РЕЙТИНГИ
Согласно очередному исследованию "Doing Business in 2007" (www. doingbusiness.org) Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC), являющейся инвестиционным подразделением группы Всемирного Банка, в 2005-2006 гг. в мире в целом ведение бизнеса существенно упростилось. Благодаря 213 регуляторным реформам, проведенным в 112 странах, уменьшилось число административных барьеров, а также сократились временные и финансовые расходы, связанные с выполнением соответствующих положений законодательных актов. В исследовании отмечаются реформы, проводимые в Африке, и положительно оценивается региональный прогресс в Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Общее число исследованных стран составило 175.
Краткий обзор состояния свободы бизнеса в Российской Федерации
В первую десятку реформаторов в области упрощения ведения бизнеса вошли (по порядку) Грузия, Румыния, Мексика, Китай, Перу, Франция, Хорватия, Гватемала, Гана и Танзания. В 13 других странах - Армении, Австралии, Болгарии, Чехии, Эль-Сальвадоре, Индии, Израиле, Латвии, Литве, Марокко, Никарагуа, Нигерии и Руанде - было проведено по три и более реформ. Реформы коснулись упрощения ведения предпринимательской деятельности, защиты прав собственности, облегчения режима налогообложения, упрощения возможностей получения кредита и снижения стоимости импорта/экспорта.
"Doing Business in 2007" выявил среди 175 стран мира (что на 20 больше, чем в прошлом году) государства с наиболее благоприятной средой для ведения бизнеса. Список из тридцати стран-лидеров возглавляет Сингапур, затем следуют Новая Зеландия, США, Канада, Гонконг (Китай), Великобритания, Дания, Австралия, Норвегия, Ирландия, Япония, Исландия, Швеция, Финляндия, Швейцария, Литва, Эстония, Таиланд, Пуэрто-Рико, Бельгия, Германия, Нидерланды, Корея, Латвия, Малайзия, Израиль, Санта-Лючия, Чили, Южная Африка и Австрия.
Классификация осуществляется путем оценки времени и финансовых расходов, связанных с выполнением соответствующих положений законодательных актов при создании новой компании, в ходе ведения ее хозяйственной деятельности, торговых операций, а также при уплате налогов и ликвидации. Авторы доклада не ставили цель провести анализ и оценку таких показателей, как макроэкономическая политика, состояние инфраструктуры, стабильность национальной валюты и уровень преступности.
"Doing Business in 2007" дает высокопоставленным политикам возможности для сравнения регуляторной деятельности своей страны с другими странами, изучения лучших в мире достижений в регуляторной сфере и установления очередности реформ. Ежегодные исследования Doing Business уже показали свою эффективность, воодушевив на свершение по меньшей мере 48 реформ по всему миру.
В 2005-2006 гг., согласно исследованиям, проведенным Doing Business, Грузия была мировым лидером в области реформ, улучшив показатели в шести из десяти исследованных областей. В этой стране снизилась сумма минимального капитала, необходимая для создания новой компании, ускорились процессы таможенного контроля, лицензирования и прохождения судебных процедур, стало более гибким трудовое законодательство. За этот период количество зарегистрированных компаний выросло на 20%, а уровень безработицы снизился на 2%.
Активность в проведении реформ проявили также Китай и страны Восточной Европы. В Китае ускорился процесс создания новых компаний, усилилась защита инвестиций и уменьшилось число бюрократических проволочек во внешней торговле, а также при выдаче кредитов населению, стала доступной информация о кредитоспособности. Сегодня банки, прежде чем предоставить кредит, проверяют базу кредитных историй 340 млн. граждан. Желание войти в Европейский Союз вдохновило реформаторов Болгарии, Хорватии и Румынии (второго после Грузии прогрессивного реформатора). А регуляторное соревнование в расширившемся Европейском Союзе дало толчок латвийским реформам.
Впервые Африка входит в тройку регионов-лидеров в проведении реформ, занимая третье место, сразу после Восточной Европы и стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). В двух третях африканских стран прошло хотя бы по одной реформе, а Танзания и Гана вошли в десятку лучших реформаторов. В Кот-де-Ивуаре процесс регистрации собственности в 2005 г. занимал 397 дней; в результате проведенных реформ там отпала необходимость в получении государственного разрешения на передачу права собственности, что сократило время регистрации до 32 дней; в Буркина-Фасо количество процедур, необходимых для создания новой компании, сократилось с 12 до 8, а число затраченных дней - с 45 до 34. Мадагаскар снизил требования к минимальному стартовому капиталу, необходимому для создания новой компании, с десяти до двух миллионов франков. В Танзании внедрили систему международного обмена компьютерными данными и инспектирование с учетом фактора риска на таможне. Время таможенного оформления импорта сократилось на 12 дней. В Гамбии, Нигерии и Танзании уменьшилось количество судебных проволочек.
"Такой прогресс крайне необходим. В странах африканского континента до сих пор наиболее сложная ситуация в сфере регулирования ведения бизнеса. Эти страны значительно выиграют при появлении новых компаний и рабочих мест, что станет возможным только при наличии более благоприятной среды для ведения бизнеса", - говорит Майкл Кляйн, вице-президент Всемирного банка и IFC по вопросам развития частного сектора, он же главный экономист IFC.
В 2005-2006 гг. наиболее популярной реформой стало создание регуляторных норм, формирующих более благоприятную для открытия бизнеса атмосферу. В 43 странах были упрощены процедуры, снижены затраты и уменьшилось число задержек. Второй по популярности стала внедренная в 31 стране реформа по снижению налогов и уменьшению административной волокиты, связанной с выплатой налогов.
Независимо от вида проводимой реформы ее организаторы всегда должны задаваться вопросом: "Кто больше всего выиграет в случае завершения данной реформы?" Если выяснится, что реформы принесут пользу только иностранным или крупным инвесторам или инвесторам, повязанным с бюрократами, значит, они подорвут доверие к правительству. "Реформы должны уменьшать бремя, несомое всеми компаниями, маленькими и большими, местными и иностранными, городскими и деревенскими. И в таком случае уже не придется гадать, когда произойдет очередной бум на рынке рабочих мест, у любого бизнеса будет возможность расти и процветать", - считает Симеон Дянков, автор исследования.
Чувство удовлетворения вызывает тот факт, что в мировом рейтинге свободы бизнеса Россия перебралась на одну ступеньку выше.