На прошедших в Рязани учениях 31-й воздушно-десантной бригады захват и удержание аэродрома с приемом посадочного десанта, оснащенного тяжелой бронетехникой, и последующая совместная атака на крупный железнодорожный узел выполнялись под управлением АСУ, в реальном времени координировавшей действия подразделений, огонь артиллерии и фронтовой авиации. АСУ также помогала в операции по захвату водных переправ "противника" и в форсировании Оки (РИА "Новости").
***
Как сообщил журнал Insight Magazine (www.insightmag.com), МО Китая на четыре года ранее запланированного срока ввело в эксплуатацию атомную подводную лодку "94", на борту которой размещено 16 баллистических ракет JL-2. Они способны преодолевать 8 тыс. км, и такое оружие меняет стратегическое соотношение сил в мире - ранее китайская армия не обладала ресурсами для нанесения ответного удара при ядерном нападении противника.
***
По данным журнала "Шпигель", 30 европейских исследовательских организаций и коммерческих компаний разрабатывают ПО для дистанционного управления гражданскими самолетами. Оно должно использоваться в случае захвата авиалайнеров террористами. Однако эксперты по информационной безопасности полагают, что подобная система, решая одну проблему, создает новые, провоцируя злоумышленников на захваты наземных центров дистанционного управления.
***
Агентство геопространственной разведки США стало первой американской организацией подобного профиля, получившей три международных сертификата ISO: 9001 (менеджмент качества), 15000 (ведение бизнеса через Интернет) и 27001 (обеспечение информационной безопасности).
***
На вашингтонской конференции TechNet International 2006 фирма DataPath (www.datapath.com) продемонстрировала наземный военный робот, который управляется по радио с расстояния до 6 км и предназначен для помощи солдатам при ведении боя в городах и внутри зданий. Аппарат способен перевозить до 300 кг полезной нагрузки, на ровных участках развивает скорость до 60 км/ч, умеет подниматься по ступенькам и пробираться через дверные проемы. Он передает видеокартинку в реальном времени (с задержкой не более 50 мс) по каналу 18 Мбит/с, может вывозить раненых из-под обстрела и обезвреживать взрывчатые вещества. Этот аппарат в следующем году будет принимать участие в гонке роботов по городу, который проводит военное агентство передовых исследований США DARPA.
***
Компания Applied Perception (appliedperception.com) продлила с военным агентством DARPA контракт на участие в проекте Learning for Autonomous Ground Vehicles (LAGR) по созданию наземного робота-внедорожника, способного решать задачи навигации с помощью технологий машинного обучения. Бюджет новой фазы работ составляет 1,25 млн. долл. Ранее Applied Perception, имеющая опыт разработки роботов для оборонной, транспортной и сельскохозяйственной отраслей, уже демонстрировала военным подходы к навигации в реальном времени с помощью стереосистемы машинного зрения, средств анализа местности на базе нейронных сетей, технологий распознавания удаленных объектов и оптимизации взаимодействия в цикле "оператор - машина".
***
В рамках программы PerceptOR Integrated исследователи из DARPA и ученые из центра робототехники при Университете Карнеги - Меллона совершенствуют наземный робот Crusher массой 6 т. В проекте отлаживаются технологии автономных действий на бездорожье. Основное внимание уделяется повышению эффективности маневрирования и автоматическому построению оптимальных маршрутов с учетом особенностей местности. Через два года на базе Crusher будут проектироваться первые промышленные образцы наземных роботов с высокой степенью автономности.
***
Команда Университета Флориды выиграла девятые по счету международные соревнования подводных роботов, которые ежегодно проводит военный центр космических и морских систем США SPAWAR (http://enterprise. spawar.navy.mil), известный активными исследованиями в сфере робототехники. Флоридский студенческий аппарат быстрее и точнее других конкурентов сблизился с доком, нашел и зафиксировал пометку на одной из подводных труб, вернулся обратно на сигнал сонара и всплыл в заданной точке.
***
По оценкам аналитиков компаний Frost & Sullivan (www.defense.frost.com) и Visiongain (www.visiongain.com), рынок беспилотников вырастет с 5,6 млрд. долл. в 2007 г. до 17 млрд. долл. к 2010-му. В США в данной сфере ведется 163 проекта, во Франции - 50, в Израиле - 31. Рост гражданского сектора воздушных роботов пока сдерживается перегруженностью воздушного пространства и отсутствием единых правил регулирования движения беспилотных машин. По оценкам экспертов Евросоюза, подобные правила для европейских авиалиний могут быть приняты в 2010 г., после чего рынок гражданских беспилотников начнет расти на 300 млн. долл. в год.
***
Главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Масорин в интервью РИА "Новости" отметил, что в перспективе российский флот будет использовать четыре основных типа боевых летательных аппаратов: патрульный авиационный комплекс, многофункциональный корабельный самолет, вертолет и корабельный беспилотный летательный аппарат.
***
К 2009 г. ВВС США надеются получить обновленный вариант беспилотника Predator, на который будет установлена система визуального распознавания препятствий и их своевременного облета. В нее входят три видеокамеры, изображение с которых обрабатывается бортовым комплексом в реальном времени. Система способна выявлять отклонения в окружающей обстановке путем сопоставления элементов изображений с набором шаблонов. Соответствующие технологии совершенствуются исследовательской лабораторией ВВС с 1980-х гг. Они используются в аппаратуре помощи пилотам в условиях плохой видимости.
***
ВВС США совместно с экспериментаторами из DARPA намерены развернуть систему защиты спутников от естественной и искусственной радиации, использующую низкочастотные радиоволны для "отталкивания" от аппаратов радиоактивных частиц. Однако, по оценкам новозеландских ученых из старейшего Университета Otago, которых поддержали коллеги из Финляндии и Англии, такая система представляет собой угрозу глобальным телекоммуникациям, так как изменяет состояние ионосферы и препятствует работе высокочастотных спутниковых каналов связи. В результате, например на самолетах, двигающихся над северной Европой, могут возникать проблемы со связью и навигацией.
***
В августе был выведен на геостационарную орбиту спутник Syracuse 3B, построенный компанией Alcatel Alenia Space (www. alcatel.com) для французского МО. Он обеспечивает высокоскоростную передачу данных, в том числе в условиях электронного противодействия, и будет использоваться НАТО совместно с системами Skynet (Великобритания) и Sicral (Италия). На спутнике установлена отличающаяся повышенной защищенностью коммерческая платформа Alcatel Spacebus, которая, в частности, впервые в истории подобных военных проектов поддерживает широкополосную спутниковую DSL-связь.
***
В Пентагоне успешно завершился проект Command Communications Survivability Program (CCSP), подразумевающий повышение защищенности и живучести системы командования и создание виртуального оборонного министерства. Прежняя компьютерная сеть МО США базировалась на разнородных транспортных уровнях, характеризующихся так называемыми "едиными точками сбоя", - разрушение любой из них могло привести к отказу всей системы. Но непрерывность управления войсками требует совершенно иной инфраструктуры связи с несколькими резервными центрами, физически расположенными далеко от здания Пентагона, поэтому военные провели оригинальный тендер, в котором отсутствовали строгие требования (за исключением жестких нормативов информационной безопасности). От участников требовалось в первую очередь продемонстрировать успешный опыт создания стратегических систем связи. Победителем стала компания EDS, выступавшая в паре с фирмой Verizon Federal Inc.
Подрядчики с самого начала ориентировались на оборудование Cisco, задействованное для обслуживания сетей, число пользователей которых достигает 25 тыс. При этом в ходе внедрения системы ее разработчики столкнулись с сопротивлением командующих на местах - высокие военные чины не желали выделять свои помещения для размещения оборудования, поэтому инфраструктура разворачивалась в условиях ограниченного рабочего пространства. Проблемы удалось решить за счет использования оптической платформы Cisco, объединяющей множество разных сетевых технологий и хорошо стыкующейся с продукцией третьих фирм.
Работа над проектом CCSP с бюджетом 10 млн. долл. продолжалась с 2003 по 2005 гг. Специалисты Verizon установили около 90 узлов DWDM, при этом этапы внедрения уже в ходе работ были сокращены с 9-12 до 3-4 месяцев. Аппаратура DWDM предназначена для организации сотен каналов по одной оптоволоконной линии. Для этого используются "разноцветные" сигналы с разной длиной волны, которые перед передачей смешиваются мультиплексором. Подобная технология предъявляет повышенные требования к оборудованию, погрешность которого должна быть на два порядка ниже, нежели в классических лазерных телекоммуникациях.
Нынешняя сетевая инфраструктура масштаба МО США способна поддерживать одновременную жизнедеятельность нескольких крупных городов.
***
Специалисты BAE Systems по заказу DARPA разрабатывают новый сетевой протокол Control-Based Mobile Ad-hoc Network, предназначенный для поддержки беспроводных сетей автономных мобильных устройств (так называемых MANET-сетей). Каждый узел в MANET-сети функционирует не только как оконечное устройство, но и как промежуточный маршрутизатор для передачи трафика, что делает подобную сеть независимой от наличия сетевой инфраструктуры. Современные устройства пока не способны обеспечить высокую эффективность подобных сетей - необходимы новые технологические решения. Бюджет проекта составляет 13,3 млн. долл.
***
Специалисты компании Boeing выбрали продукты фирмы Wind River (www.windriver.com) для бортовой системы управления миссиями нового многофункционального разведывательного противолодочного самолета MMA (P8-A), основанного на гражданском лайнере Boeing 737. На проектирование MMA в 2004 г. было выделено 4 млрд. долл. Эти самолеты с 2013 г. заменят ныне действующие машины подобного класса P-3C.
Приобретены лицензии на поставляемую в исходных текстах платформу Wind River Platform for Networking Equipment, Linux Edition, базирующуюся на коммерческом дистрибутиве Carrier Grade Linux и ядре Linux 2.6, и среду разработки Wind River Workbench на базе оболочки Eclipse.
***
На американских самолетах AC-130H/U, созданных на базе транспортной машины C-130 и предназначенных для разведывательно-диверсионных операций в тылу противника, будут установлены сменные жесткие диски ToughDisk 3500 в защищенном исполнении емкостью до 100 Гб. На этих дисках, выпускаемых компанией Formation (www.formation.com), будет храниться различная информация о ходе выполнения миссии.