CityGML - новый язык для 3D-моделирования городов

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Ассоциация Open Geospatial Consortium (OGC, www.opengeospatial. org) разработала новый язык CityGML, предназначенный для трехмерного моделирования городов. Этот язык, основанный на XML-подобном формате для обмена пространственными данными GML3 (Geographical Markup Language 3), представляет собой инструмент для описания городских объектов, причем не только зданий и сооружений, но и рельефа местности, растительности, гидрологии, дорог, тротуаров, тропинок, мостов и туннелей. Он совместим с распространенными графическими форматами трехмерного моделирования, такими как VRML, GeoVRML, X3D и Universal 3D (U3D).

CityGML предусматривает пять различных уровней детализации, каждый со своей структурой описания городских объектов. Уровни последовательно сменяют друг друга при приближении и удалении виртуального наблюдателя. Предполагается, что CityGML-файл, описывающий населенный пункт, содержит в себе информацию по всем пяти уровням одновременно. В будущем язык планируется дополнить средствами работы с динамическими объектами, такими, как приливы и отливы, а также снабдить его инструментами для моделирования исторических особенностей городов, меняющихся со временем.

Пять уровней детализации CityGML

Сегодня официальный сайт языка CityGML (www.citygml.org) предлагает пользователям UML-диаграммы, XML-схему описания объектов, примеры наборов данных и бесплатный вьюер Aristoteles (www.ikg.uni-bonn.de/aristoteles) с открытым кодом, разработанный Институтом картографии и геоинформатики университета Бонна (Германия). Еще один инструмент - LandXPlorer (www. 3dgeo.de/citygml.aspx), предназначенный для импорта, экспорта и просмотра файлов в формате CityGML, - был разработан компанией 3DGeo. Спецификация для нового языка пока не опубликована, но должна появиться в ближайшем будущем.

Интерес к подобным инструментам в мире сейчас весьма высок. На это, в частности, указывает внимание со стороны китов индустрии. Так, недавно Google приобрела фирму SketchUp, специализирующуюся на моделировании объектов городской инфраструктуры, а Microsoft - компанию GeoTango, строителя виртуальных трехмерных городов с текстурами, полученными по аэро- и космоснимкам.