КОМПАНИИ
В последние годы амбиции крупнейших тайваньских компаний не ограничиваются борьбой за выгодные ОЕМ-заказы. Начав с контрактного производства, они постепенно занялись продвижением продукции под собственными торговыми марками, нередко получая от этого бизнеса больше дивидендов, чем от обслуживания внешних заказов. Однако по мере укрепления своего бренда такие компании начинают чувствовать растущую озабоченность OEM-клиентов по поводу возможной конкуренции с ними. В итоге недовольство заказчиков может обернуться их уходом к другому контрактному производителю.
Но такой исход совсем не отвечает интересам производственной фирмы, а потому рано или поздно приходится решаться на разделение производственного и торгового подразделений. Первое из них продолжает заниматься выпуском заказной продукции, второе же всецело сосредотачивается на маркетинге и продажах изделий под фирменной торговой маркой.
Следует отметить, что существовавшая между ними прежде связь, диктовавшая торговому подразделению необходимость продажи всего спектра продукции, выпускаемого производственной частью единой компании, со временем ослабевает. Новая торговая фирма становится всего лишь одним из клиентов независимой производственной компании и получает свободу выбора контрактного производителя.
Юрий Студеникин:
“Чем больше свободы в выборе
производителя, тем больше
возможностей выиграть и в
цене, и в качестве продукции”
Одной из первых описанный путь прошла компания Acer, выделившая принадлежавшие ей мощности в независимую фирму Wistron. Весной этого года аналогичный сценарий начала претворять в жизнь и Asustek Computer. А в конце августа о подобных намерениях заявила и корпорация BenQ.
Выступая с отчетом перед инвесторами, ее руководство сообщило о том, что в ходе предстоящей реструктуризации собирается выделить ОЕМ-подразделение в самостоятельную IMS-компанию (Integrated Manufacturing Service). Первоначально она будет полностью принадлежать BenQ, а затем для ее развития планируется привлечь средства стратегических партнеров-инвесторов.
Две другие компании в составе корпорации сфокусируются на исследованиях, инновационных разработках и продвижении продукции под маркой BenQ - ноутбуков, ЖК-дисплеев, телевизоров и проекторов, цифровых фотокамер (Digital Media Group, DMG) и мобильных телефонов (BenQ Mobile Group, BMG).
Как сообщает DigiTimes. com, ссылающееся на информацию BenQ, в 2006 г. оборот корпорации от продажи продукции под своей маркой составит, согласно ее прогнозу, примерно 4,86 млрд. долл. (DMG и BMG насчитывают в общей сложности 9500 сотрудников), а контрактное производство (на котором задействовано 9000 человек) - 3,95 млрд. долл.
По признанию руководителей BenQ, возможность разделения ее производственного и торгово-маркетингового подразделений обсуждалась уже в течение двух лет, однако для осуществления этого шага "брендовая" составляющая бизнеса должна была достигнуть определенного уровня развития. Сейчас, как утверждают в BenQ, это условие выполнено.
Причинами, ускорившими принятие решения о реорганизации, стали - помимо прочего - по-видимому, и неудовлетворительные итоги II квартала нынешнего года: корпорация понесла за этот период убытки (что происходит уже третий квартал подряд) в размере 76 млн. долл.
Как рассчитывают руководители BenQ (это мнение разделяют и местные аналитики), предстоящая реорганизация позволит корпорации получить больше OEM-заказов и повысить прибыльность своего бизнеса.
Глава представительства BenQ в России (www.benq.ru) Юрий Студеникин расценивает предстоящую реорганизацию как шаг в позитивном направлении. Комментируя потенциальные последствия этого шага, он отметил, что в условиях ужесточившейся на рынке конкуренции компания получает большую свободу в выборе изготовителей продукции, в том числе может прибегать к услугам поставщиков, не принадлежащих группе BenQ. "Для нас это означает больше возможностей выиграть и в цене, и в качестве продукции", - добавил г-н Студеникин.
По его словам, меньшее влияние производственных критериев на дизайн продвигаемой под торговой маркой BenQ продукции улучшит воплощение фирменного бренда. "BenQ - яркий и модный бренд, - пояснил глава российского представительства компании. - Между тем оптимизация производственных процессов вольно или невольно препятствует воплощению таких особенностей бренда "в железе", принося дизайн в жертву унификации и упрощениям".
Помимо этого меньшее влияние технологических факторов, как отметил Юрий Студеникин, создает условия для появления в портфеле компании новых изделий, которые востребованы рынком, но не производятся внутри группы BenQ. А с другой стороны, возможно также сокращение ассортимента за счет исключения той продукции, которая выпускается самой BenQ, но не пользуется спросом покупателей (какие изделия относятся к категории нерентабельных для компании, в московском офисе BenQ отказались уточнить).
"Никаких изменений в структуре российского представительства BenQ в связи с проводимой реструктуризацией не планируется, - резюмировал г-н Студеникин. - Не затронет предстоящая реорганизация и бизнес действующей в России компании BenQ Mobile".