ОПЫТ

Участники российского рынка образования активно ищут пути интеграции образования и бизнеса, а также способы эффективного регулирования данного процесса со стороны государства. Обсуждению этих задач и подходов к их решению была посвящена прошедшая в Твери в конце августа конференция "Бизнес - образование - государство: опыт, стратегии, тенденции", которую провела Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) при финансовой поддержке компании Microsoft, IBM и "Национальной компьютерной корпорации".

Для руководящих лиц из Минобрнауки, Мининформсвязи, администрации Тверской области, региональных комитетов по образованию трибуна конференции оказалась еще одной возможностью публично изложить понимание этого процесса "сверху". А представители известных частных ИТ-компаний, общественных организаций, профессиональных объединений, работники ведущих вузов страны рассказали о своем видении проблем, с которыми они сталкиваются в конкретных проектах, реализуемых благодаря, а зачастую и вопреки "руководящим указаниям".

"Пришло осознание того, что у бизнеса - свое место в структуре предоставления образовательных услуг и управления образованием", - отметил в своем выступлении патронировавший конференцию губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин. Он подчеркнул практическую значимость реально работающих моделей взаимодействия образования и частного предпринимательства, упомянув в своем выступлении об одной из них - образовательном проекте "КОМПЬЮТЕРиЯ", определив его как "уникальный". Кстати, именно организаторы этого проекта принимали участников конференции на тверской земле.

Компьютерный класс в режиме разделения времени

Начиналась "КОМПЬЮТЕРиЯ" в далеком 1991-м: именно тогда, 2 декабря, была образована компания "Андреев Софт" (www.andreevsoft.ru).

Тверь - город с богатым программистским прошлым. Еще с советских времен здесь размещается известный НИИ "Центрпрограммсистем". Компьютерных фирм в регионе с переходом к рыночной экономике образовалось множество, и конкурировать в сфере высоких технологий здесь непросто. Поэтому руководство компании решило выстраивать внеконкурентную маркетинговую стратегию: разрабатывая новые продукты и услуги, она сама формирует новые рынки сбыта.

Дмитрий Зеленин утверждает: "У бизнеса есть свое место в структуре предоставления образовательных услуг и управления образованием".

Именно так, открыв в 1994 г. первый в городе и области учебный центр, компания "Андреев Софт" начала создавать рынок услуг по обучению детей компьютерной грамотности. Центр разместился в одном из залов тверского краеведческого музея (в немалой степени благодаря тому, что директор музея оказался толковым, по-деловому настроенным человеком). Одну половину дня клуб был открыт как игровой салон, а другую - как учебный класс, где обучали работе с основными компьютерными программами: MS Windows, Word, Excel, Access.

“Лабораторный” корпус “КОМПЬЮТЕРиИ”

Однако компания быстро сосредоточилась только на обучении, уяснив бесперспективность игрового направления с учетом не только коммерческого, но и этического компонента: час игры до сих пор стоит около 15 руб., а урок, т. е. примерно тот же час, - минимум 30 руб.; при этом игра кроме возбужденного состояния и "полегчавшего" на стоимость игры кармана ничего не оставляла посетителю клуба.

В 1998-м к Алексею Андрееву - генеральному директору и основателю компании "Андреев Софт" - пришли два толковых преподавателя информатики из тверской школы N 50 с просьбой подарить им компьютерный класс (местное управление образования в этом им отказало). "Положение просителя тогда для образовательных учреждений было привычным еще с доперестроечных времен, - рассказывает г-н Андреев. - Только в этом году для школ ввели нормативное финансирование, т. е. чем больше в школе учеников, тем больше бюджетных средств ей выделяется. А до этого больше получал из бюджета тот школьный директор, который настойчивей просил или имел связи".

"Андреев Софт" к тому моменту была уже известной, состоятельной по областным масштабам компанией, у которой, по мнению представителей 50-й школы, резонно было испросить "спонсорства". Г-н Андреев сделал руководству школы встречное предложение: установить в выделенное под компьютерный класс пустующее помещение свои компьютеры, не передавая их в собственность школы. При этом предполагалось, что во вновь образованном компьютерном классе первую половину дня (с 9 до 13 ч) школьники будут изучать информатику по государственной программе, а остальное время "Андреев Софт" будет вести там платные курсы по собственной программе. Стороны заключили договор о взаимном предоставлении услуг и материальных ценностей. Это помогло избежать налогооблагаемой аренды: со стороны фирмы - помещений, а со стороны школы - компьютерного оборудования: десяти 486-х IBM PC, которые в то время были самой современной моделью персональных компьютеров IBM. Отношения строились по схеме обмена услугами без каких-либо платежей с обеих сторон.

Граждане “Страны КОМПЬЮТЕРиИ”

Так совместный ресурс заработал в режиме "разделения времени". Спрос на новую услугу оказался спрогнозированным верно: класс работал семь дней в неделю с 8-00 до 21-00 без перерывов. Как объясняет г-н Андреев, залог успеха заключался в том, что они давали посетителям востребованные на рынке труда знания об общем устройстве компьютера, операционных системах, об основных программных приложениях и пр. А по школьной программе в то же самое время изучали в лучшем случае Basic, мелом рисуя на классной доске блок-схемы программ.

"Лицензию на образовательную деятельность компания получила без затруднений, поскольку департамент образования Твери и области относился к нам с доверием, считая, что у нас есть понимание требований к специалистам ИТ-рынка, - вспоминает г-н Андреев. - Бизнес-модель услуги - стоимость занятий, размер зарплаты преподавателей, налоговых отчислений и т. д. - была рассчитана нами. Любопытно отметить, что продвижением компьютерного класса как общегородской услуги занимались сами школьные учителя, поскольку были приглашены преподавать на курсах и получали 30% от стоимости занятий. Они были подготовлены как методисты и предметники и к тому же оказались энтузиастами своего дела". Опыт учебного центра компании, который продолжал работать в городском музее, тоже учли: программы занятий, методики, техническое обслуживание оборудования были успешно тиражированы на новую площадку.

Расчеты показывали, что загрузка оборудования в учебном центре, работающем в музее, заметно ниже, чем в учебном классе школы. Дело оказалось в том, что родителям гораздо удобнее направлять своих детей на дополнительное компьютерное обучение в школу - это ближе к дому, безопасней и привычней. "Школа оказалась прекрасным каналом сбыта в логистической цепочке предоставления новой образовательной услуги для детей, а затем и для взрослых", - отметил генеральный директор "Андреев Софта".

На протяжении полугода компания накапливала опыт, анализировала его. По истечении этого срока г-н Андреев обратился к начальнику управления образования Твери Евгению Шестернинову за разрешением продвигать проект в другие школы города. Разрешение было получено. С управлением составили договор о намерениях. Потом соглашение подписали заместитель главы города по социальным вопросам, мэр города Александр Белоусов и губернатор области. Вскоре после этого в короткий срок были открыты еще десять таких же классов.

Однако не все директора городских и областных школ воспринимали договор о намерениях, подписанный даже на столь высоком уровне, как указание способствовать компании в организации классов компьютерного обучения. Некоторые из них пытались перевести отношения на денежную основу, не удовлетворяясь оговоренным в документах ресурсом в виде базы для ведения школьной программы по информатике плюс готовой системы дополнительного обучения детей востребованной жизнью компьютерной грамотности (системы, которой недоставало лишь стен и крыши). Были среди директоров и просто равнодушные люди, которым ничего не было нужно: чем меньше хлопот, тем лучше. Это не смущало руководителей "Андреев Софта", поскольку услуга тогда была уникальна и спрос превышал возможности компании. О корыстных или неделовых директорах просто забывали (к счастью, таковых, как показала статистика контактов, было процентов 15; жаль только, что из-за них проиграли дети, обучающиеся в этих школах).

К 2000 г. компьютерные классы "Андреев Софта" работали в 35 из 50 городских школ. Тверь тогда стала первым в стране городом, где в каждой школе был свой компьютерный класс (и случилось это еще до появления президентской программы компьютеризации школ). В том же году проект шагнул в область (сегодня в Твери и Тверской области действуют 92 класса). Затем компания открыла филиалы в С.-Петербурге, Оренбурге, Калуге, Ставропольском крае и там тоже организовала компьютерные классы.

Сегодня директора школ могут получить компьютеры и по государственной программе. Но далее у них возникают проблемы с обслуживанием техники, ее модернизацией (что при современных темпах совершенствования компьютеров и изменения ПО весьма хлопотно). "Андреев Софт" не только следит за работоспособностью техники, но и каждые три года заменяет компьютеры, а устаревшие реализует через свой комиссионный магазин. Всего одному инженеру под силу обслуживать все компьютерные классы компании в городе, а это около тысячи учебных мест.

Источником финансирования в бизнес-схеме компьютерных классов "Андреев Софта" являются их слушатели (т. е. чаще всего родители школьников - главного контингента этих классов). Общее количество учащихся во всех классах системы - около 7000.

Образовательные проекты компании собирают профессионалов не столько из области компьютерных технологий, сколько именно из области образования. Так, руководитель учебного центра Вера Ивановна Реут в свое время была первым заместителем начальника управления образованием Твери. Могилевская Светлана Захаровна, начальник методического отдела, методист по информатике городского научно-методического центра, отвечает за разработку методик, точно знает программы каждого года обучения, в компании трудится с 2000 г., составляла самые первые методички.

В 2002-м стартовала четырехлетняя программа обучения "Компьютерная школа КОМПЬЮТЕРиЯ" - новый образовательный продукт компании. Для каждого года обучения написаны учебники, составлены тетради ученика и преподавателя, электронные практикумы и задачники.

Выпускники, освоившие четырехлетнюю программу, по сути становятся опытными пользователями компьютера, что подтверждается вручением сертификата государственного образца о начальном профессиональном образовании и освоении профессии оператора ЭВМ. Им вполне по силам получить и сертификат общества "Знание", сертификат ECDL (это европейские компьютерные права, система действует в 140 странах, и зачастую такой сертификат необходим для поступления на работу). Учебный центр фирмы "Андреев Софт" имеет статус учебного центра Microsoft, участвует в программе "Школа Касперского".

Образовательные проекты компании "Андреев Софт" собирают профессионалов не столько из области компьютерных технологий, сколько именно из области образования.

Проект компьютерных классов "Андреев Софт" ориентирован на массовый рынок: здесь принципиально обучают всех, никакого предварительного отбора на курсы не производится. В системе действует двухгодичная подготовительная ступень, ориентированная на учеников младших классов. Она предваряет основной четырехгодичный курс. А для желающих продолжить обучение разработаны дополнительные двухгодичные курсы со специализациями, выбор которых продиктован спросом выпускников основного четырехгодичного курса. Среди направлений обучения - компьютерная графика и делопроизводство, профессиональные пакеты программ для математиков, инженеров, юристов.

Обучение должно быть непрерывным

После того как организаторам компьютерного обучения стало окончательно понятно, что система успешно работает на протяжении всего учебного года, появились планы о ее расширении на время летних каникул. Встала задача "научиться обучать" детей не только в стенах школы, но и в загородных летних лагерях. В 2002 г. для реализации этих планов компания приобрела загородный детский лагерь.

Начать пришлось не с размещения компьютеров и обучения детей, а с ремонта крыш, корпусов, водопровода, замены котлов отопления, т. е. с решения обычных хозяйственных задач. Занималась этим коммерческая коммунальная служба компании, у которой на обслуживании в Твери 500 тыс. кв. м жилого фонда (диверсификация - страховка основного бизнеса и разведка возможных направлений роста). Но главная задача оставалась прежней: непрерывное дополнительное обучение детей информационным технологиям. Для ее реализации выбрали форму деловой игры. Она получила название "Страна КОМПЬЮТЕРиЯ". В "стране" своя конституция, парламент, правительство, валюта (естественно, это бит), она подключена через местного провайдера ООО "ДИНЕТ" к Интернету. Связь асимметричная: восходящий поток по GPRS, нисходящий - по спутниковому каналу. Подключение обошлось в 50 тыс. руб.

Алексей Андреев: “В работе с детьми пора

 выходить за рамки компьютерной тематики”

Учить детей такому непростому делу, как информационные технологии, даже в обстановке загородного лагеря реально не более трех часов в сутки. Для этого были созданы специальные "лаборатории". Остальные 13 активных часов (8 часов - сон) граждане "КОМПЬЮТЕРиИ" живут по законам своей страны. Ребята учатся понимать, что в современном информационном обществе без знания компьютерной техники прожить очень трудно и нужно учиться использовать ее. Экономическая модель взаимодействия граждан "КОМПЬЮТЕРиИ" - B2B. С этого лета они активно начали осваивать основы предпринимательства, оказывая друг другу разного рода платные услуги (до этого они зарабатывали биты в "государственных" учреждениях "КОМПЬЮТЕРиИ"). В новом сезоне в обращении должны появиться электронные карточки безналичного расчета, которые заменят бумажные биты.

В лагерь приезжают разные ребята. Есть среди них и такие, которые здесь впервые знакомятся с компьютером. А совсем недавно в тверском лагере побывал деревенский мальчишка-третьеклассник (мама этого паренька из глубинки как лучший работник "Почты России" получила дотированную путевку), который едва умел читать. Через десять дней он продемонстрировал товарищам сделанную им презентацию в PowerPoint. Именно такие результаты дают организаторам возможность почувствовать, что свое дело они делают совсем не плохо.

Правильная реакция детей на предложенные схемы организации их жизни в лагере зависит от профессионализма педагогов-игротехников. Из 300 человек персонала учебного центра компании было отобрано 60 наиболее сильных профессионалов, готовых продолжать работу и в каникулярное время. Их нужно было только вооружить необходимой технологией, в которой все расписано по дням и часам. Педагоги лагеря - методисты учреждений дополнительного образования детей Твери. Это самые квалифицированные местные кадры. Тем не менее для разработки технологии и программ для преподавателей и воспитателей компания привлекает специалистов Федерального института развития образования.

У "Андреев Софта" около 10 тыс. корпоративных клиентов, которым компания оказывает ИТ-услуги. Именно они составляют клиентскую базу, по которой продвигается образовательный продукт "КОМПЬЮТЕРиЯ". Второй год спрос на услугу по организации летней жизни детей превышает предложение. И в этом году, когда в апреле координационный совет при городской администрации по летнему отдыху детей обсуждал вопросы заполнения муниципальных и областных лагерей (их в области около 50), "Андреев Софт" решал проблему повышенного спроса на свои вдвое более дорогие путевки, проданные уже в марте. Похоже, люди готовы платить больше за качественную услугу.

"Страна КОМПЬЮТЕРиЯ" не ограничивается территорией одноименного лагеря под Тверью. В прошлом году, например, лагеря, где дети и взрослые жили по правилам "КОМПЬЮТЕРиИ", действовали на восьми площадках: в Горках под Москвой, на Селигере, во Ржеве, в Вышнем Волочке, в Болгарии и Венгрии. Для их организации методисты компании выезжают на новые места развертывания проекта и начинают там работать по отлаженной технологии.

Дальнейшее развитие этого направления своего бизнеса руководство компании видит в схеме франчайзинга. По этой схеме уже организуются компьютерные школы в других регионах. Заключены договоры с семью партнерами в Москве, Нижегородской, Самарской, Курской, Иркутской областях, Дагестане. Пока схема приносит совсем небольшую прибыль. Как считает г-н Андреев, причина в том, что действующая в классах программа обучения устарела и продвигаемый по франчайзе продукт нужно перестраивать.

Программы обучения, безусловно, ежегодно модернизируются с учетом изменений в рыночных технологиях и программных продуктах. Но сейчас настала пора поменять саму концепцию компьютерной школы. Этим ныне в компании и занимаются. Скорее всего со следующего полугодия она будет обновлена.

Суть новой концепции в следующем. До сих пор для всех учеников программа обучения была одинакова, и в этом для своего времени было рыночное преимущество метода, так как общий уровень компьютерной грамотности был одинаково низким по всей стране. Но сегодня, например, в Питере (где, кстати, программа "тормозит") школьникам устаревшая программа не интересна - они уже все знают, что такое Windows, MS Office и т. п. Им нужны современные знания. Поэтому предполагается разбить часы обучения по новой программе на два курса - обязательный (одинаковый для всех) и по выбору. Для получения сертификата государственного образца ученику после прохождения обоих курсов нужно будет набрать заданное количество очков. Задача разработчиков - обеспечить возможность выбора ученикам, которые живут и в Торжке, и в Питере, и в глубинке, и в центре.

ИТ - лишь средство

Новая концепция компьютерных курсов должна отражать жизненные потребности современного человека. Так, на занятиях по Интернету он должен научиться не просто использовать поисковые возможности браузера и специализированных Web-сайтов, а отыскивать, к примеру, информацию для реферата по истории. Если кто-то увлечен фотографией или съемкой видео, ему нужно знать инструменты и приемы обработки изображения и монтажа на компьютере. Ребенку нужен инструмент, помогающий изучать школьные предметы и организовать досуг, а не просто компьютер, подключенный к Интернету. Обучать следует не просто программе PhotoShop, а тому, как сфотографировать цифровым фотоаппаратом своего друга, сверстать и распечатать открытку с его портретом. Работа курсов будет построена на принципах проектной деятельности.

Ребенку нужен инструмент, помогающий изучать школьные предметы и организовать досуг, а не просто компьютер, подключенный к Интернету.

Несмотря на нынешние трудности, связанные с переходом на новую систему обучения, схемой функционирования проекта довольны все. Учителя информатики, занятые дополнительно во второй половине дня в компьютерной школе, получают зарплату, превышающую основную. Администрация школ довольна тем, что компьютерные школы компании "Андреев Софт", действующие на их территории, поднимают рейтинг учреждения и повышают качество преподавания информатики. Это особенно важно теперь, когда школы стали получать средства из бюджета пропорционально количеству учеников. Только сейчас директора школ в своей массе начинают понимать, что и для них настали времена (хорошо это или плохо - другой разговор, так определило их судьбу правительство), когда выживет тот, кто в состоянии оказывать более качественную образовательную услугу за меньшие деньги.

Локальные сети сегодня есть во всех классах, но вот к Интернету подключено не более 10% школ Твери. Технически выполнить подключение не составляет труда - провайдеры есть. Но за трафик платить некому. В прошлом году месяц занятий на курсах стоил 380 руб. Если в оплату включить стоимость трафика, эта сумма увеличится примерно вдвое. Психологически, как показывает предпринимательский опыт г-на Андреева, это много, клиенты пока такие деньги за обучение платить не готовы. Кроме того, правительство объявило, что в течение двух ближайших лет (к концу 2007-го) Интернет в школах появится. "Андреев Софт" к этому времени планирует разработать программы обучения с учетом новых возможностей школ и требований рынка труда. Когда в школы поступит государственное оборудование, конкурентным преимуществом компании будет содержательная сторона обновленных курсов. В "Андреев Софте" понимают, чему и как нужно учить детей в области ИТ, и в этом компания видит свое будущее. Уже сегодня она чаще арендует для организации компьютерных классов школьную технику, а не устанавливает свою, оставляя за собой обслуживание арендуемой техники. Это означает, что со временем продуктом компании станет обучение, а не техническое оснащение.

"КОМПЬЮТЕРиЯ" - зарегистрированный бренд "Андреев Софта". В ближайшие три - пять лет компания планирует найти партнеров по этому проекту во всех субъектах РФ. Для этого выстраивается взаимодействие с ассоциацией "Компас-Центр", цель которой - распространение накопленного опыта в области развития дополнительного детского образования на базе оздоровительных лагерей, лоббирование интересов ее членов, занимающихся организацией детского интеллектуального досуга. "Нам уже понятно, что в работе с детьми нужно выходить за рамки компьютерной тематики" - так определяет планы развития образовательного бизнеса своей компании г-н Андреев.

Версия для печати