ИТ-СООБЩЕСТВО

В нашей стране понятие "ИТ-отрасль" довольно долго ассоциировалось с ИТ-компаниями, поставщиками продуктов, технологий и услуг. При этом как-то упускалось из виду, что очень большая доля ИТ-специалистов (точных оценок нет, но, скорее всего, она не менее 50%) трудится в ИТ-подразделениях компаний, относящихся к категории заказчиков. Более того, если подходить к оценке ИТ-рынка с точки зрения стоимостных показателей, то нетрудно заметить, что создание значительной части валового ИТ-продукта приходится именно на предприятия заказчиков: это и разработка внутрифирменного ПО, и системная интеграция, и техническая поддержка*1.

_____

*1 К сожалению, исследователи российского ИТ-рынка, похоже, упорно игнорируют эту важную составляющую.

В последние годы в целях повышения эффективности затрат заказчики все больший объем работ по организации и поддержанию своей ИТ-инфраструктуры передают специализированным ИТ-компаниям (подобный подход мы сегодня часто называем аутсорсингом). Но удивительное дело - роль на рынке ИТ-представителей компаний-потребителей при этом только возрастает! Объясняется это довольно просто: практика десятилетней давности по схеме "купил - продал" меняется на схему реализации сложных долгосрочных проектов, в которых все больше доминирует известный принцип "кто платит, тот и заказывает музыку". Весьма важным является и сложившееся к настоящему времени понимание того, что основные ИТ-затраты предприятий связаны не с внедрением новых технологий, а с сопровождением существующей ИТ-инфраструктуры, чем занимаются именно ИТ-подразделения. Кроме того, по общему признанию, роль ИТ в бизнесе в целом растет, а значит, повышается и рейтинг ИТ-менеджеров.

Естественное следствие такого развития ситуации на российском ИТ-рынке - активизация консолидации сообщества ИТ-специалистов по "ту сторону баррикад" (со стороны заказчиков) для решения собственных задач, таких как обмен техническим и организационным опытом, выстраивание коллективной позиции при общении с ИТ-поставщиками и, что немаловажно, организация своеобразного профсоюза, помогающего выстраивать отношения со своим начальством и работодателями.

Прямым следствием и примером такой консолидации является и московский клуб ИТ-директоров 4CIO.ru (www.4cio. ru), который в середине ноября отметил четвертую годовщину со дня своего создания, собрав по этому случаю около 250 человек, преимущественно членов московского и региональных CIO-сообществ - руководителей ИТ-подразделений крупнейших компаний России. А начиналось это движение так: ноябрьским вечером 2002-го четыре ИТ-директора в офисе одной из московских компаний ели пиццу и обсуждали свои проблемы по внедрению сложных ИТ-систем. В конце встречи решили, что вопросов для обмена мнениями еще много и потому встречаться нужно чаще. И что стоит пригласить на такие посиделки еще кого-то из знакомых ИТ-специалистов...

С тех пор московский Клуб 4CIO.ru, как записано в его уставных документах, - это самоокупаемая организация профессионалов, формирующих видение развития ИТ на своих предприятиях и на его основе влияющих на политику поставщиков решений и технологий, а также активно участвующих в формировании стандартов в области ИТ. Конкретные цели клуба сформулированы следующим образом:

- создать платформу для обмена мнениями по актуальным проблемам использования ИТ;

- сформировать неформальные группы по отраслевому или иному принципу, которые смогли бы от имени клуба проводить в жизнь политику влияния на поставщиков, разработчиков решений и консультантов;

- организовать анонимный учет качества работы поставщиков, консультантов и разработчиков решений с целью формирования независимых рейтингов;

- выработать единые правила взаимодействия с крупными фирмами, поставщиками, консультантами и разработчиками;

- создать независимый консультационный центр для собственников и руководителей компаний, где они могли бы получать взвешенные решения существующих проблем от независимых профессионалов в области ИТ.

В настоящее время число членов 4CIO.ru приближается к 200. Но самое главное: идея создания подобных сообществ нашла поддержку по всей стране. Сегодня помимо московского работают еще пять CIO-клубов - в Екатеринбурге, Новосибирске, Перми, Санкт-Петербурге и Челябинске. В общей сложности они объединяют ИТ-директоров около 700 компаний.

Всероссийской площадкой их встречи является ежегодный CIO Summit, одним из соорганизаторов которого уже три года является 4CIO.ru. На последнем CIO Summit 2006, прошедшем в начале октября в Подмосковье, было решено приступить к созданию всероссийского Союза ИТ-директоров. Объединяющей платформой такой ассоциации будут совместные проекты нескольких CIO-клубов. Об этих планах было официально объявлено на прошедшем празднике, хотя структура исполнительных органов и юридическая форма Союза сейчас находятся еще в стадии обсуждения, а его учредительный съезд планируется провести в феврале 2007 г.

Однако это хотя и ближние, но все же еще только планы. А в чем же заключается работа основателя CIO-движения - московского клуба?

Его деятельностью руководит выбранный совет из десяти членов клуба во главе с нынешним председателем - генеральным директором ОАО "ОГК-4" Павлом Пестряковым. Операционную работу выполняет управляющий офис 4CIO.ru во главе с исполнительным директором Алексеем Кравченко. Основные мероприятия, проводимые клубом, - организация периодических встреч по проблемам, интересующим его членов.

Павел Пестряков: “Надеюсь,

 что со временем день

 рождения клуба 4CIO станет

 "Всероссийским днем работника

 сферы информационных технологий”

Принципиально важным является то, что 4CIO.ru называется именно клубом, поскольку это очень точно отражает организационный стиль его работы: в общем случае тип заседаний является закрытым, на них допускаются только члены клуба, которые по уставу должны соблюдать конфиденциальность обсуждаемых на встречах вопросов. Разумеется, многие встречи имеют более открытый характер: на них приглашаются и посторонние (представители ИТ-компаний, чиновники, журналисты), но чаще всего на условиях неразглашения полученной здесь информации. Любопытная деталь: по регламенту работы клуба его члены могут наложить вето на право присутствия на заседаниях конкретных персон (например, приглашаются представители какой-либо компании, но оговаривается, что среди них не должно быть того или иного конкретного человека).

Из сказанного понятно, что клуб 4CIO.ru изначально позиционировал себя в роли независимого, активного игрока российского ИТ-рынка и за прошедшие четыре года он и его региональные собратья добились вполне очевидных успехов: CIO-сообщество получило признание со стороны ИТ-компаний, оно перешло от обсуждения внутренних проблем к реализации общеотраслевых проектов, скажем, в области стандартизации (www.moo-sodi.ru). В этом плане очень показательным является, например, набирающий популярность ежегодный CIO Summit, фактически единственное российское ИТ-мероприятие, где бал правят не поставщики, а заказчики (см. PC Week/RE, N 39/2006, с. 1).

Весьма характерно и то, что у ИТ-компаний заметно повысился интерес к сотрудничеству с CIO-клубами. Это видно по тому, что многие из них теперь стремятся стать партнером этих сообществ и спонсорами проводимых ими мероприятий. Но при этом ИТ-директора держат определенную дистанцию в общении со своими контрагентами. Это было, кстати, хорошо видно и на торжественном мероприятии по случаю очередной годовщины клуба: его спонсорами стали несколько ИТ-компаний, в том числе Accenture, OXS, "1С", APC, "АйТи", Computer Mechanics. Но среди приглашенных, несмотря на светский характер мероприятия, других представителей ИТ-бизнеса не было.

Нынешней осенью наметилась очевидная тенденция на установление прямого стратегического диалога CIO-сообщества с ведущими ИТ-поставщиками на российском рынке. В качестве наиболее яркого примера можно привести прошедшее в конце октября выездное заседание 4CIO.ru, во время которого состоялся первый и весьма откровенный разговор ведущих московских CIO с руководством фирмы "1С" во главе с ее директором Борисом Нуралиевым. Там же было решено проводить подобные встречи на регулярной основе. Наметилось также создание механизма обсуждения и решения проблем при реализации сложных проектов с корпорацией Microsoft (www.microsoft.ru).

Среди конкретных задач, которые ставит перед собой российское CIO-сообщество, - оказание помощи предприятиям в виде проведения независимого аудита качества ИТ-проектов, в том числе в разрешении вопросов, неоднозначно трактуемых ИТ-директорами и вендорами. Речь идет также о создании "Портала готовых решений", который должен представлять собой банк знаний, аккумулирующих опыт работы, накопленный членами сообщества. Правда, настораживает то, что применительно к данному проекту уже прозвучал термин "коммерческий продукт". Это явно противоречит изначальному некоммерческому характеру организации. Из опыта российского рынка хорошо видно: попытка подведения бизнес-основы под деятельность общественных организаций, как правило, приводит к их закату.

Как бы то ни было, в пятый год своей жизни 4CIO.ru вступил с весьма серьезными деловыми планами. И в этой связи хотелось бы привести очень точное замечание из приветственного послания клубу 4CIO.ru заместителя министра Министерства информационных технологий и связи РФ Дмитрия Милованцева: "На смену системному администратору пришел ИТ-директор. Это свидетельство перехода на новый, более высокий уровень развития профессионализма и конкурентоспособности российского ИТ-сообщества".

Версия для печати