НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Российский оператор связи "РТКомм" (www.rtcomm.ru) стал участником приоритетного национального проекта "Образование", в рамках которого он будет обеспечивать интернет-трафик в школах нашей страны (см. PC Week/RE, N 40/2006, с. 1). По итогам открытого конкурса, проведенного Федеральным агентством по образованию (Рособразование) при участии Мининформсвязи РФ, эта компания стала исполнителем проекта "Обеспечение доступа к сети Интернет образовательным учреждениям Российской Федерации".

13 сентября 2006 г. был подписан государственный контракт между Рособразованием и "РТКоммом". Проект предполагает в срок до конца 2007 г. подключение 52 940 российских образовательных учреждений к Интернету и обеспечение их доступа к ресурсам Всемирной сети. Источником финансирования является федеральный бюджет. Стоимость контракта по обеспечению интернет-трафика составляет 3 млрд. руб., из которых 1 млрд. выделен на нынешний год.

"В стране еще не было проектов такого масштаба, - говорит Павел Терещенко, генеральный директор "РТКомма", - чтобы менее чем за полтора года подключить к Сети 53 тыс. объектов". В рамках программы будет подключаться по 3000-6000 школ в месяц, а всего в этом году должно быть подключено к Сети 18 тыс. образовательных учреждений, которые сразу же начнут получать интернет-трафик в необходимом объеме.

Павел Терещенко: “Проект

 предполагает в срок до конца 2007 г.

 подключение 52 940 российских

 образовательных учреждений к

 Интернету и обеспечение доступа к

 ресурсам Всемирной сети”

Однако этим функции подрядчика не ограничиваются. "Интернет представляет собой информационную среду, наполнение которой часто оказывается сомнительным или даже вредным с точки зрения школьных учреждений, - отметил Терещенко. - Поэтому "РТКомм" будет вести фильтрацию контента. Такой пункт существует в контракте, и мы устанавливаем серверы фильтрации".

"Несмотря на большой запланированный объем работ, "РТКомм" идет с опережением, - рассказал Михаил Порядин, заместитель генерального директора "РТКомма" по реализации проекта "Образование". - Перевыполнение плана текущего года является серьезным заделом для успешного завершения работ по государственному контракту в следующем году".

По его словам, такой проект, реализуемый одновременно в 88 регионах страны, прежде всего - логистический. Здесь надо обеспечить одновременную согласованную работу 4000 человек в разных частях России. За первые четырнадцать дней ноября по Российской Федерации к Интернету в общей сложности подключено 2209 общеобразовательных учреждений (1620 городских и 589 сельских). За день подключается от 150 до 450 школ.

Гладко было на бумаге

При всей пользе этого проекта организаторам трудно скрыть отсутствие системного подхода. К примеру, деньги на оплату трафика выделяются, а где взять средства на подключение и подготовку кадров, на поддержание школьных сетей и создание образовательных ресурсов? Каковы будут следующие шаги?

Подключение образовательных учреждений осуществляется на очень невысокой для такого рода учреждений скорости - 128 кбит/с (правда, с возможностью дальнейшего увеличения пропускной способности линий до 512 кбит/с). Есть ли вообще внятная концепция информатизации учебных заведений? Учтен ли предшествующий отечественный и зарубежный опыт?

Чтобы быть подключенной к Всемирной сети, школа должна удовлетворять ряду условий: необходимо, чтобы она была компьютеризирована, а выделенное помещение - подготовлено для предоставления услуг (электропитание, обеспечение сохранности оборудования, поддержание определенной температуры и влажности и т. д.).

"Еще до начала работ Рособразование и Россвязьнадзор оценили подключаемые объекты с точки зрения возможности их присоединения к инфраструктуре связи и 10% от общего числа (около 5500) признали сложными", - отметил Павел Терещенко.

Сегодня идет присоединение легкодоступных объектов. Например, в Москве порядка 120 школ не имели выхода в Сеть. Сейчас 80 из них уже числятся в списке "охваченных" услугой. Сделано это было с помощью компании "Синтерра", которая подключила их к своей WiMAX-сети.

В принципе для подключения учебных заведений может быть использовано три технологии: ADSL по проводным линиям связи, радиотехнологии при отсутствии телефонных линий и VSAT-станции там, где нет телекоммуникационной инфраструктуры.

Но как быть, если в школе нет не только линии связи, но и электричества? Такие школы с электропитанием от местного генератора и "кочевые" учебные учреждения как раз и отнесены к числу проблемных. По утверждению представителей "РТКомма", над этим вопросом будут думать Рособразование и местные власти. Но, как известно, во многих регионах денег может не быть совсем. Поэтому для чиновников проще всего решить проблему, закрыв ряд сельских школ. О том, что это не фантазии, понятно из отчета Александра Кириллова, технического директора "ЦентрТелекома". В одной из областей ЦФО в ходе составления списков из 800 объектов, первоначально предназначенных для подключения к Сети, около 200 выпало в связи с закрытием школ, и не исключено, что одним из побудительных мотивов к этому стали потенциальные трудности их интернетизации.

В целом в России свыше 60 тыс. школ. Сумма в 3 млрд. руб. выделена на предоставление услуг связи по факту состоявшего в рамках проекта подключения объектов, и только их трафик будет оплачиваться без ограничения. Так что интернетизированные ранее школы из данного бюджета ничего не получат. А хватит ли им денег на оплату трафика - большой вопрос.

Не секрет, что многие школы формально подключены к Интернету, но не имеют возможности им пользоваться по причине хронического безденежья. Известны случаи, когда провайдеры бесплатно раздавали модемы школам и подключали их к своим сетям. Что было дальше? Два-три месяца вся школа с энтузиазмом "рылась" в Интернете, после чего деньги или бонусы заканчивались и проект благополучно умирал. Однако в официальных отчетах эти школы продолжали числиться как "оснащенные Интернетом".

Победная поступь подключений в ряде регионов тормозится из-за срыва поставок оборудования - отечественные производители, например, просто не справляются с заложенными в проект темпами интернетизации учебных заведений. "Все почему-то забыли, что нужно сначала заказать микросхемы (около тридцати дней), потом отдать заказ на завод, который столько же времени будет производить оборудование, затем привезти его из Китая, развести по объектам, установить. Весь цикл занимает как минимум полгода", - отмечает Сергей Сазонов, директор по работе со стратегическими вендорами компании "Verysell Проекты".

Есть и другие вопросы

"ЦентрТелеком" в зоне своей ответственности должен подключить 11 452 образовательных учреждения, в том числе 3929 подключений обеспечить в течение этого года. В сельской местности еще действует немало воздушных линий связи, и компании придется ликвидировать 1800 км таких линий и заменить их на кабельные. Общий объем инвестиций "ЦентрТелекома" в этот проект составит 400-450 млн. руб.

Проект обеспечения доступа к Интернету для образовательных учреждений РФ

Спрашивается, что заставляет операторов связи нести такие издержки. Административное давление? Не только. Как признал г-н Кириллов, на каждую подключенную в рамках проекта школьную линию компания будет получать 1000 руб. в месяц за использование ресурса сети. Правда, это не из трехмиллиардного фонда. Интересно узнать - откуда?

А кто в самих учебных заведениях займется поддержанием новых информационно-коммуникационных ресурсов? Ведь должности сисадминов в школах не предусмотрены. Вероятно, придется взвалить все эти проблемы на плечи все того же учителя информатики.

Остается открытым и вопрос коммерциализации образовательных ресурсов. Наверняка возникнут попытки приторговывать полученным "халявным" Интернетом в форме создания интернет-кафе, молодежных компьютерных клубов и т. д. К сожалению, менталитет таков, что многие просто не понимают, что это тривиальное воровство. Необходим жесткий контроль на местах.

"Подключение школ к Интернету - дело нужное и важное, - отметил Сергей Карелов, председатель совета Лиги независимых экспертов в области ИТ. - Однако мало подключить школу ко Всемирной сети. Согласно NCES (национальный центр образовательной статистики министерства образования США), существует несколько десятков параметров, характеризующих степень зрелости национальных образовательных систем в вопросе доступа школ к Интернету".

Так, в США, где к 2002 г. почти все школы были подключены к Сети, по состоянию на тот год 94% их имели широкополосное подключение (что для школьников весьма важно). А число школьников на один подключенный к Интернету компьютер было равно 4,8 (для сравнения: в США в 1998 г. этот показатель равнялся 12,1, а в России сейчас этот показатель уж никак не меньше 20).

Среднее число компьютеров с выходом в Интернет, доступное школьникам в свободное от обучения время, по данным г-на Карелова, составляло в США в 2002 г. 49 шт. на школу (можно предположить, что у нас во внеучебное время школьников к этим компьютерам просто никто не подпустит).

"В том же 2002 г. 86% школ США уже имели свои сайты (или как минимум свои страницы на образовательных сайтах), причем 32% школ обновляли их ежедневно, - продолжил Сергей Карелов. - В 99% школ было установлено специальное ПО, ограничивающее доступ школьников к неподобающему контенту".

"Конечно, полезность национальных проектов не вызывает сомнений, - отмечает Сергей Сазонов. - Но хотелось бы, чтобы мы не разрывались на частности, а подходили к проблеме более масштабно". И уж в полной мере использовали бы лучшие наработки, существующие в стране, например достижения Республики Татарстан.

Опыт Татарстана

Татарию смело можно отнести к числу лидеров по информатизации учебных заведений и выполнению программы их подключения к Интернету. Сделано это было несколько лет тому назад в рамках концепции создания республиканской образовательной сети.

В ее основу было положено несколько важных принципов, в том числе минимизация стоимости владения как фактор выживания сети в условиях остаточного принципа бюджетного финансирования образования; интранет для школьников, Интернет для преподавателей; выход в Интернет через Академсеть, а не через коммерческих операторов; создание ресурсного центра и поэтапное подключение учреждений к сети, обучение персонала, принципиальное отсутствие коммерческой деятельности.

К моменту старта общероссийского проекта по обеспечению школ средствами выхода в Интернет к образовательной сети Татарстана уже было подключено 1806 образовательных учреждений. По "техническим причинам" к ней не подсоединены 82 школы, что составляет менее 0,5% от общего их числа. В среднем в республике на один школьный компьютер приходится 24 обучаемых.

В качестве одной из задач школьного образования здесь рассматривали необходимость сделать молодое поколение конкурентоспособным на рынке труда, а задачу информатизации школ видели в том, чтобы научить, как получать современные знания и как их использовать. Другими словами, "дать удочку и научить пользоваться ею ".

"В чем цель создания инфокоммуникационной образовательной сети министерства образования? В том, чтобы упомянутую "удочку" сделать качественной, доступной каждому ученику и педагогу", - поясняет Азат Ярмухаметов, в недавнем прошлом советник министра образования Татарстана и главный конструктор школьного сегмента этой сети.

Какой должна быть такая сеть? Многие говорят, что она должна строиться на современных мощных компьютерах и широкополосном скоростном доступе в Интернет. "Как вы думаете, что эффективней для обучения, работать один час в неделю на мощном компьютере или три часа в день на среднем, при условии, что на них установлены одинаковые программы? - продолжил г-н Ярмухаметов. - Мощные компьютеры нужны для автоматизированного проектирования, решения криптографических и других задач в производстве и науке. Подростки обычно используют широкополосный доступ в Интернет для закачки МР3-музыки, DVD-фильмов, трехмерных игр-стрелялок и т. п. Нужно ли это, чтобы получить навыки работы с компьютером? "

Поэтому в качестве первого принципа создания школьной сети здесь приняли "принцип разумной достаточности", который отвечает на вопрос, как при ограниченных средствах получить наивысший эффект.

Второй принцип гласит: "Считай не стоимость закупки, а совокупную стоимость владения". Поэтому главная цель создания образовательной сети - максимально сократить совокупную стоимость владения за счет экономии на доступе в Интернет.

Как это делается в Татарстане? Создается мощный ресурсный центр с большой базой знаний, и к нему подключаются все школы. Ресурсный центр подключили к Интернету через SENet Tatarstan (Академсеть), что существенно снизило стоимость получения информации для школ.

В базе знаний ресурсного центра размещаются учебные пособия, методические материалы, библиотеки и другая необходимая для учебного процесса информация. Более того, если преподаватель-предметник разработал новую эффективную методику, он может (и даже должен) разместить ее на ресурсном центре для всеобщего тестирования и внедрения.

Такая конфигурация образовательной сети позволяет не только предоставить школам отобранные в море информации полезные данные, но и оградить от несанкционированного доступа к вредной для школьников информации, как это возможно при непосредственном подключении к Интернету.

Автоматически решаются некоторые вопросы информационной безопасности: в одной точке ресурсного центра фильтруются всем известные вирусы, компьютерные черви, "трояны" и другие вредоносные программы и спам. Доступ преподавателей к информации, отсутствующей в базе знаний ресурсного центра, т. е. прямо в Web возможен. Таким образом, школьная сеть - это интранет, закрытая сеть без непосредственного доступа школьников ко Всемирной паутине.

Концепция предусматривала три этапа:

- создание ресурсного центра и наполнение его контентом;

- подключение к нему районных компьютерных центров, обучение персонала центров, отработка взаимодействия с центром и пилотное подключение наиболее "продвинутых" школ;

- подключение всех школ.

Но даже при таком обстоятельном подходе в Татарии не избежали ошибок. В 2004 г. в соответствии с федеральной программой "Дети России" было выделено около 40 млн. руб. на подключение школ к Интернету. "Обращаю внимание на терминологическую тонкость: подключение школ, а не образовательных учреждений, - говорит Азат Усманович. - Дело в том, что ПТУ, колледжи, спецшколы для детей с ограниченными возможностями и т. п. - официально не школы. То есть "школы" представляют собой подмножество понятия "образовательные учреждения". Напомню, что в апреле разгорелся скандал, когда около 80 тыс. учителей не получили обещанных надбавок, потому что они работают не в "общеобразовательных школах", а, например, в кадетских корпусах".

Обучение персонала тоже является проблемой. Оказывается, чиновники от образования совершенно не заинтересованы в качественном обучении людей.

Таким образом, не получили прав на подключение к сети районные компьютерные центры, отделы образования и прочие учреждения, которые как раз и надо было подключать в первую очередь.

Для создания ресурсного центра были получены средства из резервного фонда президента РТ в объеме 8 млн. руб. В 2004 г. создана первая очередь ресурсного центра в Казани и подключено к нему 1300 школ республики.

На втором этапе в 2005 г. финансирование осуществлялось уже из бюджета Татарстана. Лишь к этому моменту удалось изменить формулировку названия проекта, и к сети подключались уже не просто школы, а "образовательные учреждения", т. е. концепция была реализована в полном объеме.

Было подключено 500 объектов, в том числе районные компьютерные центры, интернаты, специализированные школы, некоторые ПТУ, техникумы. В городах и районных центрах подключение выполнялось по технологии ADSL, в деревнях - по коммутируемой связи. Соотношение примерно 1:1.

Существенно изменилась и структура затрат. Подключение обошлось приблизительно в 9 млн. руб., а обслуживание ранее сформированного сегмента потребовало около 13 млн. руб. Несмотря на жесткую экономию и принятые структурные меры по минимизации затрат, расходы на обслуживание сети составляют около 20 млн. руб. в год, что вполне сопоставимо со стоимостью создания сети без учета стоимости подготовки персонала на местах.

Обучение персонала тоже является проблемой. Причем в самом неожиданном аспекте. Оказывается, чиновники от образования совершенно не заинтересованы в качественном обучении людей (например, получив сертификат Microsoft или Intel по окончании курсов, такие люди просто уходят в коммерческие структуры).

"Мы рассматриваем созданную образовательную сеть как фундамент для развития множества не только полезных, но и необходимых технологий, - отметил Азат Ярмухаметов. - Одной из таких является электронный документооборот министерства".

Сейчас, когда министерство образования РТ преобразовано в Министерство образования и науки, к процессу наполнения образовательной сети подключаются вузы Казани, в том числе такие известные, как двухсотлетний Казанский госуниверситет, Казанский авиационный институт, академические институты Казанского филиала РАН и пр.

Версия для печати