ОНЛАЙН-УСЛУГИ

Не секрет, что грамотности в юридических вопросах даже на бытовом уровне нашим соотечественникам явно недостает. И несмотря на все официальные заявления о курсе страны на создание правового государства и построение гражданского общества, население в большинстве своем все еще не готово отстаивать свои права как при контактах с представителями власти, так и в суде. К услугам профессиональных юристов частные лица прибегают редко и лишь в случае крайней необходимости. Да и в отечественной корпоративной среде, особенно в сегменте малого бизнеса, уровень правовой культуры существенно ниже западного.

Искать причину сложившейся ситуации исключительно в слабой "просветительской" работе властей было бы неправильно. Во многом правовая пассивность граждан обусловлена и ментальностью, которая, однако, хоть и понемногу, но меняется. И довольно интенсивный рост числа интернет-сервисов в России, который наблюдается в последние годы, может сыграть весомую роль в формировании у наших сограждан соответствующих навыков.

Разнообразие сервисов

Даже примерно оценить количество сайтов в Рунете, на которых можно бесплатно получить юридическую консультацию, не представляется возможным. Первые подобные онлайн-сервисы возникли в русскоязычном Интернете еще в 1990-е гг., и с тех пор все новые и новые проекты появляются чуть ли не ежедневно. Свою помощь пользователям активно предлагают самые разные, порой и непрофильные по тематике ресурсы. Развивается это направление не только в столичном, но и в региональных сегментах Сети. В общем случае целью создателей таких сервисов является привлечение внимания пользователей к своим сайтам. Впрочем, иногда, набрав со временем достаточную аудиторию и популярность, владельцы ресурсов переводят юридические разделы на платную основу. В частности, на www.tonnel.ru подобный шаг объясняют следующим образом: " В связи с участившимися случаями использования наших юридических консультаций другими сайтами на возмездной основе ответы юриста в разделе "Спросить юриста" более не являются бесплатными. По желанию посетителя, задавшего вопрос юристу, ответ может быть опубликован на сайте либо выслан на адрес электронной почты".

Виртуальная юридическая консультация www.uristy.ru была создана как объединение юристов и адвокатов

 России для оказания бесплатной правовой помощи неограниченно широкому кругу лиц

Представительства юридических контор в Сети за счет бесплатных онлайн-консультаций также активно продвигают свои фирмы, наращивая количество потенциальных клиентов, а сотрудники, отвечающие на вопросы пользователей, заодно практикуются. Отдельную категорию консультационных сервисов составляют ресурсы правозащитных организаций и различные организационное проекты (например, по поддержке предпринимательства), которые ориентированы на оказание помощи в узкой сфере (милицейский произвол, работа в условиях измененного налогового законодательства и т. д.).

Кому довериться

При выборе веб-ресурса для получения юридической консультации следует соблюдать осторожность. Особого доверия не вызывают непрофессионально выполненные сайты, орфографические ошибки, отсутствие базы с ранее заданными вопросами и полученными ответами, а также отсутствие подробной информации о статусе консультанта в офлайне.

Разумеется, наиболее точно оценить профпригодность можно, изучив архив ранее выданных юристом рекомендаций, но среднестатистическому пользователю провести такой анализ не под силу. В противном случае ему просто не за чем обращаться к подобным сервисам. Хотя откровенный дилетантизм в формулировках ответов может заметить человек и без соответствующего образования. В любом случае необходимо ознакомиться с базой имеющихся вопросов/ответов, хотя бы для того, чтобы оценить ее объемность. Отсутствие подобного архива, играющего в данном случае роль портфолио, может служить достаточным основанием для отказа от услуг соответствующего онлайн-сервиса. О серьезном подходе к делу также свидетельствует наличие на сайте библиотеки с дополнительными материалами, обычно текстами кодексов, законов и других нормативных актов.

Таким образом, внимания и доверия заслуживают прежде всего сайты юридических фирм, где на вопросы пользователей отвечают сразу несколько сотрудников, причем зачастую каждый из них отвечает за конкретную область права.

Более осторожно стоит отнестись к домашним страницам частных юристов (что, разумеется, не относится к профессионалам, уже сделавшим себе громкое имя) или же разделам на информационно-развлекательных интернет-порталах, где советы может давать не специально привлеченный для этой цели адвокат, а штатный юрист доткома. Хорошим знаком является наличие на сайте информации о количестве консультантов, их статусе и специализации, особенно при широком тематическом круге выдаваемых ответов. Предложения юристам присоединиться к проекту также свидетельствуют о стремлении руководства портала развивать данное сервисное направление.

Подобное обилие, несомненно, позитивно влияет на общество. Интернет-обращения к консультантам по самым различным, иногда довольно незначительным вопросам уже становятся стандартной практикой для пользователей Сети. Для многих юридическая поддержка в онлайне уже является непременной составляющей при разборе конфликтных и запутанных ситуаций в различных сферах - от наследования до обслуживания туроператорами. И все же наблюдаемое в Интернете разнообразие таких сервисов имеет свои недостатки. В частности, весьма сложно оценить компетентность консультанта в той или иной области права или приемлемость его подготовки для решения предлагаемых вопросов в целом.

Интересно, что характерные признаки, позволяющие усомниться в качестве сервиса, для юридических онлайн-услуг во многом повторяют общую ситуацию в Сети. Впрочем, даже если весь спектр бесплатных предложений по онлайн-консультациям сузить до веб-ресурсов юридических контор и адвокатских коллегий, количество подобных сайтов все равно останется немалым. Практически каждая более или менее серьезная фирма, предлагающая соответствующие услуги в офлайне, к настоящему времени имеет свое представительство в Сети, а наличие бесплатных удаленных консультаций уже становится стандартом де-факто для таких веб-ресурсов.

Реализованы данные сервисы большей частью довольно типично. Пользователю настоятельно рекомендуют ознакомиться с теми консультациями, которые были даны ранее, поскольку большинство задаваемых вопросов стандартны и ответы на них сводятся к одной строчке, а то и слову ("законно" - "незаконно") или цитированию той или иной статьи из кодекса или закона. После того как посетитель убедится, что его проблема ранее не была затронута, или же просто проигнорирует предложение, он заполняет форму, где вводит свое имя, e-mail для получения уведомления об ответе и собственно вопрос. Иногда для контактов с юристами используется формат форума, что удобно, поскольку пользователь может в режиме диалога уточнить моменты в ответе, вызвавшие затруднение.

В среднем комментария юриста приходится ждать около трех суток. Если с интернет-пользователями работает несколько человек либо фирма еще не получила широкой популярности, время ожидания может сократиться и до одного дня. Иногда предлагается ввести и телефон, чтобы адвокат мог связаться с пользователем и предложить свои услуги уже на платной основе, если вопрос покажется слишком серьезным. Последнее - не редкость. Бесплатные онлайн-консультации даются в основном по несложным вопросам, не требующим индивидуального подхода, то есть достаточно четко и однозначно трактуемым с позиций законодательства без подробного разбирательства возникшей ситуации. Изредка на сайтах юридических фирм даются и ICQ-номера "горячих" линий. Подобная форма связи привлекательна с точки зрения общения в реальном времени, но получить по такому каналу обстоятельный ответ на сложный вопрос, разумеется, вы не сможете.

Особенно часто пользователи сталкиваются с отказом дать развернутый ответ на вопросы, касающиеся операций с недвижимостью - куплей/продажей/ арендой, наследованием, пропиской/выпиской и т. д. В связи с обилием мошенничеств в этой сфере юридические компании ответственно подходят к проверке квартиры и документов на "чистоту", не рискуя с ходу что-то советовать пользователям. Кроме того, если контора специализируется на конкретной области права, то вопросы, не относящиеся к теме, будут проигнорированы. Так, например, на сайте центра развития бизнеса "Мадрих" (www.madrih.ru), где даются бесплатные онлайн-консультации по юридическим аспектам предпринимательства и коммерческой деятельности, пользователей предупреждают, что эксперты оставляют без внимания вопросы о наследовании, брачно-семейных отношениях, жилищно-комунальной проблематике и т. д. А комментарии по ситуациям, связанным с недвижимостью, даются только на платной основе.

Наиболее популярная бесплатная юридическая консультация в Рунете расположена по адресу: www.uristy.ru. Проект был запущен шесть лет назад как объединение юристов и адвокатов России "...для оказания бесплатной правовой помощи неограниченно широкому кругу лиц по вопросам семьи и брака, наследования, трудового, жилищного, гражданского и других областей права". На момент написания статьи в базе сайта насчитывалось 255 705 заданных вопросов и 254 485 ответов. Кроме того, на www.uristy.ru можно найти подборку нормативных документов, статей, обзоров и других материалов, отсортированных по правовым отраслям.

Заданный юристам вопрос получает идентификационный номер и может быть размещен на сайте в течение недели с момента его подачи. Пользователи периодически заходят на ресурс и, запустив систему поиска по номеру, проверяют, появился ли ответ. Впрочем, администрация сайта заранее предупреждает, что получение консультации по любому заданному вопросу не гарантируется. Причиной "молчания" может стать неполнота исходной информации или же отсутствие на тот момент юристов соответствующей специализации либо квалификации. По истечении семи дней такие вопросы автоматически удаляются из базы.

Алгоритм работы коллегии адвокатов “Профессионал”, предоставляющей консультации

по Интернету на платной основе, можно назвать классическим

Всего в работе с посетителями сайта принимают участие более шестидесяти юристов. По каждому из них можно найти небольшое досье, в котором содержатся такие данные, как имя, адрес, телефон, e-mail, образование, место работы, должность, стаж, специализация, дата регистрации на сайте, количество данных ответов и полученных благодарностей. Последние два пункта в анкете снабжены ссылками, и пользователь может сам ознакомиться с результатами работы юриста на сайте. Если квалификация специалиста произвела впечатление, к нему можно записаться на очную (платную) консультацию.

Есть здесь и рейтинговый раздел "Доска почета", составляемый по количеству благодарностей, полученных юристами от посетителей сайта, который позволяет сориентироваться при выборе специалиста. Весьма полезными представляются такие функции в каталоге юристов, как возможность сортировки по городам и специализациям. Относительно недавно открылся еще одни раздел - "Спор-клуб", предназначенный для профессионального обсуждения спорных правовых вопросов зарегистрированными на сайте юристами.

Среди платных услуг, которые заказываются непосредственно на www.uristy. ru, можно отметить изложение правовой позиции и определенных прогнозов, составление исковых заявлений, предоставление образцов различных правовых документов, развернутые консультации и регистрацию юридических лиц. Оплата производится через Сбербанк, после того как адвокат изучит вопрос и даст согласие взяться за его решение.

Бизнес-варианты

Все больше фирм в Рунете начинают предоставлять платные онлайн-услуги. Чаще всего предлагаются все те же консультации, однако перечень возможных сервисов таковыми не ограничивается. В онлайн начинают выносить направления юридической практики, не требующие контакта с клиентом, по крайней мере на промежуточных этапах. По мнению начальника юридического отдела центра "Мадрих" Дмитрия Пославского, в Сети могут найти максимально широкое применение такие виды услуг, как консультации (на сайте фирмы, по e-mail, через ICQ, на форумах) и работа с документами (составление по заказу или проверка предоставляемых договоров, подготовка судебных исков, формирование любой правовой документации). В других сферах юридических услуг Интернет может играть немаловажную роль как средство приема первоначального заказа, когда клиенту важно, чтобы с его проблемой начали работать незамедлительно. В этом случае визит в фирму заказчик наносит уже позже для решения существенных вопросов, требующих его непосредственного участия.

Вместе с тем Дмитрий Пославский отмечает и один значимый негативный фактор, ограничивающий использование Сети в юридической деятельности: "Минимальная правовая база, регламентирующая коммерческое взаимодействие через Интернет, делает такой способ работы с клиентами очень рискованным и поэтому до сих пор вызывает недоверие как у клиентов, так в ряде случаев и у нас. Обусловлено это в основном тремя факторами: проблемой юридической силы заключаемого сторонами соглашения; недостаточной развитостью систем интернет-расчетов для дистанционной оплаты услуг; проблемой ответственности исполнителя за предоставленную дистанционную интернет-консультацию".

Потенциальным заказчикам юридических онлайн-консультаций г-н Пославский советует не перекладывать живое общение с юристами и адвокатами на интернет-переговоры, хотя описать ситуацию и получить первичную информацию по проблеме вполне возможно. "Целесообразно задать вопрос нескольким адвокатам, получить несколько ответов, а потом уже выбрать, с кем далее работать, - рекомендует г-н Пославский. - Если же вы готовы на полноценный контракт без непосредственной встречи, то обращайте внимание на обязательства, которые фирма в любом случае должна прописать на своем сайте, а также на предоставляемые ею гарантии качества услуги".

В случае с платными сервисами вопрос о квалификации юриста, а также о гарантиях предоставления услуги встает еще острее. Да и попыток поживиться на данном рынке со стороны онлайн-мошенников встречается довольно много. Для корпоративных клиентов, готовых к онлайн-заказам юридических услуг, также актуален вопрос конфиденциальности предоставляемой информации. Некоторые компании уже озаботились этим фактором, в перспективе способным оказать серьезное сдерживающее влияние на развитие рынка "удаленных" юридических услуг. В частности, фирма "Спекто", о работе которой подробнее будет рассказано ниже, в договоре с заказчиком предусматривает информирование последнего обо всех лицах, причастных к работе по его запросам. В целом же рекомендации при выборе сайта для юридической поддержки в этом случае остаются теми же, что и для бесплатных сервисов.

Группа “Лекс” помимо консультаций принимает интернет-заказы на разработку и подготовку

проектов различных документов

Поскольку подобный бизнес - явление в Рунете относительно молодое, затруднительно определить некий средний набор предлагаемых услуг и форму сотрудничества. Большинство юридических фирм и частнопрактикующих специалистов создают онлайн-направление своей деятельности без оглядки на коллег с учетом специфического стиля своей работы и приоритетной правовой области. А расценки на юридические услуги существенно разнятся и в офлайне. К тому же в этой сфере значительно шире, чем в случае с бесплатными сервисами, представлены предложения для корпоративных клиентов. Практически невозможно составить сводный портрет "интернет-магазина" соответствующих услуг, однако наиболее характерные варианты взаимодействия с заказчиком можно рассмотреть на конкретных примерах.

Так, алгоритм работы коллегии адвокатов "Профессионал" (www.profadvokat.ru), предоставляющей консультации по Интернету на платной основе, можно назвать классическим. По схожей схеме работает большинство юридических контор, которые решились на открытие онлайн-сервиса, но не готовы к существенному расширению этого направления. Пользователь заполняет форму, в которой указывает свое полное имя, e-mail, подробное описание проблемы, срок, в течение которого он хочет получить ответ и подтверждение на оплату. Для физических лиц стоимость одной консультации составляет 950 руб., для компаний - 1500 руб. Представители коллегии, изучив запрос, посылают пользователю извещение о том, готовы ли они предоставить консультацию в указанный срок. При положительном решении пользователь скачивает на сайте электронную копию квитанции Сбербанка с реквизитами исполнителя, распечатывает и производит оплату. Получив от заказчика уведомление о переводе денег, юристы приступают к рассмотрению проблемы, а после подтверждения из банка о поступлении гонорара высылают клиенту ответ-консультацию по электронной почте.

Консалтинговая группа "Лекс" (www.lexgroup.ru), работающая с корпоративными клиентами, помимо консультаций принимает интернет-заказы на разработку и подготовку проектов различных документов - договоров, контрактов, соглашений, исковых заявлений, жалоб и т. д. В форме запроса необходимо описать вопрос и все условия сложившейся ситуации, указать юридический и почтовый адрес организации, ИНН, КПП, полное имя и должность руководителя, телефон/факс и e-mail. Подготовка занимает от двух до семи рабочих дней, по истечении которых заказчику высылается по электронной почте или факсу результат в виде документа Word, оформленного в соответствии с требованиями отечественного законодательства. При необходимости высылаются также акты выполненных работ и счета-фактуры. Расценки на подобные услуги, разумеется, выше: от 5900 до 14 900 руб. Оплата также производится предварительно, банковским переводом.

Фирма “Cпекто” в настоящее время продвигает проект “Скорая юридическая помощь ON LINE”

Небезынтересно выглядит одно примечание к правилам оказания услуг, которое гласит, что "ответы на вопросы не могут быть использованы иначе, чем для внутренних нужд стороны, которой они предоставлены". Пока в Рунете остро не стоит вопрос о "пиратском" использовании полученной консультации. Многие юрфирмы, работающие в Сети, публикуют архивы платных консультаций в открытом доступе (без идентификационных данных заказчика, разумеется), а развернутые ответы на актуальные вопросы повсеместно цитируются на форумах и блогах. Однако по мере развития данной сферы онлайн-услуг проблема защиты интеллектуальной собственности может стать актуальной. По крайней мере по отношению к трудоемким корпоративным заказам.

В качестве примера юридической компании, активно работающей в Сети, можно привести "Спекто" (www.specto.ru). Фирма специализируется на оказании широкого спектра услуг в сфере предпринимательской деятельности и в настоящее время продвигает проект "Скорая юридическая помощь ON LINE". Заключив договор на данную услугу, пользователь сможет получать консультации специалистов в режиме реального времени, направляя вопросы по электронной почте. На запросы, поступившие до 16:00, отвечают в тот же день. Более поздние заявки обслуживаются на следующий. Кроме того, предусмотрена возможность задать вопрос в срочном порядке, ответ на который должен быть получен в течение часа. Такие заказы принимаются с 10:00 до 18:00. У компании развернутая тарифная сетка - от экономичного варианта $100 в месяц (в эту сумму включается три вопроса) и $25 за каждый последующий вопрос до $400 (25 вопросов) и $10 за последующие. Плата за разовое обращение (одна заявка) составляет $40. Срочный вопрос для любого тарифа оценивается в $60.

Для многих юридическая поддержка в онлайне уже является непременной составляющей при разборе конфликтных и запутанных ситуаций в различных сферах - от наследования до обслуживания туроператорами.

Договор с клиентом заключается по тому же типу, что и лицензионные соглашения на ПО, то есть перед началом работы пользователь дает предварительное подтверждение описанных условий. Кстати, "Спекто" в договорах обязуется в случае какого-то сбоя, повлекшего временное отключение от Интернета, выполнить свои обязательства по оказанию услуг с клиентом по факсимильной связи.

Оплата интернет-консультаций производится с помощью специально выпущенных карт номиналом 500 руб. Они распространяются в супермаркетах, салонах связи и магазинах Москвы. Купив такую карту, пользователь получает возможность в любое удобное ему время задать интересующий вопрос и получить ответ с индивидуальным правом доступа. Для пополнения счета и входа в личный раздел необходимо на сайте ввести номер и PIN-код карты. Кроме того, в "Спекто" поддерживается оплата через "Яндекс.Деньги", а также "классические" варианты с безналичным расчетом по реквизитам компании в Анталбанке и по квитанции в Сбербанке.

Стоит отметить, что отечественная юридическая компания "Спекто" использует весьма новаторский стиль бизнеса. В рамках онлайн-проекта фирма предлагает участие в партнерских программах как юристам, так и розничным сетям, доткомам и прочим потенциальным местам реализации карт. Своим коллегам в "Спекто" готовы передать часть консультационных заказов, проходящих по системе "Скорой юридической помощи", за определенное комиссионное вознаграждение.

Говорить о формировании в Рунете нового сервисного онлайн-рынка, разумеется, преждевременно. Однако появление проектов, активно использующих классические ресурсы э-коммерции, и переход на оказание интернет-услуг большинства крупных юридических компаний позволяет сделать вывод, что подобный бизнес в обозримой перспективе может избавиться от ореола экзотичности и стать не менее привычным, чем продажа книг или компакт-дисков в интернет-магазине.

Версия для печати