долл. в 2005-м финансовом году) и, главное, по спектру предлагаемых продуктов и услуг вышла примерно на один уровень с традиционным лидером ИТ-отрасли корпорацией IBM. Поэтому корректировку позиционирования HP на рынке, наверное, стоит оценивать с учетом конкуренции именно с Голубым гигантом. Сравнивая бизнес двух ведущих компаний, легко заметить что софтверное направление IBM равно почти 16 млрд. долл., HP - немногим более 1 млрд. долл. Из этого соотношения понятно, что софт сам по себе не представляет для HP самостоятельного делового интереса. Но при этом, безусловно, играет очень важную роль в плане поддержки ключевых направлений работы компании в области корпоративных решений и услуг, развиваемых подразделениями Enterprise Storage & Servers (годовой оборот - 16,7 млрд. долл.) и HP Services (15,5 млрд. долл.).

Структура доходов Mercury Interactive,

по данным за II квартал 2005 г.

Но "мал золотник, да дорог" - программный комплекс HP OpenView уже много лет является не просто одной из ведущих систем сетевого и системного управления, но как раз тем лидером, который в свое время фактически сформировал данный сегмент рынка ПО. И все же для решения современных задач управления ИТ-инфраструктурой его возможности нужно расширять, и технологии Mercury призваны существенно помочь в этом деле. О значимости данного приобретения красноречиво говорит тот факт, что в результате его HP сможет почти удвоить свой доход в сфере ПО.

Представляем: Mercury Interactive

С технологиями Mercury Interactive хорошо знакомы сотрудники ИТ-подразделений крупных российских компаний, но все же широкому кругу ИТ-специалистов продукты и сама компания пока не очень известны. На страницах профессиональной прессы о ней тоже почти не сообщалось. Так что имеет смысл рассказать о Mercury, тем более что она олицетворяет собой новые перспективные направления развития корпоративного ПО.

Компания была образована в 1989 г. и уже более 12 лет работает как публичная корпорация. В ней трудится около 2700 человек, ее представительства находятся в 26 странах мира (в России есть только партнеры). В 2005-м ее доходы составили 843 млн. долл., при этом динамика годового роста бизнеса Mecrury весьма значительна - 35 и 23% соответственно в 2004 и 2005 гг. Доходы компании складываются из поставок ПО и оказания ИТ-услуг заказчикам (рис. 1). Продукты Mercury недешевы, а потому круг ее клиентов - крупные корпоративные заказчики, преимущественно из списка Fortune 1000, те, кто может себе позволить устанавливать продукты Oracle, SAP, использовать мэйнфреймы IBM и т. д.

Сама компания так определяет направление своей деятельности (создание программных средств и предоставление услуг): оптимизация деловых технологий (Business Technology Optimization, BTO), которая направлена на тесную увязку используемых заказчиками технических решений с задачами основного бизнеса предприятий. И все это с учетом как законодательных актов (в частности, Sarbanes-Oxley и Basel II), так и отраслевых рекомендаций, в первую очередь IT Infrastrucrure Library (ITIL). Mercury фокусируется на разработке ПО для управления портфелями проектов и предложений, уровнем предоставляемых бизнес-услуг, для поддержки качества и производительности программных систем, управления изменениями приложений.

HP Mercury vs. IBM Rational

Сделка между HP и Мercury во многом напоминает покупку корпорацией IBM компании Rational в начале 2003 г. Обе - Mercury и Rational - это крупные софтверные компании примерно с одинаковым объемом доходов (700-800 млн. долл. в год на момент заключения сделок). Однако важней то, что они являются главными конкурентами в быстроразвивающемся сегменте средств тестирования ПО. Отметим и то, что три с половиной года назад IBM заплатила за Rational в два раза меньше - цены на софтверный бизнес растут!

Нетрудно заметить, что все это связано с такими задачами, как управление ИТ-услугами (ITSM) и жизненным циклом приложений (ALM). Но что касается ALM, то Merсury делает основной акцент не на разработку ПО (как, например, Rational или Borland), а на его внедрение и сопровождение в конкретных корпоративных системах.

Все свои технологические решения Mercury строит вокруг предложенной ею модели Mercury Optimization Center (центра оптимизации), нацеленной на решение задач служб контроля качества ИТ-подразделений крупных компаний и рассчитанной в первую очередь на специалистов, ответственных за производительность и качество ПО от стадии проектирования до промышленной эксплуатации*1. Портфель основных продуктов компании выглядит следующим образом (рис. 2):

_____

*1 В названиях продуктов и услуг Mecrury часто встречается слово "governance". Оно часто переводится как "управление", но не нужно его путать с термином "management". Governance - это скорее руководство (например административными методами) людьми и проектами, а не управление технологическими процессами.

- Merсury IT Governance Center - используются CIO и руководителями ИТ-подразделений для управления сотрудниками, проектами (в том числе отданными на аутсорсинг) и процессами в режиме "ИТ-служба как бизнес-подразделение";

- Quality Center и Performance Center - два продукта категории Application Delivery (доставка приложений), которые используются разработчиками и тестировщиками для функционального и нагрузочного тестирования, а также настройки бизнес-приложений до и после их развертывания на предприятии;

- Business Availability Center - ПО класса Application Management (управление приложениями), применяемое специалистами групп поддержки для оптимизации производительности и доступности работающих приложений, обеспечивает проактивный подход к решению ИТ-проблем.

Взаимная заинтересованность

Из приведенного выше описания технологий и модели бизнеса Mercury понятна привлекательность компании для HP. Так, комментируя сделку, руководитель российского подразделения HP Software Сергей Лобов отметил, что эти продукты очень удачно дополнят решения HP OpenView, предназначенные для централизованного управления ИТ-ресурсами предприятия, и расширят их возможности по управлению релизами и приложениями. Но нужно отметить заинтересованность в сделке и покупаемой стороны.

В одном из обзоров Gartner, опубликованном в начале 2005 г., говорилось, что Mercury продолжает (!) лидировать в сфере систем обеспечения качества приложений на всех этапах их жизненного цикла и, по прогнозам, будет удерживать как минимум 50% этого рынка до конца 2007 г. Однако, несмотря на очень хорошие темпы роста Mercury, c перспективами ее бизнеса все обстоит не так просто.

Семейство продуктов Mercury BTO Enterprise

В том же отчете Gartner конкурентом Mercury представлена компания Compuware, но в последнее время эксперты все чаще главным соперником называют Rational. Собственно, до недавнего времени интересы Mercury и Rational пересекались в основном в сфере средств тестирования. При этом, по мнению наблюдателей, если еще два-три года назад явным лидером тут была Rational, то сейчас на первые позиции вышла Mercury. Правда, эти две компании (теперь уже IBM и HP) подходят к данной проблеме с разных сторон: Rational делает акцент на тестирование в процессе создания ПО, а Mecrury - на этапе внедрения и сопровождения конкретных проектов у заказчиков.

Однако конкурентная ситуация стала меняться после того, как к названию Rational три года назад прибавилась весомая приставка "IBM". Во-первых, IBM начала трансформировать продукты Rational из сугубо разработческой системы в полноценную ALM-платформу, в которой теперь (также за счет приобретений) появились и средства управления портфелями проектов (см. PC Week/RE, N 22/2006, с. 1). Во-вторых, глобальные ресурсы IBM позволили существенно расширить присутствие Rational на рынке, в том числе в географическом плане. А как мы видим на примере новейшей истории ИТ-отрасли, выйти на новые региональные рынки даже для компаний с оборотом порядка 1 млрд. долл. - задача очень сложная.

Скажем о другом важном игроке на ALM-рынке - о корпорации Borland. Она также имеет достаточно полную и динамично развиваемую ALM-платформу, кстати, быстро пополняемую средствами управления ИТ-проектами. Правда, Borland скорее ориентируется на рынок средних заказчиков, в то время как IBM Rational и Mercury - на крупных клиентов. По мнению генерального директора компании "Аплана" (одного из ведущих российских партнеров Rational) Виктора Вайнштейна, направление HP Consulting отличается своей ориентированностью именно на крупный корпоративный сегмент (в отличие от IBM, у которой более широкий спектр интересов), и потому после вхождения Mercury в состав корпорации трудно ожидать понижения планки технологий Mercury до среднего уровня. Следовательно, основным конкурентом HP Mercury будет все та же IBM Rational.

Кстати, говоря о рынке BTO-продуктов, нужно сказать еще об одном перспективном игроке - Microsoft, которая уже заявила о притязаниях на свою долю в нем. А эта корпорация отличается умением превращать "элитные" технологии в общедоступные, что создает определенные проблемы для специализированных компаний, привыкших снимать сливки при работе с узким кругом избранных клиентов.

Ситуация в России

То, что сделка между HP и Mercury очень полезна для российских заказчиков, совершенно очевидно. У самой Mercury руки до нашей страны дошли бы еще не скоро, а налаженный бизнес HP будет, безусловно, способствовать продвижению относительно новых для нас технологий. Это хорошо видно на примере тех же IBM и Rational. Конечно, крупные клиенты могут себе позволить работать с западными поставщиками и напрямую, и все же сам вывод BTO-продуктов будет способствовать развитию всего рынка. Тут можно привести другой пример - сегмент IT Service Management, который появился в России во многом благодаря именно HP OpenView, а потом стал прирастать приложениями и других компаний. Местные ИТ-эксперты считают, что продукты Mercury будут полезны и для расширения Enterprise-составляющей бизнеса HP в России, особенно в направлении технических и консалтинговых услуг (HP Services).

Как мы уже говорили, технологии Mercury относятся к категории "широко известных в узких кругах". В течение нескольких лет их продвижением в России наиболее активно занималась компания ЛАНИТ, имевшая статус реселлера. Но все это было до середины 2005 г., когда европейское отделение Mercury решило реорганизовать региональный бизнес в соответствии с классической схемой поставок через дистрибьюторов. Возможно, это просто совпадение, но такое решение по времени совпало с усилением в США контроля за финансовой деятельностью корпораций и появлением у Mercury проблем с отчетностью (см. врезку).

Финансовая ложка дегтя

В истории с покупкой компании Mercury Interactive есть один важный финансовый нюанс. В заключительном абзаце пресс-релиза HP по поводу покупки есть такие фразы: "Приобретение будет осуществлено путем предложения покупки всех акций Mercury, находящихся в обращении. Предложение учитывает определенные условия, включающие необходимость заполнения компанией Mercury годового отчета по форме 10-K за финансовый год, завершившийся 31 декабря 2005 г.".

За этими словами скрывается то, что летом 2005 г. у Mercury были обнаружены проблемы с финансовой отчетностью, в том числе в отношении выплат по опциям руководству фирмы. CEO, финансовый директор и генеральный юрисконсульт компании были уволены, Mercury потеряла свое место на ведущей фондовой ИТ-бирже Nasdaq (и до сих пор не восстановила его), а этим делом серьезно занялась американская комиссия по безопасности на фондовом рынке (Securities and Exchange Commission, SEC).

Тогда же компания вынуждена была сделать заявление о том, что ранее опубликованные сведения за 2002-2004 гг. являются недействительными до проведения их перепроверки. Соответственно и текущие сведения о финансовых итогах работы перестали объявляться.

Важный момент в этой истории наступил в начале нынешнего июля: Mercury сделала официальное заявление, что проверки со стороны SEC близки к завершению, уже имеются перепроверенные сведения за 2004 г., и публикация данных за 2005-й ожидается в ближайшее время. Нет сомнений, что объявление HP о покупке Mercury именно сейчас непосредственно связано с тем, что данное дело уже близко к завершению.

В общем-то ничего необычного в этом "финансовом" сбое Mercury нет: достаточно вспомнить о более громких делах WorldCom и Computer Associates в начале нынешнего века. Тем более что в случае Mercury речь идет в основном о внутренних финансовых нарушениях, и данный случай говорит не столько о собственно злоупотреблениях, сколько о достаточно эффективной системе контроля за деятельностью корпораций со стороны государства. И все же ситуация выглядит в стиле "сапожник без сапог": компания, которая предлагает программные решения для контроля за финансовой дисциплиной и соблюдения норм закона Sarbanes-Oxley (Mercury IT Governance Center) была уличена как раз в подобных нарушениях.

Сегодня трудно точно сказать, почему ЛАНИТ не подошла на роль локального представителя Mercury. Возможно, потому, что она все же по сути не дистрибьютор. Хотя назывались и другие причины, из них основная - наш рынок еще не созрел для работы через сеть реселлеров, тем более что после реструктуризации маркетинга Mercury и без того довольно высокие для России цены на ее продукты даже возросли. С середины 2005 г. ЛАНИТ прекратила поддержку этого направления, хотя ее сайт тех времен www.mercury.lanit.ru по-прежнему доступен.

Так или иначе, но дистрибьютором для России была выбрана HPS International, дочерняя структура крупной международной ИТ-компании S&T (www.snt.com)*1. И фактически в нашей стране интересы Mercury представляет московское отделение S&T (www.sntru.com), что, конечно, не очень способствует развитию партнерской сети, поскольку S&T сама является системным интегратором (как и ЛАНИТ) и занимается поставками продуктов заказчикам напрямую. По крайней мере, на сайте www.sntru.com никаких упоминаний о HPS и Mercury найти не удалось (наиболее полный русский ресурс по Mercury на сегодняшний день - "Сервер тестировщиков", www.software-testing.ru).

_____

*1 Наверное, свою роль в выборе партнера сыграло то, что S&T имеет сильные позиции в странах Восточной Европы и является одним из крупнейших системных интеграторов в Австрии, где находится и европейский офис Mercury.

Фактически крупнейший российский партнер Mercury сейчас - Amphora Group (www.amphora-group.ru), на долю которой приходится более половины поставок продуктов Mercury. Эту информацию подтвердил представитель HPS в России Дмитрий Мизерник. Он сообщил также, что если раньше в нашей стране в основном были известны инструменты тестирования Mercury, то за последние два года заметно возрос интерес к средствам управления ИТ-проектами.

Разумеется, сейчас никто не может сказать, как будет реально проходить организационное и технологическое объединение Mercury со структурой HP. Эти процессы начнутся лишь после официального завершения сделки в конце нынешней осени (в утверждении покупки никто не сомневается), а реальные результаты мы, скорее всего, сможем увидеть лишь во второй половине 2007 г.

Версия для печати