БИЗНЕС
Игровая индустрия сегодня - это одна из самых быстрорастущих отраслей в сфере развлечений. Причем все большую популярность завоевывают компьютерные игры формата casual games (досл. "случайные игры", которым пользователи посвящают немного времени, играя от случая к случаю) с яркой красочной графикой, незатейливым сюжетом, простыми правилами и интуитивно понятным игровым процессом. Они привлекают внимание "непродвинутых", обычных пользователей, которые ранее даже не интересовались компьютерными играми. Как правило, эти люди не хотят тратить время на освоение сложных игровых программ и лишь ищут возможность отвлечься минут на 15, чтобы расслабиться и отдохнуть от рутинной работы. По данным компании Shockwave, специализирующейся на маркетинговой поддержке и дистрибуции музыкальных файлов и игровых продуктов, на сегодняшний день в мире насчитывается более 25 млн. поклонников этого формата, играющих как минимум раз в неделю. В целом же за последние четыре с половиной года игры формата casual games загрузили порядка 175 млн. человек.
В основном casual games распространяются через Интернет как условно-бесплатные программы, поэтому пользователь, прежде чем зарегистрировать игру, получает возможность поиграть в нее и понять, насколько она ему интересна. В настоящее время стоимость регистрации составляет в США 19,95 долл., для России стандартная цена - 90 руб. Эта модель активно используется как на игровых разделах таких крупных интернет-порталов, как Yahoo (http://games.yahoo.com/games/front), так и на более мелких.
Изменение дневного оборота по наиболее
популярным играм (тыс. долл.)
Однако casual games распространяются и на CD-дисках (отдельным диском или в составе сборников), существуют версии для мобильных телефонов и таких платформ, как Palm и Windows Mobile (www.astraware.com, www.handyent.com, www.handango.com и т. д.). Кроме того, игры этого формата издаются для телевизионных кабельных приставок (http://zodiacgaming.ru).
Бурный рост на рынке casual games наблюдается последние пять лет (см. врезку), привлекая новых разработчиков и, главное, все более крупные компании и бренды. Примерно 70% оборота в этом сегменте приходится на США и Канаду. Но уже заметен рост других региональных площадок - европейской (особенно немецкой), азиатской, российской.
По данным информационно-аналитического агентства DFC Intelligence, реальный темп роста рынка casual games в два раза опережает прогноз 2004 г. Согласно новым прогнозам, ожидается, что к 2008 г. оборот мировой индустрии casual games превысит 2 млрд. долл. (см. график).
Средняя стоимость разработки игры этого формата в России составляет от 5 до 20 тыс. долл., в США - 50-100 тыс. долл., а вот в разработку Lemonade Tycoon 2 было вложено свыше полумиллиона долларов. Доходность же такой игры зависит от многих факторов, в том числе от ее увлекательности и качества дистрибуции. Самый значительный из известных результатов - 35 млн. долл. (Zuma). Причем, если в 2005-м оборот по хитовой игре в среднем составлял порядка 6 тыс. долл. в день, то в этом году средний оборот хита составляет около 20 тыс. долл. в день, т. е. за год рост оборота по хитовым играм на пике популярности составил более 300% (см. график).
Оборот мировой индустрии casual games (млн. долл.)
По оценкам экспертов, сегодня предлагается уже более 6000 игр формата casual games, над которыми трудились около 500 разработчиков (частных лиц и компаний) по всему миру. Массовый интерес к этим играм привел к тому, что распространение их стало делом не только программистов, издателей и специализированных игровых сайтов, но и крупных онлайновых порталов. Игровые разделы с такими играми есть на Yahoo, Real, MSN и ICQ, использующих разные возможности для привлечения аудитории в раздел "Games" (Yahoo делает это через свой поисковый сервис, Real - посредством популярного медиапроигрывателя Real Player, а MSN - с помощью поискового механизма и статуса "стартовой страницы").
В России первыми на рынок casual games обратили внимание разработчики. Экономический кризис 1998 г. привел к резкому падению цен на CD-версии игр, и делать крупные, долгие и дорогие игровые проекты при низкой цене копии (компании-производителю доставалось около 20 центов) стало сложно и рискованно. Поэтому игровые команды обратились к онлайн-продажам небольших игр, которые можно быстро написать и достаточно быстро окупить, продавая их через Интернет на Западе. Пионерами в этом направлении стали российские компании Alawar Entertainment, KraiSoft Entertainment, Puzzle Lab, сейчас же создателей и издателей игр этого формата из России, Белоруссии и Украины насчитывается уже десятка три.
Разработчики casual games с постсоветского пространства добились значительных успехов. За последние пять лет от них в "Top 10" компании Real One Arcade - крупнейшего дистрибьютора онлайновых игр - попало 40 игр, или 15% от общего числа. Причем с каждым годом количество игр от российских разработчиков в "Тор 10" увеличивается. За 2005 г. в списках лучших игр Real One Arcade побывало 25 "наших" игр, или 21% от общего числа "топовых" игр.
График роста объема российского рынка casual games
Однако, несмотря на успех отечественных "игровиков" на западном рынке, на родине их творения оставались неизвестными. Среди главных факторов, которые долгое время тормозили развитие рынка casual games в стране, - недостаточное развитие телекоммуникационной и платежной инфраструктур, низкий процент игр, переведенных на русский язык, и слишком высокая для соотечественников стоимость. Но за последние пару лет многое переменилось. Этому способствовали изменения общей ситуации на российском рынке интернет-услуг.
Удешевление и распространение широкополосной связи, появление онлайновых регистраторов, агрегирующих за продавца все виды интернет-оплаты в удобный интерфейс, рост популярности онлайновых платежных систем вроде Web-Money и "Yandex-Деньги", массовое распространение пластиковых карт Visa и MasterCard, а также подключение sms-платежей - все это сделало для многих покупку игр в Интернете обычным делом.
Полное и частичное решение вышеперечисленных проблем привело к всплеску интереса как к онлайновым компьютерным играм в целом, так и к casual games в частности. На сегодняшний день темп роста продаж игр этого формата в России составляет более 20% ежемесячно.
Интенсивное развитие рынка не оставили без внимания и крупные российские интернет-игроки. Так, провайдер "МТУ-Интел" (торговая марка "СТРИМ") совместно с компанией "Цифровая Фабрика" разработал сервис kochka.ru, который распространяется в виде простого приложения и позволяет легко выбирать, устанавливать и оплачивать игры даже самым неопытным пользователям.
Рынок casual games (По данным Международной ассоциации разработчиков IGDA, www.igda.ru). 2000 г. - рынка игр формата casual games практически нет. Игры создаются независимыми программистами в свободное время, разработка воспринимается как хобби. Первые попытки онлайновых продаж игр оказываются удачными. Крупные интернет-порталы не участвуют в дистрибуции. 2002 г. - начало формирования рынка, появляются первые профессиональные команды, на рынок выходят крупные Интернет-порталы. 2004 г. - оборот индустрии casual games только в США составляет 600 млн. долл. США. 2006 г. - данные продаж за первое полугодие позволяют прогнозировать рост мирового рынка casual games до 953 млн. долл. 2008 г. - 2 млрд. долл. (прогноз). |
Сasual games появились и на крупнейших порталах Рунета. В мае этого года на Mail.ru был запущен раздел с загружаемыми играми этого формата (http:// games.mail.ru). В каталоге размещено несколько десятков игровых программ, регистрация всех игр осуществляется с помощью sms-платежей. Раздел с флэш-играми и загружаемыми casual games появился и на портале Rambler.ru (http://games.rambler.ru/). Наличие онлайновой версии помогает пользователем ознакомиться с играми без необходимости предварительно скачивать программу, что позволяет существенно увеличить аудиторию.
Обратил внимание на рынок casual games и информационный ресурс iXBT.com (http://casual.ixbt.com). Запуск игрового проекта осуществлен на технологии Alawar Games Showroom Network, которая представляет собой готовое решение по созданию раздела с играми формата casual games на любом веб-ресурсе.
Стоит отметить, что вслед за возрастающей популярностью casual games разделы с этими играми появляются на множестве веб-ресурсов. Причем если владельцев небольших сайтов в первую очередь интересует дополнительная прибыль, то крупные порталы используют игры формата casual games для того, чтобы повысить лояльность аудитории и общую посещаемость ресурса с помощью нового качественного контента. Однако если учитывать прогнозы, согласно которым стремительный рост этого сегмента игрового рынка в ближайшие годы сохранится, то продажа casual games в России окажется весьма перспективным направлением, доход от которого не будет лишним и для крупных компаний.
С автором статьи, генеральным директором компании Alawar Entertainment, можно связаться по адресу: lyskovsky@alawar.com.