МИНИНФОРМСВЯЗИ

В 2007 г. правительство России планирует увеличить объем бюджетных средств, выделяемых на развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), более чем в два раза по сравнению с предыдущим годом - их объем составит почти 22 млрд. руб. "Столь значительное увеличение ассигнований в отрасль ИКТ, предусмотренное проектом федерального бюджета России на 2007 г., лишний раз подтверждает, что курс на инновационное развитие экономики, определенный Президентом России В. В. Путиным, не только неукоснительно соблюдается, но и активно стимулируется", - констатировал министр по информационным технологиям и связи РФ Леонид Рейман.

22 млрд. руб. - сумма действительно очень приличная, соответствующая шестой части всех капиталовложений в отрасль. Такой щедрости от государства мы не видели лет пятнадцать, а то и больше. В прошлом году наметилась тенденция к снижению отечественных инвестиций в ИКТ и спаду отраслевых показателей развития. Причина простая: до последнего времени самой привлекательной сферой для капиталовложений была сотовая связь. Но эта подотрасль вступила в полосу насыщения, что привело к резкому снижению инвестиционной активности на данном направлении внутри страны (см. PC Week/RE, N 1/2006, с. 1) и все более значительному перетоку капиталов отечественных компаний сотовой связи за границу, главным образом в страны СНГ.

К сожалению, администрация связи страны не смогла предложить деловому сообществу сколько-нибудь интересные условия для инвестирования перспективных телекоммуникационных проектов внутри РФ - будь то сети мобильной связи третьего поколения (3G), национальная программа развития технологической связи "Тетрарус" или внедрение технологии GSM-R в сети железных дорог страны (см. PC Week/RE, N 42/2006, с. 8). На сей раз г-н Рейман сделал все от него зависящее, чтобы хоть немного компенсировать уход инвестиций из отрасли, добившись усиления финансового потока в государственные инфокоммуникационные программы, и пообещал, что сети 3G появятся в стране к середине следующего года.

В 2007 г. из федерального бюджета планируется выделить около 2 млрд. руб. на создание технопарков в сфере высоких технологий, основной задачей которых является активизация интеллектуально-кадрового потенциала и наращивание экспортного потенциала отрасли. Особенно важно, по словам г-на Реймана, "...что создание технопарков способно решить не только экономические, но и социальные задачи. А именно - даст возможность людям достойно применить свои таланты, не покидая страны".

Кроме того, бюджетные расходы на развитие ИКТ подразумевают и продолжение работ в рамках полузабытой ФЦП "Электронная Россия (2002-2010)", предусматривающей совершенствование госуправления с помощью информационных технологий. Впечатляет и планируемое десятикратное увеличение финансирования развития национальной инфраструктуры почтовой связи, направленное на обеспечение доступности современных информационно-коммуникационных услуг для населения.

По предварительному прогнозу, объем отрасли ИКТ в 2007 г. составит около 1,3 трлн. руб. К концу 2008-го, по данным Леонида Реймана, планируется полностью завершить телефонизацию страны: в каждом селе будет установлен таксофон, по которому звонки в экстренные службы будут бесплатны, а в городах и поселках с числом жителей более 500 человек будет организован пункт коллективного доступа (ПКД) в Интернет. В рамках проекта по универсальному обслуживанию населения намечается ввести более 105 тыс. таксофонов и более 20 тыс. ПКД. В ходе приоритетного национального проекта "Образование" планируется организовать широкополосное подключение к Интернету в 2007 г. более 34 тыс. общеобразовательных учреждений.

Куда правильнее вкладывать бюджетные средства?

"Комментарий министра об основных направлениях выделения денежных средств на развитие ИКТ, предусмотренных проектом федерального бюджета России на 2007 г., только усугубляет тягостное впечатление от объема этих ассигнований, - отметил Сергей Карелов, председатель совета Лиги независимых экспертов в области ИТ. - Для сравнения: расходы бюджета США на ИТ в 2006 г. составляют 65 млрд. долл. Что же касается невоенных направлений бюджетных расходов на ИТ в США, то это - здравоохранение, энергетика, транспорт, финансы, юстиция, космонавтика, сельское хозяйство, ветераны, торговля и социальное страхование (первая десятка в приоритетном порядке)".

Причем на каждое из названных десяти направлений объем ассигнований больше, чем весь объем российских бюджетных ассигнований в отрасль ИКТ. "Самое ужасное, - продолжает Карелов, - что наше правительство никак не поймет, что не в отрасль ИКТ нужно вкладывать бюджетные деньги (от этого данной отрасли в России только хуже становится), а в информационные технологии для развития самых важных с точки зрения государства национальных ресурсов. Получается, что в США главный национальный ресурс - здоровье нации, а в российском здравоохранении на ИТ денег нет вообще, и потому здравоохранение - это самый маленький сегмент российского ИТ-рынка. В качестве других примеров наиболее ценных национальных ресурсов США, на которые в бюджете 2006 г. пришелся самый высокий прирост по отношению к бюджету 2005-го, - это Департамент по работе с ветеранами (прирост 29%) и Национальный научный фонд (прирост 26%). А российскому правительству ветераны и наука не нужны, и оно продолжает выделять деньги на развитие ИТ в тех областях, в которых проще всего эти средства "осваивать" и "пилить" (невнятный и никчемный проект технопарков, забюрократизированная "Электронная Россия", таксофон в каждом селе и т. д.)".

Эксперты полагают,

что не в отрасль ИКТ нужно вкладывать бюджетные деньги, а в информационные технологии для развития самых важных с точки зрения государства национальных ресурсов.

А Сергей Мишенков, технический директор АСВТ, в целом положительно относится к росту государственных инвестиций в отрасль ИКТ: "Значительное увеличение государственного финансирования ИКТ можно только приветствовать, ведь сегодня уже не найти сферу человеческой деятельности, в которой эти технологии не просто находят применение, а используются широко и на все более ответственных участках".

Но чтобы эти расходы стали не затратами, а инвестициями в будущее нашей страны, надо, считает он, значительные средства направлять не столько на приобретение готовых технологий и оборудования за рубежом и создание избыточных инфраструктур связи, сколько на исследования, на развитие отечественных технологий, на совершенствование профессионального обучения, т. е. на создание того потенциала, который и определяет, какой будет связь России в будущем.

Правительство, кажется, впервые готово уделить чуть больше внимания вопросам ИКТ, но видит пока для себя только некоторую их часть, относящуюся к сфере предоставления инфокоммуникационных услуг, за которую отвечает ведомство г-на Реймана, и упорно не замечает многочисленные предприятия Роспрома, которыми руководит Борис Алешин. В итоге отечественным промышленным предприятиям и КБ достанутся крохи от выделенных на создание инфокоммуникаций государственных миллиардов.

Между тем наши будущие успехи в сфере ИКТ все же определяются уровнем развития собственной промышленности средств связи, и не менее важными остаются вопросы финансирования отраслевой науки и отечественного производства техники средств связи и телекоммуникационного ПО. В этом, возможно, нам окажется полезным опыт других стран, имеющих национальную техническую политику в области телекоммуникаций, например КНР.

Как это делают в Китае

"Давайте посмотрим, как это делается у нас и в Китае, - предлагает Сергей Сазонов, директор по работе со стратегическими вендорами компании "Verysell Проекты", хорошо знакомый с ситуацией на китайском рынке. - Возьмем телефонизацию всей страны. Перед тем как проложить телефон в каждый дом, правительство КНР дало мощный толчок собственной промышленности".

По результатам реализации государственной программы "Факел" (1988-2000 гг., это - аналог наших национальных проектов), говорит г-н Сазонов, в КНР образовалось несколько предприятий, которые могли делать на собственной элементной базе высокотехнологичную конкурентоспособную продукцию. И в большинстве своем для телефонизации сел у них использовалось китайское оборудование.

Несколько микросхем для телефонной станции C&C08 были спроектированы компанией Huawei самостоятельно с помощью современных средств разработки (аналогичное автоматизированное рабочее место использует компания AMD для создания собственных процессоров). И именно эта станция послужила основой телефонизации села. Она была дешевле импортных аналогов и выполняла основные функции АТС.

Как следствие, Huawei получила деньги на новые проекты, появились новые рабочие места, а технологии шагнули на одну ступеньку вверх. Сейчас эта китайская компания входит в группу ведущих производителей телекоммуникационного оборудования с годовым оборотом около 8 млрд. долл.

"Свалившаяся" же на компании "Связьинвеста" телефонизация села приведет к очевидным результатам: опять будет закупаться импортное оборудование, - продолжил Сергей Сазонов. - В любой отечественной АТС, которых на рынке в общем-то достаточно, нужно еще поискать следы русских инженеров. Если копнуть достаточно глубоко, то российскими в них будет только наклейка, название и в лучшем случае аппаратура СОРМ".

Версия для печати