ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В конце октября в Москве прошла международная выставка "Силовая электроника" (Power Electronics 2006, www.powerelectronics.ru), организатором которой традиционно выступила компания "Примэкспо" (www.primexpo. ru) при поддержке Минобрнауки РФ, Федерального агентства по промышленности, Федерального фонда развития электронной техники, ОАО "Российская электроника", а также при содействии ООО "Электронинторг-С".

Выставка не поразила масштабами - все экспонаты разместились в одном зале Центра международной торговли (ЦМТ). Но отрадно было видеть, что за последний год она все же "прибавила в весе", причем главным образом за счет увеличения числа отечественных разработчиков и производителей электронных изделий, многие из которых разместились на одном стенде под названием "Российская электроника" (не имеющим отношения к одноименному холдингу). Эти предприятия из разных уголков нашей страны, пережившие в 1990-е годы очень непростой для себя период и пока еще не набравшие достаточно сил, чтобы выступать на собственном стенде, теперь уже, совершенно понятно, не исчезнут внезапно с отечественного рынка, как бы ситуация в дальнейшем ни развивалась. Интерес к российским производителям проявляли многочисленные посетители выставки, общее число которых, по данным организатора, за три дня превысило 7 тыс.

Надо отметить, что выставке, посвященной силовой электронике, предшествовал ряд важных для развития электроники страны событий. Так, в сентябре Правительством РФ было принята программа о стратегии развития электроники на 2007-2011 гг. (см. PC Week/RE, N 39/2006, с. 54-56), предусматривающая выделение государством на данный период 23 млрд. руб. (около 870 млн. долл.). В октябре проблемы, связанные с предстоящим перевооружением национальной экономики, обсуждались на проходившем в Зеленограде заседании Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте РФ (см. PC Week/RE, N 39/2006, с. 1, 14), на котором В. В. Путин поддержал меры, направленные на развитие отрасли.

Есть примеры, когда зарубежная электронная продукция не выдерживает конкуренции с отечественной.

Если сегодняшнее положение с микроэлектроникой в нашей стране можно назвать катастрофическим (напомним, что доля импорта на рынке микроэлектронных изделий выросла до 90%, а в ряде сегментов до 100%), то в сегменте силовой электроники ситуация более благоприятная.

Так, Борис Авдонин, генеральный директор ЦНИИ "Электроника", полагает, что хотя до последнего времени силовой электронике и уделялось недостаточно внимания, но все же отставания в ней по многим позициям не наблюдается. По его словам, есть даже примеры, когда зарубежная электронная продукция не выдерживает конкуренции с отечественной (в основном в военной сфере), не удовлетворяя требованиям военной приемки по надежности и качеству. По оценке г-на Авдонина, объемы продаж на внутреннем рынке отечественных изделий силовой электроники (вместе с электротехнической продукцией) составляют примерно 8-10% от общего объема продаж электронных компонентов.

Борис Авдонин считает, что сегодня, когда вопрос о финансировании отрасли решен на государственном уровне, можно считать, что электроника встала на путь своего возрождения. В то же время, по его мнению, выделяемая из госбюджета сумма (23 млрд. руб. на пять лет, в то время как некоторые западные электронные компании тратят на исследования более 1 млрд. долл. в год) на преодоление отставания в отрасли явно недостаточна (особенно в микроэлектронном сегменте) - здесь приходится рассчитывать на частные инвестиции. Кроме того, "скачкообразный" переход через несколько технологических уровней электронного производства, по его словам, может дать не только положительные, но и непредвиденные отрицательные результаты.

Экспозиция выставки включала такие тематические разделы, как силовые полупроводниковые компоненты, интегральные микросхемы и оптоэлектроника, пассивные компоненты, магниты и материалы сердечников, датчики и сенсоры, интеллектуальный контроль двигателей, источники питания, промышленные компьютеры, распределительные устройства и многое другое. Свою продукцию показали более 100 компаний из России, Белоруссии, Украины, Италии, Индии, Швейцарии, Германии, Великобритании, США, Израиля и Польши (полный список участников размещен на сайте www.powerelectronics.ru). Многие компании, принимавшие участие в предыдущей выставке, демонстрировали и на этот раз свои обновленные, а в ряде случаев расширенные экспозиции, видимо, находя свое участие в ней вполне эффективным.

На семинарах и презентациях новые разработки представили крупные компании, присутствующие на российском электронном рынке: Semelab, Mitsubishi Electric, Semicron, "Петроинтрейд", РУСТЭЛ, МИКРОЭМ и др.

Игроки российского рынка

Поставщики. Лидеры российской дистрибуции демонстрировали на выставке продукцию ведущих производителей силовой электроники - как зарубежной, так и отечественной (например, московские "Золотой шар" и "Пла-тан"). Некоторые из них считают, что изделия отечественных заводов по ряду позиций выигрывают за счет соотношения цена/качество.

Тем не менее многие дистрибьюторы, присутствующие на российском рынке силовой электроники, поставляют только импортные электронные компоненты, как правило, известных марок. Центральные офисы таких поставщиков находятся главным образом в Москве: "Аргуссофт" (www.argussoft.ru), "Диал-Электролюкс" (www.dialelectrolux.ru), "Компэл" (www. compel.ru), МИКРОЭМ (www.microem. ru), "Пауэр смарт системс" (www.powersmartsystems.ru), "РТД-универсал" (www. rtd-universal.ru), РУСТЭЛ (www.fmccrustel. ru), а также в Санкт-Петербурге: "Макро групп" (www. macrogroup.ru), ЮЕ-интернейшнл (www.yeint.ru) и ЭФО (www.efo. ru). Но были и компании, осуществляющие поставки электронных компонентов на региональном уровне, например "Новые технологии" (Новосибирск, www.ntcom.ru). Некоторые из перечисленных фирм (такие как "Аргуссофт") охватили широкий спектр электронных компонентов по прямым дистрибьюторским каналам от ведущих производителей - IXYS, Westcode, Honeywell, Electronicon и др.

Практически все дистрибьюторы в регионах имеют свои представительства в крупных городах (Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Пермь и др.), иногда и за рубежом (например, "РТД-универсал"), осуществляют продажи через региональные дилерские каналы. Фирмы, поставляющие более сложное оборудование (скажем, МИКРОЭМ, "Симметрон" и др.), располагают на местах сервисными центрами, оказывающими также инженерную поддержку в проектах.

Производители. Из большой "электронной" тройки, присутствующей на рынке стран бывшего СССР ("Ангстрем", "Микрон" и "Интеграл") и в полном составе принимавшей участие в прошлогоднем "силовом" форуме, в нынешнем году свои возможности продемонстрировало (и то в неполном составе) лишь белорусское НПО "Интеграл", представленное НТЦ "Белмикросистемы" (www. bms.by), которым, как утверждается, разработаны 98% выпускаемых ИС, и заводом "Транзистор" (www.integral.by, www. transistor.by). Однако "силовая" электронная продукция каждого из этих производителей включена в каталоги дистрибьюторов-участников.

Не столь значительными (по оформлению и габаритам стендов, рекламным материалам и акциям), но, на наш взгляд, наиболее значимыми для отечественной отрасли были конечно же российские компании, занимающиеся проектированием и производством силовой электроники, применяемой главным образом при оснащении объектов военного назначения, связи и т. п. (этим, возможно, объясняется отсутствие у некоторых из них электронных адресов). В числе таких предприятий свои продукты и решения демонстрировали: московская компания "Аппаратура cистем cвязи" (www.escltd.ru), специализирующаяся в области радиоэлектронных компонентов; "Воронежский завод полупроводниковых приборов - Сборка" (ВЗПП-С, www.vzpp. vrn.ru), один из крупнейших поставщиков силовой элементной базы для предприятий - изготовителей радиоэлектронной продукции, вычислительной техники, средств связи и важнейшей аппаратуры специального назначения; "Группа Кремний" (Брянск, www. kremny-m.ru), выпускающая ИС и полупроводниковые приборы (ПП) для энергосберегающих технологий, автомобильной электроники и оборонной промышленности; компания "Искра" (Ульяновск, www.iskragai.ru), занимающаяся разработкой и производством высоковольтных сильноточных транзисторов, транзисторных модулей, силовых быстро восстанавливающихся диодов, изделий светотехники и автомобильной электроники; завод "Контур" (Чебоксары, www.konturchb. ru), изготавливающий силовые IGBT- и MOSFET-модули; Нальчикский завод полупроводниковых приборов, выпускающий кремниевые биполярные дискретные элементы средней и большой мощности; орловские компании "Протон-импульс" (www.proton-impuls.ru) и "Протон-электротекс" (www.eletex.ru); Прохладненский завод полупроводниковых приборов (Кабардино-Балкария); ФГУП "Саранский завод точных приборов", освоивший выпуск штыревых диодов на токи 10-80 А, которые по параметрам не уступают (по утверждению производителя) аналогичным диодам других производителей, а по цене - значительно дешевле; "Электровыпрямитель" (Саранск, www.moris.ru/ ~martin), изготавливающий ПП в дискретном и модульном исполнениях, рассчитанные на токи от 10 до 10 000 А и напряжение до 6500 В; Фрязинский завод мощных транзисторов (Московская область, www.fzmt.ru), продукция которого используется в промышленности, автомобильном и железнодорожном транспорте, а также в системах электрооборудования и электропитания для изделий военного и аэрокосмического назначения; ЭЛТОМ (Московская область, www.eltom. ru) и "Энергомодуль" (Московская область, Троицк), выпускающий модули питания; государственный завод "Пульсар" (Москва, www.pulsar.rosprom.org), изготавливающий мощные ВЧ-транзисторы для радиосвязи, СВЧ-транзисторы и изделия на их основе для систем опознавания, и др.

Наиболее значимыми для отечественной отрасли являются российские компании, занимающиеся проектированием и производством силовой электроники.

Ряд отечественных компаний-производителей проявляют активность сразу в нескольких направлениях, занимаясь одновременно проектированием, производством, поставками и обслуживанием своей продукции. Немаловажным штрихом, на что нельзя было не обратить внимание, было то, что число российских производителей превышало количество компаний, отвечающих только за поставки продукции.

Новый IGBT-модуль завода “Контур”

Оборудование для изготовления модулей и ПП демонстрировали как непосредственно производители этой техники, так и дистрибьюторы: Воронежский НИИ полупроводникового машиностроения, предприятие "Остек" (Москва, www.ostec-smt.ru), F&K Delvotec Bond-technik (Германия, www. ivtec.ru).

Ограничитель напряжения

завода “Электровыпрямитель”

Из готовых изделий на базе силовых электронных компонентов (ЭК) интерес у посетителей вызывали источники питания, которые были представлены непосредственно производителями, среди которых Lambda (Израиль, www.lambda.ru), изготавливающая компактные источники питания для различных областей, и Universal Voltronics (США, www. voltronics.com/), выпускающая высоковольтные источники питания (0,5-500 кВ), применяемые в медицинских, научных, оборонных, производственных и коммерческих целях. Из отечественных производителей этих изделий можно отметить фирму "Апельсинн" (Москва, www.apelsinn.ru), выпускающую встраиваемые источники вторичного электропитания малой и средней мощности, ИБП и т. д.; компанию "Прософт" (Москва, www.prosoft.ru), предлагающую перспективные решения по мощным источникам вторичного электропитания. А системы питания СТК-ВИКОМ (Москва, www.ipower. ru), предназначенные для широкого спектра оборудования, по данным компании, эксплуатируются в СНГ, странах ЕЭС, США, Китае, Южной Корее.

Из числа зарубежных вендоров с интересными решениями выступили германские производители: Infineon (ЭК высокой мощности - свыше 1 ГВт) - в модульной и дисковой конфигурации); Mitsubishi Electric Europe (логические силовые и IGBT-модули, MOSFET-модули, высоковольтные ИС и транзисторные матрицы); Curamik Electronics (металлокерамические подложки DBC для изделий силовой электроники); Semelab (Англия, www. semelab.co.uk), поставляющая ЭК для авиации и промышленного применения; Semikron (www.semikron. com), ведущий европейский производитель и поставщик силовых ПП, и др.

Многие компании не значились среди официальных участников, представляя свои продукты через партнеров. Но иногда можно было пообщаться непосредственно с представителем вендора. Так, например, на стенде дистрибьютора "Компэл" находился инженер фирмы National Semiconductor (www.national.com), официально не принимавшей участия в выставке; он рассказал о новых разработках, в числе которых были датчик для интеллектуального управления теплообменом микропроцессора, устройство электропитания через сеть Ethernet, микросхема управления питанием при подзарядке аккумуляторов для мобильных аппаратов. А менеджер фирмы Orthodyne Electronics (США, www.orthodyne. com), находившийся на стенде компании "Остек", выступающей в нашей стране ее дистрибьютором, подтвердил информацию (полученную на стенде завода "Контур") о поставке и монтаже оборудования Orthodyne для автоматизации (на этом заводе) производства электронных модулей (до 15 тыс. в месяц), запуск которого ожидается уже в декабре.

Проблемы сбыта

Проанализировав положение с продвижением на рынок отечественных электронных изделий, можно сделать вывод о том, что главным препятствием здесь является их "неузнаваемость", сохранившаяся еще со времен СССР, когда все распределение продукции, о которой было известно лишь ограниченному кругу специалистов, шло через Госплан по госзаказам. С тех пор в сегменте отечественной силовой электроники мало что изменилось, что и подтвердила очередная выставка. Редко какой дистрибьютор возьмется продвигать незнакомый продукт, изготавливаемый на непонятном, да еще с тяжелым брендом (N-ский завод полупроводниковых приборов и т. п.), а иногда и вообще малодоступном для контактов (порой даже не имеющем адреса электронной почты, не говоря уже о Web-адресе) предприятии, пусть даже на нем выпускается электронный продукт, действительно имеющий превосходные характеристики, отличающийся высоким качеством и надежностью, а само это предприятие обладает резервными мощностями для их производства точно в срок. Увы, в рыночных условиях всего этого недостаточно - нужен узнаваемый (да еще ласкающий слух) бренд (например, как у "большой тройки" электронных производителей - "Ангстрем", "Микрон", "Интеграл"), а также проведение маркетинговых акций и рекламных кампаний.

Мощные ВЧ-транзисторы завода “Пульсар”

По мнению г-на Авдонина, для цивилизованного овладения электронным рынком необходимы значительные инвестиции в рекламу продукции. Иностранные фирмы тратят на эти цели примерно 10% своей прибыли, что в абсолютных цифрах выливается в весьма приличную сумму, в то время как большинство отечественных производителей пока или не осознают важности данной акции, или не имеют нужных для этого средств. Но первое, что таким предприятиям необходимо, - это поддержка со стороны как государства, так и частного бизнеса, СМИ, которые должны отображать реальную картину в отрасли.

Новый IGBT-транзистор

 Фрязинского завода

Конечно, ни на ребрендинг, ни на маркетинг, а тем более на впечатляющую рекламу у отдельных "заводов полупроводников" денег нет, тем более что для проведения таких действий требуются специалисты с опытом и с очень хорошей зарплатой. Но ситуацию надо не теряя времени менять, так как с юга и востока развертывается масштабное (не в пример западному) наступление в электронном сегменте. Здесь промедление может оказаться для нашей электроники смерти подобным.

Выпрямительные диоды таблеточной

 конструкции завода “Электровыпрямитель”

Попытки изоляции отрасли от рынка, даже если на ее модернизацию будут выделены бюджетные деньги (но ведь их нельзя потратить на рекламу своей продукции!), ни к чему хорошему не приведут - продать на рынке неизвестный продукт в условиях жесткой конкуренции с брендами, в которые вложены многомиллиардные долларовые суммы, будет невозможно.

Подготовка специалистов нового поколения представляет собой ключевую задачу, выходящую на государственный уровень, которая не под силу одному предприятию.

Тем не менее выход есть, поскольку есть примеры успешной работы отечественных производителей электроники. Напомним, что из общего объема выпуска флагманской тройки на внутренний (российский) рынок поступает 40% продукции, а на экспорт - 60%. Причем, например, зеленоградский завод "Микрон" поставляет в страны Юго-Восточной Азии 50% всей продукции, в том числе изделия силовой электроники, регуляторы напряжения. Для того чтобы переломить ситуацию, связанную с отсутствием маркетинга, брендов, рекламы, Роспрому, как координирующей организации в российской промышленности, быть может, стоит предложить отечественным предприятиям разработать совместную стратегию продвижения продукции, взять единый бренд для силовой электроники, осуществлять единый маркетинг, рекламу и т. п., иными словами, объединить силы компаний, пока нетвердо ориентирующихся в рыночной жесткой среде. Затраты здесь могут быть минимальными, а эффект, как показывает мировой и российский опыт, может оказаться существенным: продукция наших изготовителей станет узнаваемой, а следовательно, и покупаемой.

Кадры решают...

На стендах производственных компаний часто можно было услышать о кадровом дефиците. Но подготовка специалистов нового поколения представляет собой ключевую задачу, выходящую на государственный уровень, которая не под силу одному предприятию. Причем речь идет не только о специалистах технических, таких как электронщики и технологи, но также и о "рыночниках" - маркетологах, аналитиках и менеджерах, нацеленных не на легкое продвижение уже "раскрученных" западных брендов, а способных поднять предприятие, оценив сложившуюся на нем ситуацию, и оперативно принимать конкретные комплексные решения, направленные на развитие бизнеса.

Сегодня на многих электронных предприятиях страны в силу их неприспособленности к работе в рыночных условиях и из-за крайне низких зарплат остро ощущается дефицит кадров, причем средний возраст технических специалистов приблизился к пенсионному. Для преодоления кадрового дефицита, видимо, следует не только изменить программу подготовки выпускников, но и привести ее в соответствие с требованиями рынка и постоянно изменяющейся ситуацией в этой стратегически важной для государства области. В этом плане государству необходимо оказать (хотя бы на начальном этапе) поддержку электронному производству.

Вместо заключения

Силовая электроника, по мнению российских специалистов, представлявших свою продукцию на выставке, при благоприятных обстоятельствах и соответствующей поддержке может стать своего рода локомотивом, который вытянет на более высокий уровень всю отечественную электронику. И проблема здесь, как заявляли на выставке некоторые эксперты, заключается не в дотациях государства, а в создании благоприятного климата для развития отрасли.