ПРОМЫШЛЕННАЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ
Одна из главных задач системы автоматизации промышленного предприятия заключается в синхронизации бизнес-целей с производственными процессами, и чтобы достичь такой согласованности, необходимо наладить интегрированное управление производством и производительностью. Для практического решения этой проблемы компания Wonderware (www.wonderware.com) недавно предложила новую объединенную системную серверную платформу с гибкими масштабируемыми программными модулями.
Новая концепция управления промышленным интеллектом
Как рассказал Александр Тюняткин, региональный менеджер Wonderware в России и странах СНГ, цель такого шага - в упрощении и ускорении разработки и объединения (в единую систему) программных продуктов, в том числе получаемых от разных поставщиков, что потребовало разработки новой концепции проектирования систем автоматизации производства. Эта концепция базируется на решении "Системная платформа" (System Platform), которое объединяет все основные серверные продукты компании - Industrial Application Server (IAS - сервер промышленных приложений), Historian (Industrial SQL Server, InSQL - сервер баз данных, представляющий собой расширение Microsoft SQL Server), Information Server (SuiteVoyager - информационный интранет/интернет-портал предприятия), а также инфраструктуру Device Integration Server (сервер интеграции полевых устройств). По мнению г-на Тюняткина, System Platform увеличивает гибкость и масштабируемость разрабатываемых на ее основе решений промышленной автоматизации, позволяя наращивать их функционал в процессе эксплуатации.
Александр Тюняткин: “Новая
системная платформа в
модульном исполнении будет
доступна уже в ноябре”
Все серверы, составляющие основу системной платформы, обновлены - переконфигурированы и выполнены в виде программных модулей (ранее они были представлены в виде автономных продуктов). В базовом варианте они будут предоставлять возможности для интегрированного управления производством и производительностью, диспетчерского контроля, разработки, развертывания приложений и управления ими, а также осуществлять управление информацией и ее доставкой.
Отсутствие единого информационного пространства неблагоприятно сказывается на взаимодействии территориально распределенных подразделений, входящих в одну компанию. Wonderware в своей концепции предусмотрела возможность, позволяющую преодолеть этот недостаток: System Platform способна поддерживать объединение производственных систем и глобальное пространство имен.
Концепция ориентирована на гетерогенную производственную среду, что обусловлено необходимостью использования разных технологических процессов. В такой среде присутствуют различные машины и установки, оснащенные разными средствами автоматизации и информационными системами, поставляемыми многочисленными вендорами. Система автоматизации, созданная на базе продуктов Wonderware, позволяет клиенту с целью мониторинга и управления технологическими процессами и оборудованием сформировать модель предприятия, которая будет отображать его логическую структуру и основные информационные потоки, предоставлять административные функции коммуникаций, диагностики, аварийной сигнализации, визуализации, безопасности и т. п.
В настоящее время "Системная платформа" может получать информацию от множества устройств по различным промышленным протоколам и включает более 800 драйверов, предназначенных для непосредственной связи системы с источниками данных, поступающих в реальном времени от датчиков, контроллеров и других устройств.
В ближайшей перспективе
По словам Стивена Гарбрехта, менеджера по маркетингу Wonderware, уже в следующем году практически все продукты компании будут обновлены, а большинство из них получит и новые названия.
Развивая предложенную концепцию, компания анонсировала новые модули, которые будут доступны уже в ноябре этого года: Manufacturing Execution Module (управление дискретным производством); Qi Analyst v.8.0 (обеспечение контроля качества, включая выполнение требований международных стандартов качества), Equipment Performance Module (определение причин незапланированных остановов с минимальным вовлечением оператора, анализ этих причин, расчет показателя общей эффективности использования оборудования OEE, что способствует повышению производительности оборудования); Equipment Operations Module (запись всех производственных событий, а также управление параметрами настройки оборудования, благодаря чему можно быстро реагировать на нештатные ситуации).
В следующем году планируется выпустить еще четыре модуля: Enterprise Integration Module (обеспечивает открытый подход к интеграции с ERP-системой предприятия и согласования целей бизнеса и производства, увеличивая прозрачность производства), Batch Execution Module (управление периодическим производством), MFG Quality (определяет отклонения процесса до того, как они негативно повлияют на качество продукта), MFG Performance Module (пользовательское приложение, помогающее оптимизировать производство).
В IV квартале нынешнего года планируется обновить I/O-серверы в линейке Device Integration - DA Servers, а также DAS Engine. В эти продукты будут включены серверы, обеспечивающие интерфейс для обмена данными с новыми продуктами компаний GE, Siemens, Mitsubishi, Omron, ABCIP.
В I квартале 2007 г. новый продукт Wonderware Information Server 3.0 заменит интернет-портал SuiteVoyager 2.6.
В III квартале будущего года ожидается выпуск Wonderware Application Server 3.0 со значительно более развитым функционалом (по сравнению с IAS 2.5, присутствующим на рынке), в том числе с поддержкой новых продуктов Microsoft Vista, .NET 2.0, Office 12, а также с новым принципом лицензирования, предусматривающим централизованное управление.
Wonderware планирует обновление не только серверных, но и клиентских продуктов. Так, в III квартале 2007 г. ожидается выпуск новой версии InTouch10.0, которая будет построена на технологии ArchestrA, что позволит увеличить эффективность диспетчерских систем класса HMI/SCADA в условиях разных типов производства. В модели InTouch10.0 будут реализованы новые графические возможности для построения более удобного интерфейса пользователя и ряд других функций.
Другой клиентский продукт, ActiveFactory, будет заменен новым эквивалентом Analysis Client, а на смену SuiteVoyager Client придет Reporting Client.
Для ускорения работ по созданию системы автоматизации Wonderware предлагает воспользоваться новыми компонентами QuickStarts, представляющими собой предопределенные решения, оформленные в виде шаблонов, а также тренинг по их применению.
Партнеры Wonderware в России
Стоит отметить, что у Wonderware сложилось тесное технологическое партнерство с двумя софтверными гигантами - Microsoft и SAP. Напомним, что еще в конце 1980-х Wonderware первой из компаний, занимающихся промышленной автоматизацией, применила ОС MS Windows в заводских условиях.
Microsoft с самого основания Wonderware оказывает ей всяческую поддержку, проводя совместные работы. Такое тесное содружество объясняется, видимо, не только успешным взаимодействием, но еще и тем, что разработчики ПО компании - выходцы из корпорации Билла Гейтса. Во всяком случае, обновления продуктов и многие новинки Microsoft, которые появляются на рынке, Wonderware первой (после согласования со своим ПО и тестирования) внедряет в промышленности. Тестированием продуктов Microsoft (в том числе на предмет безопасности) занимается специальная группа Wonderware.
Тесный альянс сложился у Wonderware и с SAP. По словам Сергея Лабутина, инженера "SAP СНГ" по решениям my-SAP NetWeaver, компании совместно продвигают концепцию адаптивного производства. В рамках этой концепции предлагается комплексное решение по интеграции платформ SAP и Wonderware, что позволит создать условия для осуществления в реальном времени как финансовой деятельности, так и производства в соответствии с принятой на предприятии бизнес-стратегией. Г-н Лабутин подтвердил, что решения обеих компаний на основе стандартов S95/B2MML подготовлены к такой интеграции, и это позволило приступить к реализации ряда совместных проектов в США и Западной Европе. В России совместное решение SAP и Wonderware, по его словам, будет доступно в следующем году. Внедрение комплексного решения даст возможность, как считают его апологеты, достичь прозрачности предприятия в реальном времени, синхронизации производственных и бизнес-процессов, повысить производительность и качество выпускаемой продукции, увеличить гибкость производства. "Главной целью совместного проекта является объединение сил для разработки продукта нового поколения, - пояснил Сергей Лабутин - Этот продукт должен представлять собой полностью интегрированное решение, обеспечивающее управление предприятием до уровня ERP".
Сама Wonderware не занимается внедрением своих продуктов, доверив эту работу своим партнерам. По заявлению г-на Тюняткина, в нашей стране ее главным дистрибьютором является компания Klinkmann (www. klinkmann.com), через которую осуществляется основной объем продаж продуктов Wonderware на российском рынке промышленной автоматизации. Klinkmann также ведет разработку ПО, дополняющего платформу Wonderware.
Сегодня в нашей стране, по словам регионального менеджера, с продуктами Wonderware работают уже более сорока сертифицированных партнеров. Среди сертифицированных системных интеграторов, внедряющих проекты с использованием продуктов Wonderware на территории России, наряду с Klinkmann активно действуют "ПЛКСистемы" (www.plcsystems. ru), "РТСофт" (www.rtsoft.ru), "Ай-Теко" (www.i-teco.ru) и ряд других компаний.
Обучение и поддержка
Как рассказал Александр Тюняткин, с целью повышения уровня поддержки клиентов и качества предоставляемых им услуг, а также эффективности проводимых разработок Wonderware в текущем году была реорганизована в три подразделения, ориентированные на следующие направления:
- разработка решений для управления производством и производительностью;
- создание программных продуктов для разработки диспетчерских систем класса HMI/ SCADA;
- сервисная поддержка потребителей, включая консалтинг, тренинги и т. п.
По словам г-на Тюняткина, в Риге действует центр компании Klinkmann, оказывающий техническую поддержку клиентам Wonderware и охватывающий русскоязычную аудиторию стран бывшего СССР. А в Санкт-Петербурге и Москве находятся офисы единственного сертифицированного центра обучения на территории России, причем занятия с клиентами по изучению продуктов Wonderware его эксперты проводят как очно, так и в дистанционном режиме через Интернет с предоставлением учебных пособий и проведением консультаций - по телефону или e-mail.
Контакты с пользователями программных продуктов Wonderware осуществляются через центр поддержки компании Klinkmann, где, по данным его руководства, ежедневно обрабатывается около 200 сообщений (в основном в виде вопросов) клиентов, анализ которых дает материал для устранения ошибок и совершенствования ПО.