ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

В тематике сентябрьских образовательных обзоров как-то сама собой сложилась традиция "трехгодичного цикла", когда раз в три года по очереди мы стараемся осветить одну из трех тем: "ИТ-компании и вузы", "Учебные центры в сфере ИТ" и "Дистанционное обучение" (ДО). Разумеется, жизнь не стоит на месте, со временем возникают не только новые повороты и ответвления этих тем, но и их переплетения, "миксы". Так, в этом году проявилась тема "Корпоративное обучение" - она весьма своеобразна: не умещается в рамки каждой из трех названных и одновременно включает в себя их элементы. Высветился и еще один тематический блок - "ИТ и средняя школа", также имеющий свои характерные особенности и закономерности развития. Возможно, скоро из подобных "новых поступлений" образуется свой трехгодичный цикл...

В этом сентябре настала очередь продолжить "Дистанционные сюжеты" 2003 г. (см. PC Week/RE, N 32/2003, с. 20; N 33/2003, с. 33). Тогда мы обозревали не только общие вопросы ДО и его применимости, но и конкретные примеры того, как это делается в ряде учебных центров. Сегодня попытаемся немного углубиться в историю вопроса и обсудить развитие ДО в высшем и среднем специальном образовании.

Однако для начала кратко остановимся на определениях. В последнее время часто в качестве синонимов употребляются два термина: "дистанционное обучение" и e-learning. На самом деле эти понятия не тождественны, хотя причина такой путаницы в ИТ-сообществе в общем-то ясна: здесь ДО представляют (и используют) именно в компьютерно-сетевом варианте. Попытаемся разобраться, в чем же между ними разница.

Дистанционное обучение - метод обучения, когда от слушателя не требуется физическое присутствие в определенном месте в процессе обучения. Как правило, тем или иным способом (например, по почте) учащемуся предоставляются учебные материалы - учебники, видео- и аудиокассеты, компакт-диски. Следуя методическим указаниям, студент самостоятельно (или с удаленной поддержкой учебного заведения) изучает материалы, выполняет задания и отправляет их обратно на проверку. В последнее время для осуществления коммуникаций между обучающей организацией и студентом широко используется электронная почта, веб-сайты и видеоконференции на базе сетей общего доступа.

Во многих случаях студентам требуется в определенный момент появиться в офисе обучающей организации для того, чтобы, например, сдать экзамен. Дистанционное обучение используется на всех уровнях, но наиболее распространено в сфере высшего образования.

Источник: "Википедия".

e-learning - обучение (или элемент обучения) при помощи современных компьютерных технологий, Интернета.

К основным преимуществам e-learning обычно относят:

- отсутствие личной встречи с преподавателем (особенно актуально, если для личной встречи необходима командировка в другой город);

- возможность обучения в удобное для учащегося время и в удобном темпе.

Обычно для e-learning используются следующие средства: электронная почта, интернет-форумы, интернет-сообщества, видеолекции, видеоконференции, case study, онлайн-тестирование, онлайн-консультирование, экспертные системы и т. п.

Источник: www.treko.ru/show_dict_327.

Как видно из определений, ДО и e-learning представляют собой, говоря математическим языком, пересекающиеся множества: ДО как метод обучения с удаленным доступом может включать в себя элементы e-learning; последнее, в свою очередь, может использоваться как в заочном (дистанционном), так и в очном варианте учебного процесса.

Наш сегодняшний обзор включает в себя экскурс в историю e-learning, а также рассказы об общих проблемах применения ДО в образовании, роли ДО в высшем гуманитарном и среднем специальном образовании.

Версия для печати