ПРОЕКТЫ

Информационные технологии “включают” московских детей-инвалидов в жизнь общества

Когда весной этого года мы с соавтором работали над статьей по электронному включению в жизнь общества детей, подростков, женщин, пенсионеров и инвалидов (см. PC Week/RE, N 18/2006, с. 33), нам было неизвестно, что примеры такого рода включения в жизнь общества (e-inclusion) детей-инвалидов уже есть на московской земле (www. pcweek.ru/?ID=505490) и дают удивительные результаты. Расширить свои познания в этой сфере удалось во время делового завтрака 25 октября, который устроила компания Naumen (www.naumen. ru) для госслужащих.

Можно сказать, что в России на региональном и муниципальном уровнях возникло целое движение по дистанционному обучению детей-инвалидов, см., например, www.krsk-obr.ru/news/125/ (Красноярск), users.kaluga.ru/invalid_info/azik.htm (Калуга), www.murom-tv. ru/index.php?page=0&num_news=1937 (Муром) и т. д. В этом году закрывается ФЦП "Дети России" и соответственно одна из подпрограмм - "Дети-инвалиды" (www.newseducation.ru/importance/ 80/). Подпрограмма включала следующие мероприятия:

- развитие сети и материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов;

- создание условий для профессионального обучения детей-инвалидов и усвоения ими трудовых навыков;

- обеспечение детей-инвалидов современными техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими им самообслуживание;

- проведение всероссийских и региональных фестивалей, спартакиад и других мероприятий для детей-инвалидов.

На этой ФЦП федеральный центр, похоже, умывает руки в данной области. Движение по дистанционному обучению детей-инвалидов не имеет ни организационного, ни методического всероссийского центра, не создано и никаких структур по обмену опытом или фондов учебных курсов. С учетом современного разделения бюджетов регионов и федерального центра вся финансовая нагрузка по реализации дистанционного обучения детей-инвалидов лежит на регионах с вытекающими последствиями для регионов-доноров и регионов-реципиентов федеральных трансфертов. В результате регионы доноры являются более "продвинутыми" в развитии дистанционного обучения детей-инвалидов. И среди них, конечно, в первую очередь Москва.

Школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов (так называемая i-школа, www.home-edu.ru) - структурное подразделение государственного образовательного учреждения (ГОУ) центр образования (ЦО) "Технологии обучения" (www.9151394.ru). Она была открыта в 2003 г. в рамках проекта "Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов", который реализуется Департаментом образования города Москвы (www.educom.ru). ГОУ ЦО "Технологии обучения" является единственным в Москве (www.mosedu.ru/ru/parent/technologies/) учебным заведением, реализующим технологии дистанционного обучения больных детей.

    

Забота столичных властей

Этой весной московские депутаты обсудили проблемы дистанционного образования юных инвалидов. На состоявшемся 2 марта очередном заседании комиссии Московской городской думы по науке и образованию обсуждались проблемы реализации программы по дистанционному образованию детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья (www.bunimovich.ru/mosgorduma/education/index.phtml?id=249).

Как отметила директор центра "Технологии обучения" Елена Булин-Соколова, на сегодняшний день в Москве проживает 27 тыс. детей-инвалидов. С ними работают различные учреждения системы образования: детские сады компенсирующего и комбинированного видов, специализированные (коррекционные) школы и школы-интернаты, центры для детей с физическими и интеллектуальными нарушениями, школы надомного обучения, негосударственные образовательные учреждения. Дети, имеющие инвалидность, учатся и в общеобразовательных школах. Но все же значительное количество больных ребят в силу медицинских противопоказаний не посещает образовательные учреждения вообще или посещает их крайне нерегулярно.

Еще в 2003 г. вышло распоряжение правительства Москвы "Об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных технологий"; затем городскими властями был согласован "План мероприятий по созданию единой информационной среды для детей-инвалидов до 2006 года". Работа по реализации плана заканчивается, и сегодня уже можно говорить о ее конкретных результатах.

Дистанционное обучение больных детей включает использование индивидуального компьютера и специализированного дополнительного оборудования к нему, компенсирующего те или иные особенности развития ребенка; телекоммуникационное общение с учителем и сверстниками; поиск информации в Интернете и участие в коллективных проектах; непосредственное освоение производственных технологий, которые могут стать основой для будущего трудоустройства выпускника.

По словам г-жи Булин-Соколовой, дистанционное обучение осуществляется не только по обязательным школьным дисциплинам, ребята могут получать и дополнительное образование, в частности музыкальное и художественное. Выпускники центра "Технологии обучения" имеют возможность освоить профессии веб-дизайнера, бухгалтера, программиста и многие другие. По окончании обучения учащимся выдаются аттестаты государственного образца.

Однако в реализации программы дистанционного образования детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, имеется ряд серьезных проблем. Одна из них связана с тем, что выпускники, которые по окончании дистанционной школы хотят продолжить обучение, не имеют права оставить себе необходимое им для дальнейшей учебы и жизни компьютерное оборудование. Вторая проблема - оплата интернет-доступа для учащихся и выпускников дистанционной школы: в городском бюджете деньги на эти цели специально не выделяются. Не решена и проблема обеспечения детей, имеющих ограничения жизнедеятельности, специализированным транспортом, который мог бы доставлять их к образовательным, культурно-зрелищным и другим учреждениям. И наконец, необходимо разработать и принять городской закон об образовании людей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, который создал бы правовые основы обеспечения общедоступного, бесплатного и высококачественного образования всех уровней для ребят, которые не могут посещать образовательные учреждения.

Марию Коссе в московский центр

 “Технологии обучения” привело желание

 помочь собственному ребенку и

 другим детям-инвалидам

Учитывая прозвучавшие замечания и предложения, члены комиссии приняли следующие решения:

- предложить департаменту образования проработать вопрос создания нормативно-правовой базы для получения начального, основного общего и среднего образования в дистанционной форме;

- обратиться в Департамент социальной защиты населения, Департамент здравоохранения и Департамент образования с предложением создать единую базу данных о лицах до 18 лет, имеющих ограничения жизнедеятельности;

- предложить организовать передачу в постоянное пользование компьютерного оборудования выпускникам школы дистанционного обучения, которые собираются продолжить учебу в учреждениях профессионального образования или приступили к профессиональной деятельности, предполагающей наличие компьютеризированного рабочего места на дому;

- обратиться в правительство Москвы с предложением обеспечить бесплатный доступ в Интернет лицам, имеющим ограничения жизнедеятельности;

- просить Департамент транспорта и связи совместно с Департаментом образования рассмотреть возможность формирования городского парка специализированных транспортных средств и службы организации доставки детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;

- обратиться к Департаменту финансов с предложением учесть потребности школы дистанционного обучения при разработке проекта бюджета на 2007 г.;

- обратиться к мэру Москвы с предложением созыва межведомственного совещания по решению проблем, связанных с обеспечением образования детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья.

Похоже, этот план достаточно комплексный для того, чтобы создать комфортные условия для жизни в Москве детей-инвалидов.

Система управления поддержкой оборудования

Правительство Москвы, по словам заместителя директора центра образования Ирины Шпитальской, ежегодно выделяет около 90 млн. руб. только на закупку технических средств для учащихся и учителей. Каждому ученику на время обучения выдаются в бесплатную аренду компьютер, сканер, принтер, веб-камера, предоставляется высокоскоростной доступ в Интернет (все стоимостью порядка 80 тыс. руб.), дается возможность участвовать в творческих и исследовательских курсах, а также общаться со своими учителями и одноклассниками. При поступлении в школу все дети проходят первоначальный курс очного обучения работе на компьютере индивидуально или в группах.

Мария Коссе когда-то была ИТ-менеджером в крупной компании, но желание помочь собственному ребенку и другим детям привело ее в московский центр "Технологии обучения", где она возглавила ИТ-отдел. В школе дистанционной поддержки образования детей-инвалидов (i-школа) Мария со временем обнаружила, что увеличение числа обслуживаемых отделом учеников и учителей все более не под силу существовавшим допотопным средствам их сопровождения. В частности, отсутствовали удобная база по ученикам, учителям и договорам, единая точка контакта с ИТ-отделом для учеников и учителей, система учета заявок от учеников и учителей на ремонт оборудования, механизм контроля взаимоотношений c поставщиками. Имело место дублирование и несинхронное изменение информации в нескольких системах (учебный портал, Access), что осложняло сбор статистики и построение отчетов.

Базой для автоматизации деятельности i-школы послужили продукты Naumen Service Desk (http://naumen.ru/go/products/ nausd) и Naumen Phone (http://naumen.ru/ go/products/nauphone). Naumen Service Desk - готовое решение для автоматизации службы поддержки ИТ-услуг и управленияими. Продукт ориентирован на решение первоочередных задач, позволяющих повысить эффективность ИТ-обслуживания и обеспечить его соответствие требованиям бизнеса. Naumen Phone - программное решение для организации корпоративного call-центра и офисной IP-АТС, автоматизации процессов телефонного обслуживания и интеграции с бизнес-приложениями.

Отдел Марии вместе со специалистами компании Naumen разработал систему управления поддержкой оборудования (СУПО), установленного на дому у учителей и детей-инвалидов, которая обеспечивает:

- подготовку учебно-методических материалов;

- сопровождение договоров с учениками и учителями школы на аренду компьютерного оборудования;

- управление взаимодействием с поставщиками компьютерной техники и интернет-услуг;

- оказание технической поддержки ученикам и учителям по вопросам использования компьютеров, Интернета и учебного портала.

В целях развития и сопровождения СУПО рабочие места в ней получили специалисты двух основных партнеров ГОУ ЦО "Технологии обучения" по реализации проекта: поставщик компьютерного оборудования фирмы Apple компания DPI и интернет-провайдер "МТУ-Интел" (www.stream.ru). На 31 мая 2006 г. система поддерживала 1380 учащихся, 250 учителей, 50 технических администраторов и 100 курсов для 0-11 классов.

Пока число учащихся i-школы увеличивается примерно на 300 детей в год, и единственным ограничением этого роста является объем финансирования московским правительством. Представляется, что межрегиональная кооперация позволила бы субъектам федерации сэкономить значительные средства за счет разделения труда между ними в сфере разработки учебных курсов и тиражирования типовой, например московской, СУПО.

Версия для печати