ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Электронное обучение на сегодняшний день представляет собой совокупность технических, программных, организационных, методологических решений, создание и использование которых сформировало достаточно зрелый рынок, успешно функционирующий в большинстве стран мира. Однако все эти решения появлялись в разное время и предназначались для различных целей, поэтому довольно сложно определить точку отсчета, с которой начинается сама история электронного обучения. Если признать тот факт, что электронное обучение является одной из технологий дистанционного, то разработка первых иллюстрированных учебников и написание “Великой дидактики” Яном Коменским в XVII в. послужило предпосылкой к пониманию того, что учитель и обучаемый могут быть разделены как географически, так и во времени. Уже в конце XIX в. появилось так называемое корреспондентское обучение, когда учебные материалы, письменные работы и комментарии преподавателя пересылались по почте (тогда еще не электронной!). В советское время результатом эксперимента по “скрещиванию” очного и корреспондентского обучения стало появление системы заочных школ.
Самым заметным мировым событием в области развития дистанционного обучения стало учреждение в 1969 г. королевой Елизаветой II Открытого университета Великобритании, развитие которого премьер-министр Харольд Уилсон взял под личный контроль. В последующие десятилетия подобные университеты были образованы в большинстве европейских стран. Дистанционная модель позволяет университетам ежегодно обучать сотни тысяч человек во всем мире: например, число слушателей Открытого университета Индиры Ганди достигает 1 млн. человек. Широкое распространение дистанционная модель получила и в корпоративном обучении.
Однако помимо развития моделей важной составляющей электронного обучения является технология доставки учебного материала в синхронном и асинхронном форматах.
Создание технологической основы
На протяжении XX в. образовательные технологии постоянно видоизменялись, но новые никогда не вытесняли старые полностью, скорее происходило изменение форматов. Самая первая - бумажная - технология включает в себя двухмерную текстовую и графическую информацию, которая может быть представлена обучаемому на бумажном носителе в виде книг, факсов, распечаток и т. д. Эта одна из самых старых технологий, применяемых в обучении, актуальна и сегодня.
Технологии, основанные на передаче звука, задействуют телефон, радио, записи на аудиокассетах и CD. В середине 1920-х годов радио широко применялось в образовательных целях, так как это очень дешевый и доступный носитель. В дальнейшем широкое развитие получили теле- и аудиоконференции. Здесь общение было синхронным и двусторонним за счет одновременного использования телефонной связи и коротковолнового радио. Даже сегодня образовательные радиопередачи являются единственно возможным (с точки зрения широкой доступности) способом обучения в ряде беднейших регионов Африки и Латинской Америки.
Впервые видеотехнологии были применены в начале Второй мировой войны для обучения американских солдат по всему миру, позднее обучающее видео получило широкое распространение в СССР в виде обучающих телевизионных программ. Для асинхронного обучения в корпоративном тренинге сейчас используются учебные видеофильмы на кассетах и DVD. Даже сегодня, с развитием систем цифрового телевидения, а также спутниковых и кабельных сетей данная технология все еще остается актуальной.
Одним из первых удачных проектов применения компьютера в обучении можно считать создание в Университете Иллинойса в 1960 г. системы PLATO. К 1985-му различными авторами для этой системы было разработано 40 млн. ч тренингов. |
С распространением вычислительной техники стали разрабатываться компьютерные приложения для обучения. Здесь использовалась возможность компьютера записывать, хранить, обрабатывать, анализировать и реагировать на действия обучаемого. Но ограничением часто являлся асинхронный индивидуальный и односторонний режим обучения. Одним из первых удачных проектов применения компьютера в обучении можно считать создание в Университете Иллинойса в 1960 г. системы PLATO (Programmed Logic for Automatic Teaching Operations - программируемая логика для автоматических операций обучения). К 1985-му различными авторами для этой системы было разработано 40 млн. ч тренингов.
Интернет для e-learning
С широким развитием Интернета в середине 90-х многие решения и наработки, созданные для реализации компьютерных технологий обучения, были адаптированы к сетевой специфике Сети. По сути, данные технологии позволяют в полной мере реализовать возможности всего перечисленного выше, но с разной степенью эффективности. Интернет-технологии могут обеспечивать как синхронный, так и асинхронный, как одно-, так и двусторонний, как групповой, так и индивидуальный режимы обучения при большой легкости в использовании и для слушателей, и для преподавателей.
Эффективность технологий электронного обучения
Начиная с 1996 г. многие производители электронных курсов и университеты стали использовать CD в качестве носителя, причем курсы тех времен представляли собой большой объем “скроллированного” текста, немного иллюстраций и схем, а также возможности для самопроверки в тестовом режиме. В дальнейшем многие из них перекочевали в Web и получили голосовое озвучание. Именно тогда заговорили о “синдроме одинокого студента”, когда происходит только взаимодействие компьютер - человек. Зачастую слушатели, начавшие обучаться по тому или иному курсу, бросали его, ознакомившись с тремя-четырьмя абзацами текста.
LMS, CMS и стандарты
Для борьбы с данными явлениями в 1997 г. активное распространение получили специализированные LMS-решения (Learning Management System - система управления обучением). Такие программы автоматизировали управление образовательными событиями. Все LMS могут управлять регистрацией и входом в систему пользователей, каталогами курса, записывать данные и предоставлять отчеты об обучении; кроме того, средствами LMS обеспечивается взаимодействие всех участников обучения. Сегодня в мире насчитываются сотни производителей таких систем, существует и пять-шесть вполне зрелых российских разработок.
Помимо LMS распространение получали и средства разработки электронных курсов, позволяющие вполне удобно создавать учебные материалы людям, не являющимся большими ИТ-специалистами. С ростом библиотек электронных курсов появилась потребность в системах управления контентом (Content Management System или Learning Object Repositories), с помощью которых можно было накапливать, обрабатывать и использовать содержимое курсов. Однако взаимодействие множества разношерстных курсов с различными LMS-платформами тормозилось отсутствием общепринятых стандартов.
В 1997 г. был создан консорциум IMS (Instructional Management System) Global Learning Consortium, или Всемирный образовательный консорциум образовательных систем управления. Миссия консорциума - продвижение технологий e-Learning через разработку открытых спецификаций. Спецификации разрабатываются экспертами организаций-участников, после чего утверждаются Техническим комитетом и становятся доступными общественности на безвозмездной основе. Большинство спецификаций описывает обмен данными внутри образовательных систем, поэтому имеет привязку в виде элементов языка XML (eXtensible Markup Language), что позволяет немедленно использовать их при создании программных инструментов e-Learning. Тенденция, заключающаяся в следовании общепринятым спецификациям как разработчиками курсов, так и создателями LMS- и CMS-решений, остается одной из наиболее актуальных на протяжении последних пяти лет.
Главное - контент!
Сместились и акценты в понимании того, что такое проект электронного обучения. Изначально такие проекты рассматривались через призму технических и программных решений. Большая часть публикаций в прессе и докладов на конференциях посвящались проблемам выбора LMS, CMS, средств разработки, а также реализации в них тех или иных функций. Так же как на заре компьютерной индустрии, ключевым элементом являлось аппаратное техническое решение, в электронном обучении акцентировалось внимание на ИТ-инфраструктуру. Но по мере развития компьютерных технологий стало ясно, что основные усилия разработчиков и средства ИТ-бюджетов теперь тратятся на наполнение, т. е. на программное обеспечение. В индустрии электронного обучения акцент перешел на образовательный контент, на содержимое электронных курсов, который призван наполнить и обеспечить использование приведенных выше программных решений.
В конце 1990-х появилось понятие "синдром одинокого студента", когда при обучении происходит только взаимодействие компьютер - человек. Зачастую слушатели, начавшие обучаться по тому или иному курсу, бросали его, ознакомившись с тремя-четырьмя абзацами текста. |
Сегодня качественный электронный курс разительно отличается от своего предшественника конца прошлого века. Прежде всего это достигается за счет большого количества интерактивных элементов, симуляций. Слушатель становится не просто потребителем текстовой и графической информации, он активно действует в процессе обучения, что заметно увеличивает его вовлеченность в процесс. Слова Конфуция: “Скажи мне, и я забуду; покажи мне, и я, может быть, запомню; вовлеки меня, и я пойму!” - стали руководством к действию многих разработчиков, чьи учебные курсы всё больше походят на полноценные интерактивные компьютерные игры.
С развитием портативных устройств в электронном обучении выделилось отдельное направление - m-learning, или мобильное обучение, позволяющее задействовать КПК, смартфоны и прочие устройства в образовательном процессе.
В последнее время все более популярным становится смешение различных форм и технологий обучения в рамках одного курса (blended learning). Данное смешение происходит по многим причинам, среди них:
- снижение затрат и улучшение доступа - различные технологии предполагают разные схемы ценообразования, следовательно, в проекте электронного обучения следует выбрать наиболее экономически выгодные комбинации. Возможно, например, одновременное использование спутникового телевидения и интернет-решения;
- повышение эффективности обучения - для достижения различных учебных целей более эффективными могут быть различные технологии, учебный курс включает в себя несколько целей, следовательно, возможно смешение технологий.
Эффективность различных технологий электронного обучения, с точки зрения слушателя, и сложности педагогического дизайна представлена на схеме.
Электронное обучение сегодня широко используется при построении систем корпоративного обучения. Все чаще происходит интеграция e-learning-решения в информационную систему предприятия. Технологически система корпоративного электронного обучения представляет собой часть информационной системы компании, нередко интегрируется с кадровой подсистемой (системой управления персоналом), корпоративным информационным порталом, корпоративной системой управления знаниями, системами поддержки принятия управленческих решений и другими приложениями.
Сегодня нередко можно слышать о сокращении затрат при электронном обучении по сравнению с традиционными формами; это создает иллюзию того, что электронное обучение - лишь дешевая замена традиционного, причем с более низким качеством. Это, однако, заблуждение. В действительности можно говорить об эффективности подобных решений, об их масштабируемости, гибкости, и прочих достоинствах, но все эти преимущества достигаются только при сочетании множества факторов, в числе которых - профессиональная организация и поддержка обучения, высокий уровень педагогического дизайна при создании курсов и многое другое.
C автором статьи, заместителем главного редактора журнала e-Learning World, можно связаться по адресу: a.pechenkin@elw.ru.