ФИНАНСОВЫЕ ИТОГИ

Лето - это период затишья на ИТ-рынке. Поэтому уже много лет российское отделение Microsoft не спешит с объявлением итогов очередного финансового года (он заканчивается у корпорации 30 июня) и проводит отчетную ежегодную пресс-конференцию в конце сентября, в самый горячий момент для отечественной ИТ-отрасли. На этот раз она состоялась 21 сентября.

Но сначала лучше рассказать об итогах работы корпорации в целом, хотя они были официально объявлены еще два месяца назад.

В 2005-м финансовом году ее доходы (объем продаж) составили 44,28 млрд. долл., что на 11% выше прошлогодних показателей. Такой рост в общем-то соответствует средним показателям последней пятилетки, хотя, конечно, намного ниже результатов второй половины  90-х гг. (тогда он составлял 30-45%).

Чистая прибыль (после уплаты всех налогов) возросла ненамного, но ее размеры поразительны - 12,6 млрд. долл. Это выше рекорда по прибыльности в ИТ-отрасли, установленного Microsoft год назад. Такому достижению новой высоты способствовало и то, что выплаты по юридическим искам в прошедшем году снизились: они составили 1,11 млрд. против 2,06 млрд. долл. год назад.

Выполняя данные еще два года назад обещания (см. PC Week/RE, N 28/2004, с. 25), из накопленных ранее финансовых резервов и текущей прибыли в закончившемся финансовом году инвесторам было возвращено около 23 млрд. долл. (за год до этого было выплачено еще 44 млрд. долл.) Правда, тут стоит вспомнить, что почти 50% акций Microsoft приходятся на долю трех человек: Билла Гейтса, Стива Балмера и Пола Алена.

Биргер Стен: “Для Microsoft в

 России прошедший финансовый

 год был успешным

 со всех точек зрения”

Особый интерес представляют сведения по основным семи продуктовым направлениям Microsoft (см. таблицу). Но сейчас такая разбивка дается в последний раз - с нынешнего года система отчетности по группам продуктов изменится, так что имеет смысл повнимательнее посмотреть на представленные данные, которые хорошо отражают структуру бизнеса корпорации.

Три из них составляют основу - настольные операционные системы (Client), офисные приложения (Information Worker), а также серверные продукты и средства разработки (Server & Tools). На их долю в структуре доходов приходится соответственно 30, 26,5 и 25,5%. Высокую прибыльность компании по-прежнему обеспечивают продукты для настольных ПК. Однако серверное направление все последние годы растет опережающими темпами, причем во многом за счет увеличения поставок SQL Server. В этом году существенно возросла и прибыль от реализации серверных продуктов - на 31%.

Динамика роста продаж Microsoft в России в 2000 - 2006

финансовых годах (в %)

Из других продуктов корпорации заметную долю в ее доходах занимают MSN и Home & Entertainment - 5 и 10% соответственно. Но в предыдущие годы они являлись для Microsoft убыточными, и 2006-й - не исключение. Подразделение Microsoft Business Solutions сделало довольно серьезный шаг вперед, и - что самое главное - за четыре года существования в составе корпорации оно впервые стало прибыльным. Показатели в категории Mobile & Embedded Devices по майкрософтовским меркам также совсем незначительны, но и здесь видна очень хорошая динамика.

Рассказав об основных мировых итогах, перейдем к российским делам. Здесь компания установила рекорд роста объема продаж - 72%. Как отметил генеральный директор "Майкрософт Рус" Биргер Стен, такая динамика существенно (и уже многие годы) опережает общий темп роста российского ИТ-рынка. Если сделать несложные арифметические расчеты, опираясь на итоговые данные Microsoft прошлых лет, общий объем поставок в России можно оценить в 270-300 млн. долл.

Как и в предыдущие годы, значительная часть объема продаж в 2006-м финансовом году традиционно относится к настольным Windows и Office (свыше 60%). Рост продаж ОЕМ (предустановленных) версий Windows XP составил 76% по сравнению с прошлым годом, а всего поставщиками вычислительной техники на территории России было продано более 2 млн. лицензионных копий этой ОС. Рост продаж продуктов Microsoft Office достиг рекордного уровня - 108%.

Финансовые показатели отдельных направлений общемирового

бизнеса Microsoft в 2006-м финансовом году

Также выросли продажи серверных приложений и средств разработки. Объем реализации серверных ОС за последний год увеличился на 74%, а вот СУБД - только на 48%. Значительный рост продаж - 75% - был отмечен и в области решений по безопасности на базе ISA Server 2004. По мнению представителей Microsoft, во многом таких показателей удалось достичь за счет интеграции различных продуктов корпорации при решении задач построения единой ИТ-инфраструктуры заказчиков.

Надо отметить, что о другом важном направлении бизнеса Microsoft - бизнес-решениях Dynamics - в отчетном докладе практически не упоминалось (было сказано лишь о суммарном росте Dymanics + MS Office на 84%). Мы надеемся в ближайшее время получить более подробную информацию о результатах направления бизнес-решений в завершившемся финансовом году.

Возвращаясь к российскому бизнесу Microsoft, нужно отметить расширение географии присутствия корпорации в нашей стране. По сравнению с 2001 г. доля региональных продаж в общем объеме выросла с 29 до 55%, а в целом в регионах продажи повысились на 76%. В течение 2006-го финансового года число сотрудников региональных представительств "Майкрософт Рус" в 20 городах России увеличилось до 80. Кроме того, впервые прирост числа сертифицированных партнеров обеспечили исключительно регионы.

Среди других достижений "Майкрософт Рус" в 2006-м финансовом году Биргер Стен назвал также признание корпорацией российского отделения и его сотрудников лучшими сразу в нескольких номинациях. Так, московское отделение корпорации стало лучшим офисом Microsoft в регионе EMEA, российский департамент по работе с малыми и средними организациями был признан самым лучшим в мире, а команда по работе с партнерами была отмечена как лучшая среди аналогичных в мире. Из ряда личных достижений сотрудников "Майкрософт Рус" были отмечены выдающиеся успехи Алексея Бадаева. Он получил высшую награду Microsoft Circle of Excellence от председателя совета директоров корпорации.

В наступившем финансовом году российское отделение Microsoft будет впервые представлять все направления бизнеса корпорации: весной в его составе появилось направление MSN, а летом - игр и домашних развлечений. Ну а главным событием станет конечно же вывод на рынок нынешней зимой обеих клиентских платформ Microsoft - Windows Vista и Office System 2007.

Версия для печати