АНАЛИТИКА
Будущее за мобильной VoIP-телефонией
К 2012 г. доход от продажи мобильных VoIP-услуг на территории США составит 18,6 млрд. долл., а в Западной Европе - 7,3 млрд. долл. (6 млрд. евро). Для сравнения: "фиксированные" системы VoIP принесут 11,9 млрд. долл. в США и 6,9 млрд. долл. (5,7 млрд. евро) в Западной Европе - такие цифры приводит в своем недавно опубликованном отчете агентство Analysys.
На сегодняшний день стоимость передачи трафика, которую обеспечивают действующие технологии, включая
EV-DO Revision 0 в сетях CDMA2000 и High Speed Packet Access (HSPA) в сетях W-CDMA, слишком высока, а качество услуг недостаточно для стимуляции перехода на VoIP-сервисы, утверждается в отчете.
Основной движущей силой для перехода сотовых операторов от передачи голоса по коммутируемым сетям к использованию IP-сетей, по мнению аналитиков, станет ожидаемая в 2007 г. замена оборудования CDMA2000 1х Evolution Data Optimised (EV-DO) на системы с поддержкой стандарта Revision A, а также перевод сетей W-CDMA на технологию 3G Long Term Evolution в 2010-м.
В результате, по прогнозу Analysys, на долю мобильной VoIP-телефонии к 2015 г. будет приходиться 28% голосовых звонков в США и 23% - в Западной Европе.
Операторы сотовой связи станут предлагать VoIP как высококачественный сервис по передаче голоса, создавая добавленную стоимость за счет предоставления различных дополнительных услуг вроде обмена мультимедийной информацией и передачи мгновенных сообщений, предполагают авторы отчета. На развитых рынках передача голоса по сотовым IP-сетям будет доминировать среди набора VoIP-сервисов, а услугам на основе локальных сетей (VoWLAN) и широкополосных систем (BWA), таких как WiMAX, будет отведена роль нишевых решений.
Как считают в Analysys, провайдером стоит приступать к разработке планов перехода на VoIP-услуги уже сегодня, поскольку в ближайшем будущем угрозу для их бизнеса могут составить компании, предоставляющие решения для передачи голоса поверх оборудования операторов, и конкуренты, предлагающие передачу голоса по сетям другой топологии, например WLAN или BWA.
Популярность ноутбуков способствует продажам модемов
Рынок сотовых модемов до недавнего времени не отличался большими объемами, однако этот год может стать переломным моментом в истории индустрии, считают специалисты из In-Stat (www. instat.com). По данным недавно проведенного компанией исследования, количество проданных в 2006 г. устройств доступа в Интернет на базе технологий GSM, CDMA, и WCDMA превысит 5 млн. шт. Стимулировал рост продаж повышенный спрос на модемы, встроенные в мобильные ПК, их прогнозируемая доля в этой области коммуникационной индустрии по итогам 2006 г. составит 10%.
Увеличение продаж мобильных модемов повлечет за собой рост доходов от реализации модемных плат и, как следствие, повышение доли генерируемых посредством этих устройств прибылей, подчеркивают в In-Stat. По их данным, в течение ближайшей пятилетки объем рынка сотовых модемов увеличится более чем в пять раз, а доход от продажи встроенных модемов и модемных карт в 2008 г. достигнет 1 млрд. долл.
Американцы предпочитают широковещательные технологии
Мобильные широковещательные услуги станут наиболее распространенным решением для трансляции мобильного видео и телевидения на территории США, заявляют аналитики из ABI Research (www.abiresearch.com). По их данным, к концу 2007 г. около 1 млн. подписчиков будут получать информацию или развлекательные программы на свои мобильные устройства посредством технологий DVB-H и MediaFLO.
Как утверждают в ABI Research со ссылкой на лидирующих провайдеров, однонаправленная потоковая передача данных (unicasting) не выдерживает конкуренции с широковещательной (broadcasting) передачей данных из-за своей неспособности обслуживать большое количество абонентов. По прогнозам аналитиков, к 2011 г. число подписчиков услуг мобильного телевидения в мире составит 514 млн., из них 460 млн. будут абонентами широковещательных систем. К концу же 2006-го число "широковещательных" пользователей достигнет 1,5 млн.
Предполагается, что большинство подобных сервисов будет предоставляться по подписке с ориентировочной стоимостью 10 долл. в месяц такими операторами, как Verizon Wireless и Sprint Nextel. А основным способом получения провайдерами прибыли станет реклама, доходы от которой позволят компенсировать необходимые затраты на высококачественное программирование.
Как будут развлекаться владельцы мобильников
Музыка, Web-серфинг и разнообразные видеоуслуги послужат основной движущей силой для развития рынка мобильных развлечений в Западной Европе. К такому выводу пришли аналитики агентства Analysys (www.analysys.com) в ходе проведенного ими исследования.
Наибольшие прибыли провайдерам принесут музыкальные записи, объемы продаж которых будут расти на 75% ежегодно и к концу 2011 г. составят 3,4 млрд. евро. Уже сегодня доля загружаемых на мобильные устройства звуковых треков составляет значительную часть рынка цифровой музыки, а распространение сетей 3G и увеличение памяти в мобильных системах наряду с внедрением кроссплатформенных решений приведет к еще большему росту этой доли, заявляют авторы отчета.
А вот столь же интенсивного роста телевизионного сегмента ждать в ближайшие несколько лет не приходится, предупреждают аналитики. По их мнению, провайдерам придется потрудиться, чтобы хотя бы окупить затраты на развертывание соответствующей инфраструктуры. До тех же пор, пока большая часть присутствующих на рынке мобильных устройств не будет способна принимать мобильное видео, доход от "случайных" пользователей будет практически нулевым, поскольку доступ к мобильному видеоконтенту сможет получить лишь незначительный контингент потребителей, готовых специально купить мобильник с соответствующим функционалом.
Общий же доход от продаж мультимедийного контента, по данным Analysys, будет расти ежегодно на 29,2% - с 4,9 млрд. евро в 2006 г. до 23,4 млрд. в 2011-м. Провайдерам аналитики рекомендуют ввести более прозрачные биллинговые схемы и максимально привлекательные с ценовой точки зрения варианты подписки на мобильное видео, поскольку действующие на сегодняшний день системы оплаты довольно сложны и зачастую отпугивают потенциальных покупателей.
Муниципальных беспроводных сетей становится больше
Количество муниципальных беспроводных сетей продолжает неуклонно расти, несмотря на часто раздающуюся в их адрес критику. Общее их число, по прогнозам In-Stat, к концу 2006 г. достигнет 248, а к 2010-му подобных образований по всему миру будет насчитываться более 1500. Лидером по созданию муниципальных сетей, как считают аналитики, являются и в ближайшем обозримом будущем останутся США. Особо подчеркивается тот факт, что в Северной Америке большинство сетей не принадлежит государству. Муниципальные власти в таких случаях помогают в развертывании сети, тогда как в роли владельца и управляющего, как правило, выступают предприятия частного сектора. Аналитики рекомендуют провайдерам сосредоточиться на создании адекватной бизнес-модели, а не на технологических улучшениях сетей.
Фемтосотовые системы перевернут рынок двухмодовых систем?
К 2011 г., по подсчетам ABI Research, будет поставлено 300 млн. двухмодовых Wi-Fi/GSM-терминалов. А поскольку вендоры приложили значительные усилия для внедрения в стандарт 802.11n всех необходимых им возможностей, то именно системы на основе этой технологии будут превалировать на рынке в ближайшие годы.
Эксперты ABI Research считают, что Wi-Fi очень быстро найдет применение в мобильных телефонах, особенно в топовых моделях. Причем если сотовые операторы склоняются к использованию UMA-протокола, то телекоммуникационные компании и другие игроки этого рынка более заинтересованы в решениях на основе протокола SIP.
Несмотря на радужные перспективы, аналитики отмечают, что серьезным потрясением для этого рынка может стать появление фемтосотовых точек доступа (femtocell) - небольших сотовых базовых станций, предназначенных для использования в жилых массивах или корпоративной среде.
Фемтосотовые решения, как и точки доступа Wi-Fi, подключаются к широкополосному каналу пользователя. Преимущество их заключается в способности обеспечить более качественное покрытие в здании и возможности формировать платформы, на которых могут быть реализованы конвергентные решения. Таким образом, заключают аналитики, фемтосоты могут создать значительный противовес оформившейся недавно тенденции перехода на двухмодовые аппараты.
Некоторые операторы считают, что фемтосоты позволят им избежать внедрения дорогостоящих конвергентных систем, если вместо них будут использоваться домашние точки доступа в комбинации со стандартными сотовыми телефонами, отмечают в ABI Resaerch.
Тем не менее эксперты констатируют тот факт, что вызванное появлением фемтосот снижение темпов роста рынка VoWi-Fi (Voice Over Wi-Fi) не повлияет на развитие технологии UMA. Все зависит от того, кто контролирует покупателей, заключают аналитики. Так, сотовые операторы вполне могут использовать UMA для удержания клиентов, заинтересованных в недорогой связи. А реализуемая на базе фемтосот возможность использовать локальную сеть для передачи трафика будет удобна как для оператора, так и для конечного пользователя.
Излишний оптимизм может снизить популярность RFID
По оценкам агентства Frost & Sullivan (www.frost.com), в прошлом году объем европейского рынка RFID в автомобильной, аэрокосмической и индустриальной сферах составил 23,7 млн. долл., а к 2012-му эта сумма достигнет 109,3 млн. Как считают специалисты, технология радиочастотных меток может быть применена для снижения затрат и повышения продуктивности на производстве. Кроме того, использование RFID позволит обеспечить сохранность ценных компонентов в цепи поставок.
Однако в Frost & Sullivan полагают, что ажиотаж, возникший вокруг этой технологии в последние годы, породил имеющие мало общего с реальным положением дел надежды. Объемы возврата инвестиций (Return on Investment, ROI) при внедрении RFID на производстве, по мнению аналитиков, плохо поддаются оценке и напрямую зависят от степени интеграции технологии и методов ее использования, которые значительно разнятся от случая к случаю. Реальный же объем ROI может быть определен лишь опытным путем. Неоправданные надежды, возлагаемые на RFID, могут в дальнейшем отрицательно сказаться на распространении радиочастотных меток, подчеркивают авторы исследования.
Бум беспроводных решений продолжается
Рост популярности мобильных решений продолжается и сохранит свой темп в ближайшие несколько лет, заявляют специалисты из Infonetics Research (www.
infonetics.com), основываясь на результатах трех проведенных ими исследований.
Мировые продажи оборудования сетей радиодоступа (RAN, Radio Access network) с I по II квартал этого года повысились на 20% и составили 8,9 млрд. долл., а объем рынка WiMAX увеличился на 107% - до 141 млн. долл. Несмотря на снижение поставок систем беспроводных LAN на 7% (до 654 млн. долл.), аналитики прогнозируют их стабильный рост вплоть до 2009 г., что обусловлено хорошими продажами коммутаторов и контроллеров WLAN.
Отмечается диверсификация мобильного рынка - беспроводные ячеистые сети и WiMAX дополняют традиционные решения на базе Wi-Fi или сотовых систем, предоставляя провайдерам более широкий выбор при развертывании беспроводных сетей. А в ближайшие годы прогнозируется рост совместимости базирующихся на различных технологиях систем, которая, в свою очередь, положительно скажется на скорости распространения беспроводных широкополосных сетей.
Ежегодные продажи оборудования RAN, по прогнозу Infonetics Research, достигнут 37 млрд. долл. к 2009 г., число же подписчиков мобильных услуг к тому времени составит 2,9 млрд. человек. Около 51% прибылей производители этого оборудования получают за счет GSM-решений формата 2G/2.5G, 15% приходится на CDMA 2G/2.5G, а 34% составляют W-CDMA решения третьего поколения.
По регионам доходы по состоянию на II квартал текущего года распределились следующим образом: Азиатско-Тихоокеанский регион - 37%, Северная Америка - 15%, CALA (Карибский бассейн, Центральная и Латинская Америка) -12%, и EMEA - 36%. В течение следующего года ожидается значительный рост доли Азиатско-Тихоокеанского региона.
Что касается оборудования WiMAX, то доход от его продажи достигнет 3 млрд. долл. в 2009 г. Во II квартале текущего года 65% продаж пришлось на оборудование для конечных пользователей и 35% - на базовые станции. Объем поставок наружных точек доступа для ячеечных сетей увеличился на 47% - до 88 млн. долл., в штучном же выражении рост составил 63%. На Азиатско-Тихоокеанский регион пришлось 40% продаж, на EMEA - 30%, а Северная Америка и CALA принесли 17 и 13% дохода соответственно.
Наконец, устройства WLAN через три года будут приносить производителям 3,6 млрд. долл. Северная Америка принесла производителям оборудования WLAN 48% доходов, на долю EMEA пришлось 30%, Азиатско-Тихоокеанского региона - 20%, а в CALA было продано 2% таких систем.