СТРАТЕГИИ

Приглашение на пресс-конференцию, которая должна была пройти 8 ноября в рамках VII ежегодного бизнес-форума IBM, выглядело довольно интригующе: в нем подчеркивалось, что это будет не простая встреча со СМИ, а "открытая". Однако разгадка, как выяснилось, была почти тривиальной: организаторы решили отказаться от традиционных длинных презентаций, после которых порой просто уже не остается времени на сессию вопросов и ответов, а сразу дать возможность самим журналистам определить тематику обсуждения и узнать то, что интересно им, а не докладчику. Впрочем, презентационный проектор и экран были, но демонстрировали всего один слайд с именем отвечающего на вопросы - генерального директора IBM EE/A Кирилла Корнильева.

Специфика пресс-конференции заключалась еще и в том, что на нее московский офис IBM, кажется, впервые пригласил большую группу журналистов из регионов России и ближнего зарубежья, которые и задали обсуждению основной тон. Но при этом нужно отдать должное г-ну Корнильеву: он в одиночку поддерживал хороший темп и деловой настрой разговора, отвечая конкретно, сжато, четко на весьма сложные вопросы, возможно, требующие отдельного обсуждения с привлечением специалистов и дополнительных данных.

Кирилл Корнильев: “Ежегодно IBM тратит

 около 1 млрд. долл. на развитие

портфеля своих продуктов и услуг в

области SOA. Этим занимаются

более 100 000 специалистов

нашей корпорации”

Разумеется, многие вопросы приезжих были связаны с региональной политикой IBM в СНГ и с активностью корпорации в том или ином городе или стране. Ответ на них был примерно одинаков: компания не гонится за числом представительств, учитывая специфику ее бизнеса с ориентацией на крупные проекты и крупных заказчиков, ей гораздо удобнее иметь одну квалифицированную группу специалистов, которая могла бы оказывать реальную помощь клиентам по всей стране, чем "размазывать" такую команду по огромным территориям.

Некоторые вопросы выглядели по столичным меркам довольно наивно, но на самом деле они отражали очень важные аспекты развития бизнеса IBM. Таким был, например, вопрос о том, какую долю занимает корпорация на рынке ПК. Действительно, о какой доле может идти речь, если еще в начале 2005 г. IBM продала весь свой ПК-бизнес компании Lenovo? Но, с другой стороны, разве можно сказать, что IBM ушла с этого рынка, точнее - перестала быть игроком, который реально определяет очень многие аспекты его развития?

Кстати, именно этот вопрос позволил затронуть весьма важную тему - общую стратегию развития IBM и посмотреть на изменения в бизнесе компании за последнее десятилетие. В целом политика корпорации формулируется примерно следующим образом: фокусировка на корпоративном рынке как наиболее инновационном и доходном, постепенный уход из потребительской сферы, из сегментов с высоким уровнем конкуренции и падающей прибыльностью.

Реализация этой линии четко прослеживается в истории продажи/приобретений тех или иных подразделений IBM. За последние пятнадцать лет Голубой гигант*1 практически полностью ушел с рынка комплектующих и персональных устройств: еще в 1991 г. он отправил в автономное плавание свое принтерное подразделение (ныне компания Lexmark), а с 1999-го последовательно продал свои направления по производству DRAM, дисплеев, жестких дисков и ПК. В то же время корпорация постоянно наращивала присутствие в софтверном сегменте, сделав ставку на ПО промежуточного уровня: за последние 10 лет за счет приобретений она получила в свое распоряжение такие мощные бренды, как Lotus, Tivoli, Informix, Rational и Open Text. В результате сегодня деятельность IBM ведется в трех основных направлениях - аппаратные средства, услуги и ПО - причем, имея разные параметры по продажам, они приносят компании примерно одинаковый объем прибыли (рис. 1). Что же касается изменения структуры бизнеса, то она хорошо представлена на рис. 2: доля потребительских товаров упала почти до нуля при одновременном росте числа долгосрочных стратегических проектов и поставок продукции и услуг на корпоративном рынке.      

_____

*1 Есть три версии появления термина Голубой гигант (Big Blue) применительно к IBM. Все они связаны с цветом, но первая - мэйнфреймов начала 50-х годов, вторая - логотипа компании, третья - костюмов, которые традиционно носят топ-менеджеры корпорации.

Рис. 1. Составные части бизнеса IBM (2005 г.)

Рис. 2. Изменение структуры деятельности IBM: смещение от потребительского

сегмента (Commodity) в сторону решений и услуг

Учитывая содержательную направленность проходившего как раз в это время бизнес-форума (его тема была обозначена так: "Сервисно-ориентированная архитектура в действии"), целая группа вопросов на пресс-конференции была связана с проблематикой SOA, в том числе с выпуском продуктов и реализацией соответствующих проектов. Кирилл Корнильев, как мне кажется, занял очень взвешенную позицию в обсуждении этой "горячей" для ИТ-отрасли тематики и не стал повторять приевшиеся за последнее время слова о преимуществах SOA для заказчиков, о доле IBM на этом рынке. Суть его ответа была примерно такова: SOA - это концепция, которую многие ИТ-компании в общем-то трактуют неодинаково, в зависимости от их позиционирования на рынке. Учитывая это, нужно понимать, что любая категоризация предлагаемых средств и выполняемых проектов в плане их причисления к стану SOA является весьма условной.

Что такое SOA-проект?

Вот одно из определений SOA-проекта, которое автору встретилось в Интернете: это проект, в котором используется только 10% вновь приобретенных и 90% уже существующих программных компонентов.

Тем не менее технологии и услуги IBM активно движутся именно в направлении SOA, и корпорация выполняет в мире немало проектов, которые могут быть примерами реализации этих идей. Но нужно сказать откровенно: пока относительная доля таких проектов в общем портфеле IBM невелика, хотя есть отчетливая тенденция к ее увеличению. Ряд таких работ начат и в России, и по мере их завершения компания обещает познакомить с ними ИТ-специалистов и широкую общественность.

Версия для печати